Аналитическая справка по материалам наполняемости развивающей предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе
(в рамках аттестации воспитателя МБОУ «Григорьевская СШ им. А.А. Воловика»
Шестаковой Анастасии Андреевны)
Предметно-пространственная среда старшей разновозрастной группы соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.
Предметно – развивающая среда соответствует особенностям детского
восприятия. В группе мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
В ДОУ организованы различные пространства для различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.), в которых имеются разнообразные материалы, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. В группе и на участке периодически меняются игровые и наглядные материалы в соответствии с сезоном и тематикой реализуемых проектов, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование основ безопасности.
Центры активности:
Сюжетно-ролевых игр, которое позволяет организовать развитие и игры детей в следующих направлениях «Ребенок в семье и обществе», «Трудовое воспитание», «Социализация»(Поликлиника, парикмахерская, магазин, семья и т.д.)
Формирование основ безопасности (ОБЖ), которые позволяют формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. В них, в соответствии с возрастом детей, имеются дидактические игры, тематические альбомы и материалы по:
профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения,
профилактике пожарной безопасности,
формированию навыков ЗОЖ
Имеются: наборы дорожных знаков, макеты светофоров, дидактические игры, схемы жестов регулировщика, наборы транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, улицы, различных ситуаций на дороге, плакаты по безопасности поведения на улице и в быту, дидактические пособия, папки-передвижки, дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности и т.п.
Нравственно-патриотические, которые способствуют формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. В соответствии с возрастом детей материалы отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Народные промыслы», «Труд взрослых», «Защитники Отечества», «Москва – столица нашей Родины», «Народы Мира», «По странам и континентам», «Космос», «Наше государства» и т.д.
Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества помогают Уголки дежурств (дежурство по столовой, дежурство по занятиям, дежурство в уголке природы).
Образовательная область Познавательное развитие.
Для реализации образовательной области познавательное развитие организованы пространства:
Формирования математических представлений, в которых, в соответствии с возрастом детей, представлены дидактические и настольные игры, пособия, разнообразный занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Раздаточный счетный материал, наборы геометрических фигур, развивающие игры.
Ознакомление с миром природы, в которых, в соответствии с возрастом детей, представлены различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др., календарь природы и погоды, различные игры экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный мир», «Насекомые», «Птицы», «Растения» и др., коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых, макеты времен года, животных, птиц, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними, д/игр природоведческого содержания.
Сенсорные, в которых, в соответствии с возрастом детей, имеются мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее, мелкий конструкторы типа «Lego», логические игры типа «Танграм» и т.д., разрезные картинки (8-12 частей, все виды разрезов), пазлы, различные сборные игрушки и схемы их сборки, игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, кубики с изображениями по темам, материалы для изготовления оригами и пр.
Образовательная область Речевое развитие.
Для реализации образовательной области речевое развитие организованы пространства:
Развития речи, в которых, в соответствии с возрастом, имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевых игр, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра. Используются продукты самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.
Приобщения к художественной литературе, в которых, в соответствии с
возрастом, находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике, энциклопедии и атласы. Регулярно организуются выставки для знакомства с творчеством поэтов и писателей, иллюстраторов детских книг. Все книги и иллюстрации регулярно обновляются в соответствии с тематикой и программой.
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие.
Для реализации образовательной области художественно-речевое развитие организованы пространства:
Изобразительной деятельности, в которых, в соответствии с возрастом, детям предложены материалы для традиционного и нетрадиционного рисования, лепки, схемы и алгоритмы для самостоятельного творчества. Алгоритмы рисования, лепки вносятся с учетом тематического планирования.
Конструктивно-модельной деятельности, который содержит разнообразный строительный материал, различного вида конструкторы. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки, фотографии построек.
Образовательная область Физическое развитие.
Проводится систематическая планомерная работа по оснащению развивающей среды, способствующей формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, для развития крупной моторики, основных видов движений с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, атрибутами для организации подвижных игр. Имеются картотеки стихов и потешек, дидактические материалы подборка детской литературы, алгоритмы умывания, одевания и т.д. Картотеки подвижных игр и физминуток, различных видов гимнастики (бодрящей, пальчиковой, после сна, для улучшения осанки и т.п.). Оборудование применяется в подвижных играх, для индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей