Комитет по образованию
Администрации муниципального образования
«Город Майкоп»
МОУ «Лицей № 34 социальных и информационных технологий»
Педагогические чтения
Секция «Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовательном процессе»
Актуальные вопросы организации
проектно-исследовательской деятельности
учащихся по биологии и экологии
Антонова Екатерина Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории, зам. директора по УВР МОУ «Лицей № 34»
Майкоп – 2011
Содержание
Введение 3
1. Организация научно-исследовательской работы 5
1.1. Алгоритм проектирования 5
1.2. Выбор темы проекта 5
1.3. Постановка цели и задач 5
1.4. Анализ литературы 6
1.5. Методика исследования 6
1.6. Сбор материала и принцип работы с ним 7
2. Оформление результатов исследования 8
3. Презентация работы 10
4. Распространенные ошибки при выполнении учащимися
проектно-исследовательских работ 11
Выводы 15
Список литературы 16
Введение
Один из путей творческого восприятия современных наук – систематическая научно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.
Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, партнеров в работе, источников способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость. Этому способствует проведение элективных, факультативных и специальных курсов, исследовательских практик учащихся.
На уроках и внеклассных занятиях учащиеся выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Организация исследовательской деятельности способствует развитию интеллектуальных умений учащихся (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).
Результатом работы в данном направлении являются успешные выступления учащихся на ежегодных научно-практических конференциях по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы (призёры XVII – XXI городских и ХХ республиканской конференций), призёр научно-практической конференции, проводимой МГТУ «Здоровый образ жизни – главный фактор здоровья», участник Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами лицейского, муниципального и республиканского уровня.
Сведения об участии в научно-практических конференциях по биологии, экологии и охране природы
№ | Ф. И. участника, класс | Тема работы | Результат |
1. | Колесникова Диана, 8а, МОУ «Лицей № 35» | «Использование тюльпанов в фитодизайне школы» | II место (XVII гор. научно-практ. конф.) |
2. | Блашко Анастасия, 9а, МОУ «Лицей № 35» | «Качественные исследования молока» | I место (XVIII гор. научно-практ. конф.) |
3. | Калабиева Диана, 10а, МОУ «Лицей № 35» | «Микробиология воздуха школьных помещений» | II место (XIX гор. научно-практ. конф.) |
4. | Буянов Максим, 9а, МОУ «Лицей № 35» | «Исследование гнездового периода птиц в окрестностях города Майкопа: Северо-Восточные Сады». | II место (XX гор. научно-практ. конф.), II место (XX респуб. научно-практ. конф.), |
5. | Ситак Ия, 11и, МОУ«Лицей № 34» | «Индикация загрязнения атмосферного воздуха по сосне обыкновенной» | III место (XXI гор. научно-практ. конф.) |
6. | Антонова Надежда, 8б, МОУ «Лицей №35» | «Изучение уровня здоровья учащихся эколого-биологического лицея №35 » | призер студенческой научно-практ. конф. МГТУ «ЗОЖ – главный фактор здоровья» |
В рамках работы секции естественно-научного направления школьного научного общества «Премьера» МОУ «Эколого-биологический лицей №35» был проведен ряд исследований по изучению антропогенного воздействия на местность лесостепной зоны, прилегающей к территории лицейского микрозаповедника (х. Садовый). Результатом работы стал исследовательский проект «Комплексная оценка антропогенного воздействия на местность».
Использование проекта позволяет дополнить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.
1. Организация научно-исследовательской работы.
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
1.1. Алгоритм проектирования.
- выбор темы проекта;
- актуальность проекта, постановка цели, задач;
- анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
- формирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- подготовка и написание работы;
- оценка проекта экспертами (практическая проверка);
- последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;
- выступление, защита проекта.
Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала и не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
Рассмотрим основные шаги написания проекта.
1.2. Выбор темы проекта.
В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.
Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:
интеграцию наук и различных областей практической деятельности;
практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;
предметно-объектный принцип исследования;
практическую значимость результатов проекта.
1.3. Постановка цели и задач.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который необходимо получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.
