Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Подготовительная группа «Почемучки» на конец 2020-2021 учебного года
Образовательные области
Количество диагностированных детей:20
Из них:
Мальчиков: 13 человек;
Девочек: 7 человек.
Отсутствовало во время мониторинга: 19 детей.
Дата проведения: апрель 2021г.
Воспитатель: Талалаева Л.А., Летягина А.И.
Цель диагностического обследования:
- Выявить уровень знаний, умений и навыков детей подготовительного и старшего возраста по примерной образовательной программе «От рождения до школы».
Задачи диагностики:
- определить степень освоения детьми программного материала по образовательным областям;
-определить уровень развития детей программного материала по группе в целом;
- наметить направление работы по результатам диагностического обследования на начало учебного года по группе в целом;
- построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Формы диагностики (методы):
- наблюдение;
- индивидуальная беседа;
- игровые упражнения;
- тестовые задания;
- педагогические ситуации,
- анализ продуктов детской деятельности.
Работа по диагностическому обследованию в данной группе велась воспитателями по пяти образовательным областям.
1 Социально-коммуникативное развитие:
уровень | дети | % |
Высокий | 13 | 63,75 |
Средний | 7 | 36,25 |
низкий | 0 | 0 |
- высоким уровнем обладают -(63,75%).в процессе социально-коммуникативного развития было уделено особое внимание коммуникативному общению воспитанников, формированию диалогической речи, позитивному взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми; Программа по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" усвоена детьми на достаточном уровне.
- со средним уровнем развития – (36,25%). Сформированы навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Следует отметить, что у некоторых детей недостаточная сформированность коммуникативных компетенций и плохая организация самостоятельной деятельности.
Детям сложно соблюдать элементарные культурные правила поведения в среде детей и не всегда могут быть критичными по отношению к своим поступкам, преодолеть недостатки, затрудняются осмыслить и передать свои переживания, настроение, чувства.
-с низким уровнем развития -(0%).
В разделе «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 17 | 85 |
Средний | 3 | 15 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: Дети имеющие высокий и средний уровень овладения умениями и навыками в данной области проявляют интерес к речевому общению. Проявляют дружеские взаимоотношения между детьми, сообща играют, трудятся, занимаются. Дети высокого уровня организованы и дисциплинированы, развиты волевые качества, сформировано уважительное отношение к окружающим.
В разделе «Ребенок в семье и сообществе» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 10 | 50 |
Средний | 10 | 50 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: У детей сформированы четкие представления о своем прошлом, настоящем и будущем; знают свои права и обязанности в группе детского сада, дома и на улице; Сформированы первичные гендерные представления; дети называют членов своей семьи согласно родственным отношениям (сын, мама, папа, дочь и т. д.) Дети могут свободно ориентироваться в помещении детского сада; бережно относятся к вещам, знают их предназначение.
В разделе «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» было выявлено следующее:
уровень | дети | % |
Высокий | 13 | 65 |
Средний | 7 | 35 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: практически все дети показали высокий уровень освоения данного раздела. Дети умеют самостоятельно дежурить по столовой, готовиться к занятиям, уважительно относятся к труду взрослых. Самостоятельно снимают и одевают одежду, аккуратно вешают вещи на стульчики перед сном, следят за своим внешним видом.
Раздел «Формирование основ безопасности».
В данном разделе было выявлено следующее:
уровень | дети | % |
Высокий | 14 | 70 |
Средний | 6 | 30 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: большинство детей показали высокий уровень. Дошкольники хорошо знают правила безопасного поведения в природе, на дорогах. Многие ребята знают практически все дорожные знаки. Дети, имеющие средний уровень, в достаточной мере для своего возраста освоили опыт безопасного поведения в окружающем мире, рассказывают о том, как нужно вести себя на улице, на природе, в транспорте, в детском саду, но не всегда соблюдают эти правила. Дети знают элементарные правила дорожного движения, но знаки дорожного движения знают не все - называют светофор и «зебру». Дети знают и называют назначение, работу и правила пользования бытовыми электроприборами; знакомы с правилами как пользоваться столовыми приборами, с правилами поведения с незнакомыми людьми; дети знают о работе пожарных, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Направления образовательной работы:
Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи, вести индивидуальную работу, развивать интерес к развивающим играм.
Привлекать родителей к беседам с детьми о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
2. «Познавательное развитие» показало, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 49 |
Средний | 10 | 50 |
низкий | 1 | 1 |
- высоким уровнем обладают-(49%). Эти дети проявляют разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытаются понять суть происходящего. Систематически применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Классифицируют объекты по их свойствам, качествам и назначению. Проявляют исследовательское поведение, систематически стремятся самостоятельно получить новые знания об интересующем предмете. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей, их профессии. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.
- со средним уровнем развития – (50%). Дети этого уровня принимают пассивное участие в экспериментировании, организованном взрослым. Стремятся экспериментировать сами, но нуждаются в помощи взрослого. В речи не могут отразить ход и результат экспериментирования, задавать вопросы. Испытывают затруднения в применении знаний и способов деятельности. Имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности. Выражают свои потребности в отдельных словах, жестах, позах. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Иногда затрудняются назвать своих родителей. Знают некоторые достопримечательности родного города.
-с низким уровнем развития - (1%). ребёнок самостоятельно объединить различные группы предметов, имеющих, общий признак затрудняется, а также делить фигуры на несколько частей и составлять целое может только с помощью взрослого.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 10 | 50 |
низкий | 1 | 5 |
Вывод: дети, имеющие высокий и средний уровни овладения знаниями и умениями по данной области могут выделять свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицировать их; считать (до 10) в прямом, порядковом, обратном счете. Знают геометрические фигуры и их свойства. Но ориентируются на листе бумаги с трудом, кроме детей имеющих высокий уровень. Некоторые дети допускают ошибки в определении местонахождении предмета по отношению к себе, другим предметам. Несколько детей с небольшим трудом определяют время суток: утро, день, вечер, ночь. Несколько детей не могут сравнивать предметы на глаз; иногда с подсказкой взрослого могут проверить точность путём приложения или наложения.
Дети с высоким и средним уровнем развития имеют первичные представления об объектах окружающего мира: знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. С большим удовольствием участвуют в проектной деятельности.
В разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 13 | 65 |
Средний | 7 | 35 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: дети с высоким и средним уровнем развития имеют первичные представления об объектах окружающего мира: знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания.
В разделе «Ознакомление с предметным окружением» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: У детей сформировано устойчивое представление об объектах окружающего мира; дети самостоятельно рассказывают о предметах, необходимых им в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Имеют устойчивое представление о признаках предметов, могут определить их цвет, форму, величину, вес; о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Расширены знания о целесообразности изготовления предмета из определённого материала (корпус машины – из металла, шины – из резины и т. п.).
В разделе «Ознакомление с социальным миром» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: у детей находящихся на высоком уровне сформированы представления о государстве и принадлежности к нему, о мире. Знают герб, флаг, гимн России, столицу. Имеют представление о родном крае, о его достопримечательностях. Устанавливают элементарные причинно-следственные связи.
У детей среднего уровня не полностью сформированы элементарные представления об истории человечества, не имеют представления об элементах экономики. Имеют неполное представление о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Во время занятий, эти дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью.
Раздел «Ознакомление с миром природы»
В данном разделе результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: дети высокого уровня имеют представление об условиях жизни комнатных растений. Знакомы с дикими и домашними животными, насекомыми, особенностями их приспособления в окружающей среде. Обобщают и систематизируют представления о временах года, умеют правильно вести себя в природе, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.
Дети среднего уровня имеют знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, но не знают формы защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов. Имеют неполное представление об условиях жизни комнатных растений способами их вегетативного размножения.
Направления образовательной работы:
- Продолжать работу в данном направлении, проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры.
-необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира. Развивать у детей интерес к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты). Дать родителям рекомендации по формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так - же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-индивидуальные беседы, разбор ситуаций, чтение познавательной литературы.
3. «Речевое развитие» показало, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 11 | 57,5 |
Средний | 9 | 42,5 |
низкий | 0 | 0 |
- высоким уровнем обладают - (57,5%). По развитию речи, можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к непосредственно образовательной деятельности, художественной литературе, русскому фольклору. У детей значительно активизировался словарный запас и в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, дети используют в речи эпитеты, метафоры, пословицы и поговорки.
- со средним уровнем развития – (42,5%) детей. Лексические средства разнообразны, но дети не используют или пользуются редко синонимами, антонимами. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяют части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана. По предложению воспитателя дети среднего уровня могут изменить слово, образовать слово. Отчетливо произносят большинство звуков, речь отчетлива.
В разделе «Развитие речи» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 14 | 70 |
Средний | 6 | 30 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: На высоком и среднем уровне дети свободно употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют по плану и образцу рассказы о предмете.6 детей (30%) находятся в стадии становления.
