СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм деятельности педагога по самообразованию.»

Организация самообразования педагогов. Алгоритм работы

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)

Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

Что обеспечивает успех моей деятельности?

Что влияет на ее результат?

Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить?

Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. (См. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества)

С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

  1. Основные вопросы для изучения

  2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам

  3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

  4. Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.


Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

  1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

  2. Разработка плана по самообразованию

  3. Определение источников информации

  4. Изучение теоретических источников

  5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

  6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

  7. Подготовка отчета по теме самообразования

  8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Методическая служба района, учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:

  1. Содержание деятельности

  2. Субъект выполнения

  3. Сроки выполнения


Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер

  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)

  3. Имеет место научная обоснованность плана

  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении

  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда

  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся

  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования

  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета

  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач

  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности

  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.