Следует различать, что цель и задача – не одно и то же: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи служат реализации цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:
1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).
2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).
3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).
4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).
5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).
6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).
После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дёшевы.
1.4. Анализ литературы.
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включающий детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.
Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
1.5. Методика исследования.
Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.
Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:
- интервью,
- опросы,
- обработка статистических и опытных данных.
На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:
- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
- сбор информации,
- решение промежуточных задач,
- анализ собранной информации.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:
1. Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
2. Всякое исследование по возможности документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарии, коллекции, фото- или видео-изображение.
3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
1.6. Сбор материала и принципы работы с ним.
Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть.
Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.
После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.
Краткое изложение результатов, соотнесенное с задачами, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенной работы. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.
2. Оформление результатов исследования.
Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.
Рекомендуемый порядок изложения и предоставления материала:
1. Название темы работы.
Название должно точно отражать содержание работы.
2. Введение.
Введение обосновывает необходимость выполнения данной работы. В нем полезно кратко описать состояние проблемы, которую выбрали для изучения, и обосновать актуальность темы, взаимосвязь цели и задач. Обзор литературных данных должен показать, что авторы исследования представляют себе состояние проблемы и видят пути достижения цели через решение поставленных задач. В обзоре литературы отмечают нерешенные в этой области проблемы, вводят в курс работы. Сведения из литературных источников излагают своими словами. Если какая-либо фраза приводится полностью, то цитату необходимо взять в кавычки. Материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия автора, год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки.
3. Дата и место проведения, объект исследования.
Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа, сроки проведения исследований.
4. Методика работы.
В главе «Методика работы» указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения; какие использовались способы обработки первичных данных. Важно детально описать методику проведения исследования или эксперимента. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи, заинтересовавшиеся результатами работы, смогли, прочитав описание методики, повторить исследование и получить сходные результаты. По корректности представленных методов работы видно, насколько полно освоил их начинающий исследователь. Пишут обычно в прошедшем времени.
5. Описание работы.
Здесь приводятся изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений и их обсуждение. Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия. Они могут быть размещены в приложении к работе. При анализе данных, включенных в таблицу, в тексте работы необходимо сделать ссылку на необходимую таблицу (график и т.п.).
6. Выводы.
В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Они должны быть четкими, понятными и немногочисленными. Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» предусмотреть главу «Заключение» и кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.
7. Использованная литература.
В этой главе необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использованные при выполнении работы, а также литературные источники, на которых ссылались при обсуждении и сравнении результатов.
Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и указывают: автора(ов), название, город, издательство, год издания, количество страниц (для монографии). Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.
8. Приложения.
Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. При его обработке делается много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Обычно объем работы ограничен до 10 страниц, столько же отводится на приложения. Поэтому эти данные лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.
Общие требования к оформлению работы.
Работа должна быть напечатана на компьютере. Титульный лист содержит следующие сведения: тема работы, дата и местовыполнения, фамилия и имя автора, Ф.И.О. руководителя, название кружков и объединений, в которых учащиеся занимаются дополнительно. Авторы должны строго соблюдать условия конкурса, которые предполагают объем текста, номер шрифта, интервал печатания, объем приложений.
3. Презентация работы.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов.
Прежде всего представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
4. Распространенные ошибки при выполнении учащимися проектно-исследовательских работ
Большинство ошибок, допускаемых в естественно-научных исследовательских работах, удаётся отнести к одной из приведённых ниже категорий:
Неправильная формулировка темы или названия работы.
Отсутствие контрольной группы или неправильный её подбор.
Отсутствие статистической обработки полученных результатов.
Неверная интерпретация полученных результатов.
Несоответствие выводов и результатов исследования.
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или автор, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять направление будущего научного поиска и решаемую проблему. Вряд ли темы: «Кровь человека» или «Нитраты и жизнь» позволят юному исследователю грамотно организовать выполнение работы. Скорее всего подобная работа окажется реферативной или перегруженной большим количеством литературного материала, не имеющего непосредственного отношения к цели исследования.
Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы, она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п. Тема работы созвучна с целью работы и её задачами, определяемыми до начала выполнения работ. Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что в процессе выполнения работы и гипотеза, и набор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что и с какой целью он делает.
Очень часто после окончания работы, во время её подготовки к презентации автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя. При этом не учитывается одно из существенных различий художественной и научной работы. Если в художественной и публицистической литературе название действительно играет роль некоторого рекламного слогана, то в научной литературе оно должно чётко отражать суть проделанной работы, характеризовать направление проведённого исследования. Не годятся для научной работы названия: «Плоскостопие и цивилизация» или «Как поживаете, господин позвоночник?». А работа, в которой изучалось количество патологий у новорожденных в одном из северных городов России и связь этого параметра с концентрацией угарного газа, не может называться: «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера». Работу с таким названием может в течение ряда лет выполнить специальная научная лаборатория, а не ребёнок 8-го класса, имеющий две статистические таблицы. Несоответствие названия и темы исследования оставляет у читателя ощущение, что автор плохо понимает, что же он всё-таки сделал.
Постановка биологического эксперимента — вещь сама по себе достаточно сложная, требующая глубокого понимания особенностей биологических объектов, представления о статистической достоверности результатов и ошибке метода. Вообще при постановке любого эксперимента обычно сравниваются процессы, происходящие с опытным и контрольным объектами. Оценить наличие эффекта можно только при различии результатов, полученных для опытного и контрольного образца. Таким образом, постановка контроля в любом эксперименте является строго обязательной. При этом очень важно, чтобы контрольный и экспериментальный объект отличались только по одному параметру — тому, по которому ведётся анализ. Особенность биологического эксперимента состоит в том, что не существует в природе двух совершенно идентичных объектов. Даже при работе с чистыми линиями растений или животных всегда есть некие индивидуальные особенности организмов, которые могут сыграть решающую роль при получении результатов эксперимента.
Например, в работе рассматривается влияние современной музыки на поведение крыс. Использованы две крысы: контрольная и опытная. Опытная крыса ежедневно в течение нескольких часов слушает музыку, контрольная от этого испытания избавлена. Через некоторое время отмечено более агрессивное поведение первой крысы по сравнению со второй. Можно ли с уверенностью утверждать, что именно музыка вызвала изменение в поведении крысы? Конечно же, нет. Может быть, одна из крыс изначально обладала «скверным характером» или, быть может, у одной из них есть какое-либо вяло текущее хроническое заболевание, вызывающее агрессию у первой или торможение нервной системы у второй крысы? Возможно, существуют ещё какие-то причины, о которых мы ничего не знаем, и совпадение полученных результатов с рабочей гипотезой только дело случая.
Чтобы избежать подобной неопределённости в биологических экспериментах, обычно используют опытную и контрольную группы. Величина опытной и контрольной группы тем больше, чем больше разброс данных, получаемый при проведении эксперимента. Строго определить количество особей в группе, достаточное для получения достоверных данных в рамках проводимого эксперимента, позволяют методы математической статистики. В условиях бурного развития информационных технологий расчёт статистических параметров редко осуществляется вручную. Использование любой компьютерной программы статистической обработки результатов требует минимального времени для ответа на вопрос о достоверности полученных результатов, значительно повышая при этом качество выполненной работы. Однако при работе с младшими школьниками и при хорошем совпадении результатов можно не прибегать к вычислению статистических коэффициентов, а провести выбор количества особей в группе, руководствуясь другими соображениями. Тем не менее, использование группы особей является обязательным.
Обсуждение полученных результатов, их объяснение для формирования мировоззрения юного исследователя часто являются даже более значимыми, чем постановка эксперимента. Поэтому очень важно организовать именно анализ полученных результатов, а не подгонять ответ под лозунги, провозглашённые СМИ.
Во многих юношеских работах встречается мнение о вреде школьных занятий для здоровья детей. За время школьной жизни ухудшается зрение, искривляется позвоночник, ослабевает иммунная система. И ни разу не встретилась работа, где автор пытался бы объяснить все эти процессы возрастными изменениями, неправильным образом жизни и т. д. Почему-то никому не приходит в голову утверждать, что дальнозоркость у пенсионеров развивается оттого, что они часто смотрят телевизор (а ведь это в большинстве случаев так!). Все знают, что дальнозоркость развивается с возрастом.
