СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альтернативное чтение: Буквы ъ и ь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Просмотр содержимого документа
«Альтернативное чтение: Буквы ъ и ь.»

Урок: чтение

Учитель: Уразманова О.В

Класс:4

Тема: Буквы ъ и ь.

Цель урока: познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

- Подготовиться к знакомству с орфограммой «правописание Ь и Ъ»;

- Производить звуковой анализ слов с Ь и Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– воспринимать смысл небольшого текста;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем (внимательно),

Работаем (старательно)! 

2. Повторение ранее изученного материала.

- Поднимите свои глазки на доску, прочитайте, пожалуйста, слова. (Слайд 1)

нёс ноль

пёс пыль

мир моль

- Сравните слова первого столбика со словами второго. Что интересного заметили?

(В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв.)

(В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных.)

(В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие.)

- Что общего у этих слов?

(Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный)

- Сколько звуков в этих словах?

(Они все состоят из 3 звуков)

- Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв.

(Это только знак, он не обозначает никакого звука)

Физминутка

Игра «Что я делал?»

(Я читаю, а вы с помощью жестов, без звуков изображаете)

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

3. Работа над новым материалом.

Чтение с доски:

пьеса подъехал

пьёт съёмка

вьюга подъюбник

деревья объяснил

муравьи

Для того чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительные Ь и Ъ знаки.

- Какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке?

- Какой можно сделать вывод о разделительном твердом знаке?

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласной буквы и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему? (Они образуют два звука.)

- В каких позициях они образуют два звука? (В начале слова и после гласной)

- Это мы знали. А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Работа в группах.

Правильно соотнесите вопросы и слова. Соедините их линией.

Кто? Льёт, пьёт

Что? Съедобный, подъёмный, съёмочный

Какой? Ружьё, подъезд, объявление

Что делает? Соловьи, муравьи

Физкультминутка.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

5. Работа по учебнику.

Воронковой стр 134

Читаем текст:

-Наша семья

-Когда это бывает?

6. Итог урока.

Для чего нужны разделительные твёрдый и мягкий знаки?

- В чём различие между разделительными твёрдым и мягким знаками?

- А что общего?

7. Рефлексия.

- Кто, по вашему мнению, сегодня работал отлично? Похвалите своего товарища.

(Похвалить лучшую группу, самых активных, подбодрить тех, у кого не всё получилось.)

- Сейчас вы получите ключики от домика, в котором живут изученные нами буквы. Этот ключ раскрасьте красным карандашом, если работали на уроке активно; зелёным – не всегда активно, синим – не были активны на уроке.