В разделе «Приобщение к художественной литературе» результаты следующие:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: дети, имеющие высокий и средний уровень овладения умениями и навыками в данной области проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают большое удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства. Называют любимые сказки, героев любимых сказок. Наизусть читают стихи. На среднем уровне дошкольники читают стихи только по тематике данного времени года.
Направления образовательной работы:
Продолжать уделять больше внимания для развития речи, особенно индивидуально, и формированию коммуникативных навыков. Учить детей слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы и пересказывать.
Продолжать создавать условия для самостоятельной речевой активности в течении дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий. Продолжать организовывать ежедневное чтение художественной литературы, используя яркие наглядные пособия.
4. «Художественно-эстетическое развитие» показало, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 48,3 |
Средний | 10 | 50 |
низкий | 1 | 1,7 |
Вывод: высоким уровнем обладают - (48,3%), средним уровнем развития – (50%). Диагностика по данной образовательной области показала, что большинство детей имеют высокий уровень развития. Воспитанники этого уровня развития способны конструировать по собственному замыслу. Иногда прибегают к помощи взрослого. Способны использовать простые схематические изображения для несложных задач. Ножницы держат правильно. Используют разные приемы вырезания. Дети, активно включаются в работу, могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, умеют работать коллективно, анализируют образец постройки. Они умеют пользоваться шаблоном. С низким уровнем развития - (1,7%). Выявлены затруднения в работе по образцу, дети не умеют работать самостоятельно, их работы не соответствуют замыслу, детям требуется многократное повторение вопроса.
Раздел «Приобщение к искусству» показал, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 2 | 10 |
Средний | 17 | 85 |
низкий | 1 | 5 |
Вывод: У детей с высоким и средним уровнем сформировались умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). У многих сформировались знания о профессиях художника, композитора. 1 (5%) находятся в стадии становления.
Раздел «Изобразительная деятельность» показал, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: Дети с высоким уровнем знают все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно используют все характерные элементы росписей, правильно подбирают соответствующую цветовую гамму, правильно соотносят выбранный элемент. Располагают узор ритмично. Со средним уровнем дети допускают 1-2 ошибки в назывании декоративных росписей. Определяет вид росписи только при помощи взрослого. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей)
Раздел «Конструктивно-модельная деятельность» показал, что:
уровень | дети | % |
Высокий | 18 | 90 |
Средний | 2 | 10 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: большинство детей находится на высоком уровне в данном разделе. Дети активно включаются в работу, могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, умеют работать коллективно, но с трудом (средний уровень) анализируют образец постройки. Дети с удовольствием по рисунку создают постройки с помощью взрослого. Они умеют пользоваться шаблоном. Дети среднего уровня умеют пользоваться шаблоном, но не все могут надрезать по сплошным линиям, сгибать бумагу по пунктирным линиям, им характерно не аккуратное выполнение поделки. Часто дети занимаются по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют.
На низком уровне детей нет.
Направления образовательной работы:
продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско- родительского творчества.
5. Физическое развитие:
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
уровень | дети | % |
Высокий | 18 | 90 |
Средний | 2 | 10 |
низкий | 0 | 0 |
Вывод: С высоким уровнем овладения необходимыми знаниями и умениями по данному разделу справились 18 ребёнка, 90%. У детей сформированы представления об активном отдыхе, имеют представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека, и их влиянии на здоровье. Без напоминания ополаскивают рот после приема пищи, владеют простейшими навыками поведения во время еды, знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, имеют первоначальные представления о составляющих здорового образа жизни;
Средний уровень имеют 2 ребёнка, что составляет 10%. Это дети, которые имеют представление о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур, но не в достаточной мере, поскольку есть дети, которые редко посещают детский сад. На низком уровне детей не оказалось. У некоторых детей плохо сформирован навык осмысливания действий, действует по подражанию, нарушено восприятие ориентировки.
Направления образовательной работы:
Продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в группе, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровье сберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, закаливание) Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско-родительские мероприятия.
Общий вывод
Анализируя выполнение программы по образовательным областям можно сделать вывод, что дети успешно справились с поставленной задачей. Воспитательно-образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах диагностики. Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне.
Нужно продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям. В течение года развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.
Совместно с родителями, инструктором по физическому воспитанию, устранять пробелы в образовательной деятельности детей.
1. (красный цвет) – высокий уровень.
2. (зелёный цвет) – соответствует возрасту.
3. (синий цвет) –отдельные компоненты недостаточно развиты.