Отсутствие контроля при проведении исследований искажает интерпретацию полученных результатов, заставляет исследователя подгонять результаты под заранее спланированный ответ, не даёт ему возможности выстроить цепь логических рассуждений. Так, в одной из работ была поставлена задача изучить влияние регулярного приёма фиточая на организм человека в условиях экспедиции. Все участники экспедиции ежедневно принимали фиточай и на девятый день чувствовали себя существенно лучше, чем на второй или третий. Делается вывод о положительном воздействии фиточая на организм. Контрольная группа — участники экспедиции, не принимавшие травяной настой, — в эксперименте отсутствовала. Поэтому мы не можем считать приведённый выше вывод достоверным. Быть может, улучшение самочувствия — результат адаптации организма к полевым условиям. Влиял ли каким-либо образом на эти процессы приём фиточая — не известно.
Любая научная работа заканчивается главой «Выводы». Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги. Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход. Полученные в работе результаты важны и интересны сами по себе. Они — плод размышлений и труда юного исследователя. Не надо стесняться, если работа не велика по объёму.
Вот примеры вольного обращения с выводами. В одной из работ изучалось влияние курения на активность амилазы слюны (фермента, расщепляющего крахмал). Вывод, сделанный автором в работе: необходимо провести цикл лекций о вреде курения в начальной школе. Поскольку в работе не рассматривалось положительное или отрицательное влияние таких лекций, очевидно, что вывод отношения к проделанной работе не имеет. Другой пример. Изучалось количество нитратов в овощах, продаваемых на рынке. Показано, что нитраты присутствуют, но в приделах допустимой концентрации. В выводе говорилось, что покупать овощи на рынке опасно, т. к. они содержат нитраты. Абсурдность вывода очевидна, т. к. ПДК как раз является той величиной, которая позволяет судить, опасна ли концентрация данного вещества для здоровья людей. А в нашем случае ПДК по нитратам не превышалась.
Иногда желание сделать выводы социально значимыми приводит к полному искажению всего смысла работы. Например, сравнивалось развитие проростков пшеницы в двух группах. В первой растения поливались обычной водой, во второй — раствором шампуня «Яблоко». Растения второй группы много болели и часто гибли. Делается вывод о том, что шампунь «Яблоко» вредно применять для мытья волос. Каким образом связаны волосы человека с молодыми ростками пшеницы — не понятно.
Выводы являются заключительным аккордом всего исследования. Это та истина, ради поиска которой и задумывалась вся работа. Поэтому к формулировке выводов надо подходить очень внимательно и осмысленно.
Любая исследовательская работа проходит путь от изучения имеющейся по данному вопросу литературы и постановки цели до подбора адекватных методов исследования и анализа полученных результатов. На каждом этапе выполнения работы очень важны обоснованность и логичность суждений. Необходимо всестороннее рассмотрение проблемы и умение абстрагироваться от стандартных взглядов и представлений. Другими словами, для проведения исследования нужно удивиться и увидеть проблему, порассуждать, понять суть явления и найти смелость отстаивать свою точку зрения. Удовлетворение, получаемое от сознания того, что ты самостоятельно совершил пусть маленькое, но открытие, — огромный стимул для продолжения движения личности по пути познания.
Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
3. Формируются умения работы с различными источниками дополнительной информации.
4. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
5. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Литература
1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., - 2006. - №5
2. Обуховская А.С. Ода учебному проекту. Журнал «Биология в школе». –М., - 2004.- №8
3. Прутченков А.С. 9 шагов выполнения экологического проекта. Журнал «Биология для школьников». –М., -2005. - №2
4. Сатбалдина С.Г. Формирование исследовательского мышления у учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№4
5. Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№6
6. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Журнал «Биология в школе». – М., - 2007. - №1
7. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., -2004. - №6