Алгоритм действий педагога по выявлению суицидальных проявлений
Реализация возможностей социально-психологической службы школы
- Работа медико-педагогического консилиума школы;
- Профилактическая диагностика детей «группы риска»;
- Создание психологически безопасной образовательной среды
Выявление «группы риска» и наблюдение за ее представителями
Группа суицидального риска:
-подростковый возраст в стадии возрастного кризиса; - индивиды с нарушением межличностных отношений; - испытывающие чувство одиночества; - злоупотребляющие алкоголем или наркотиками; - отличающиеся девиантным или криминальным поведением; - сверхкритичные к себе; - страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; - фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Индикаторы суицидального риска
1. Ситуационные индикаторы
2. Поведенческие индикаторы
3. Коммуникативные сигналы
4.Когнитивные индикаторы
5. Эмоциональные индикаторы
Ситуационные индикаторы:
- конфликты с родителями, - конфликты с преподавателями; - конфликты в области дружеских или любовных отношений; - потеря (смерть, расставание) близкого человека; - вынужденная социальная изоляция (смена места жительства); - сексуальное насилие; - «потеря лица» (позор, унижения в группе).
Поведенческие индикаторы:
- эскейп-реакции (уход из дома); - резкое снижение повседневной активности; - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; - неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих; - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; - отказ от общественной работы, от совместных дел; - излишний риск в поступках; - снижение или повышение аппетита; - признаки постоянной усталости; - посещение кладбищ; - частое прослушивание траурной или печальной музыки;
Коммуникативные сигналы:
- усиление жалоб на физическое недомогание; - жалобы недостаток сна или повышенная сонливость; - замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов; - ускоренная экспрессивная речь; - патетические интонации, причитания, склонность к нытью; - предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью; - прямые сообщения о суицидальных намерениях («хочу умереть», «ненавижу жизнь», «я покончу с собой»); - косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро все это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»); - шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.
Когнитивные индикаторы
- так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний - негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное); - «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
Эмоциональные индикаторы:
- депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние); - склонность к быстрой перемене настроения; - скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость; - злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность; - тревога, ожидание непоправимой беды, страх; - тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности; - углубление мрачного настроения при радостных событиях
Признаки высокой вероятности суицида :
- открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым); - косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство); - активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.); - фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); - символическое прощание с ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества); - разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.
Факторы риска суицидальных намерений
- клинико-психопатологические факторы(все формы депрессивных состояний);
- личностно-психологические факторы (эгоистичность, враждебность и склонность к самооправданию)
- социально-стрессовые факторы (конфликтные взаимоотношения с родственниками, одиночество и тяжелое материальное положение)
Механизмы формирования мотивации суицидальных намерений
Продуктивно-психопатологические:
а) механизмы с бредовой мотивацией - «бредовое избегание преследования», «бредовое избегание постороннего воздействия», «бредовое избегание страданий от мнимого заболевания», «бредовое самоуничижение», «бредовая вина», «бредовая демонстрации», «бредовая месть» и «бредовая миссия»; б) механизмы без бредовой мотивации - «галлюцинаторные императивы», аффективные нарушения по типам «витальной тоски», «дисфорической аутоагрессии» и «суицидальных нозофобий», а также «импульсивные действия» и «дезорганизация поведения в результате помрачения сознания».
Механизмы формирования мотивации суицидальных намерений
Негативно-психопатологические :
а) ситуационные негативно-психопатологические механизмы - «демонстративный протест», «демонстративный призыв» и «демонстративное избегание»; б) дезадаптационные негативно-психопатологические механизмы - «утрата смысла жизни» и «отсутствие способности к прогнозированию последствий своих действий».
Механизмы формирования мотивации суицидальных намерений
Личностно-психологические механизмы суицидального поведения :
а) личностно-ситуационные механизмы, формирующиеся на фоне острых реакций на стрессовые ситуации - «суицидальный шантаж», либо «потеря значимого»; б) личностно-дезадаптационные механизмы, формирующиеся в результате внутренней переработки переживаний, связанных с неудовлетворенностью своим психическим или физическим состоянием, а также с тяжелыми материально-бытовыми условиями жизни («страх перед будущим» и «отказ от жизни»).