АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Я стала применять различные стратегии на уроках русского языка и литературы. И с некоторыми из них я хочу поделиться.
Остановлюсь на стратегии прогнозирования в 5 классе на уроке русского языка. Классу даю задание: написать рассказ в 3-4 предложениях о шоколадном хирурге.. Сразу поднимаются несколько рук учащихся, которые хотят узнать, кто или что такое шоколадный хирург? Не отвечая на вопросы учеников, я прошу их пофантазировать, проявить творчество, возможно, обратиться к имеющемуся опыту и написать небольшой рассказ о пока еще не известном им шоколадном хирурге. Ученики пишут рассказ, не зная значение слова. Затем заслушиваются работы абсолютно всех учеников: где-то все весело смеются над удачной шуткой, где- то поддерживают автора, думая, что он верно описал характер шоколадного хирурга где- то недоумевают, что таким образом представлено неведомое существо.
Почему нужно заслушать абсолютно все работы? Я пытаюсь на этом этапе продемонстрировать возможности конструктивистского подхода к обучению. Мне важно, во –первых, чтобы все ученики оказались в одинаковых условиях: никто не знает лексическое значение предложенного слова, но все должны выполнить задание. Во– вторых, класс должен убедиться, что учитель не оценивает отметкой «верно/ правильно» или «неверно/ неправильно». Всеми своими действиями учитель демонстрирует, что любой вариант ответа задания «имеет место быть». Заслушивая рассказы друг друга, ребята отмечают правильность построения синтаксических конструкций, разнообразие словаря, соблюдение грамматических норм и т.д.. После прослушивания всех рассказов, обращаясь к заготовленной презентации, последовательно предлагаю ученикам 3-4 подсказки. На этом этапе, прислушиваясь к содержанию каждой подсказки, ребенок определяет, насколько точен его рассказ и отражает особенности характера, поведения шоколадного хирурга.. Каково же было удивление учеников, когда они узнали, что это рыба!.. Для себя сделала вывод, что стратегия прогнозирования позволяет эффективно организовать работу: учит прогнозировать ситуацию, возникает множество предположений, которые ученики аргументируют и приходят к выводу, приводят аргументы, развивается воображение, используется лексика разных стилей. Система подсказок учителя позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на ранее поставленные вопросы. Считаю применение данного варианта стратегии прогнозирования на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным. Данная стратегия развивает способность вырабатывать разнообразные аргументы, формирует навыки самостоятельной и групповой работ, развивает творческие способности, развивает навыки саморегуляции школьников.
Также эта стратегия позволяет развивать память, пока ученик пишет, несколько раз повторяет это слово, когда читает свой рассказ, повторяет, слушая других. Думаю, что внедряя активные стратегии, учитель достигает не только формирования у учащихся знаний о человеке, природе и обществе, но и овладения новыми навыками чтения и письма, развития навыков поиска, анализа и интерпретации информации, логичного изложения своих мыслей, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями.
Целью стратегии « Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Например, учащимся 7 класса при изучении темы «Предлог» было предложено
Задание: выявить в тексте допущенные ошибки.
1.Предлог - это самостоятельная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги, состоящие из одного слова, - простые, а состоящие из двух и более слов,- сложные. Предлоги делятся на сочинительные и подчинительные, производные и непроизводные.
2. Причастие – часть речи, которая совмещает в себе признаки наречия и глагола. В предложении является определением. Это неизменяемая часть речи. Причастие бывают только действительные. Причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы: -ем, -ом, -им.
Послетекстовая «Черты характера» - обучение интерпретации текста.
Ребятам предлагается список черт характера героя после изучения произведения ( на доске либо презентации).
Они должны отметить те черты характера, которыми обладает герой книги и подтвердить свое мнение эпизодом из книги. Например:
Добрый, заботливый, смелый, вызывающий доверие и т.д.
Также ребята могут предложить свою черту характера, которую они выявили самостоятельно.
Следующая стратегия послетекстовая «Найди героя» в филворде.
Эта стратегия очень нравится учащимся. Она очень увлекательна. Учащийся должен вычеркнуть в филворде имя героя, которого он нашел и зачитать его характеристику из текста. Слова зачеркиваются по гирозонтали, по вертикали, но не по диагонали. Можно задачу немного усложнить, включив в филворд героев из разных произведений. В этом случае дети должны будут еще и угадать из какого произведения взят герой.
Этот филворд по произведению В.Короленко «В дурном обществе»
м | а | в | г | д | е | ж | з | о |
а | б | а | л | е | к | ё | и | з |
р | у | в | с | к | л | н | с | а |
х | с | ц | о | н | м | т | т | м |
с | я | н | ч | я | з | ы | л | о |
у | ъ | у | а | м | в | б | у | р |
д | щ | ш | с | ь | а | п | э | ц |
ь | ю | д | о | в | с | а | г | и |
я | ф | у | с | н | я | н | з | й |