СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аналитический отчёт учителя начальных классов на высшую категорию по теме "Технология планируемых результатов как условие повышения качества образования"
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Байкаловского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
за межаттестационный период
«Технология достижения планируемых результатов
как условие повышения качества образования»
Подготовила: Спирина Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
высшей категории.
Байкалово
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….3
Аналитическая часть……………………………………………….6
Проектная часть……………………………………………………43
Заключение………………………………………………………...44
Список литературы………………………………………………..45
Приложения
Введение
Главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по — своему » — вот что должны помнить учителя новой школы.
Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы.
Осмысление требований стандарта требует обязательного, определенного законом введения мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития предметных и метапредметных общеучебных умений.
Новый стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». В настоящее время уже найдены ответы на вопросы: Как учить? Чему учить? С помощью чего учить? Как проверить соответствие результатов поставленным целям?
Как известно, ключевые изменения ФГОС НОО состоят в том, что впервые начальная школа должна формировать личностные результаты образования и умение учиться, обеспечивающее возможность продолжения образования на следующем уровне.
Сегодня, когда новая образовательная стратегия заключается не в трансляции ребенку некоторой суммы знаний, а в развитии его, «авторской позиции», мои умения как педагога должны быть направлены на развитие тех способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учащимся (его родителями).
Какой должна быть моя деятельность, чтобы она способствовала развитию вообще, познавательной способности и активности в частности? Какие условия создать для ученика, чтобы они повысили его образованность? Что необходимо мне, как учителю и воспитателю сделать, чтобы повысить познавательный интерес и активность учащихся?
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования.
Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов, приёмов обучения, отбора содержания образования, через апробацию и внедрение новых образовательных технологий, продиктованных современным миром.
Работаю в школе уже 24 года и понимаю, что реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Поэтому и появилась потребность введения в образовательный процесс технологии достижения планируемых результатов как одного из вариантов реализации требований ФГОС НОО.
В своём аналитическом отчёте « Технология достижения планируемых результатов как условие повышения качества образования» представила опыт формирования у учащихся начальной школы умения учиться.
Выдвинула гипотезу: внедрение технологии достижения планируемых результатов в образовательный процесс будет способствовать улучшению качества результатов обучения в соответствии с требованиями стандартов и формированию универсальных учебных действий школьников.
Определила: Объект: учебная и внеурочная деятельность участников образовательного процесса.
Предмет : технология достижения планируемых результатов.
Целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период с 2015 – 2019 было: изучение, освоение и внедрение в практическую деятельность современной образовательной технологии, способствующей повышению эффективности образовательного процесса и получению нового качества образования.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели мною выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме.
2. Апробировать в образовательном процессе систему учебных и внеурочных занятий с использованием технологии достижения планируемых результатов.
3. Проанализировать опыт использования технологии достижения планируемых результатов, выявить степень эффективности ее использования через систему мониторинговых исследований и фиксацию тенденций в изменении исследуемых параметров
Аналитическая часть.
Для выполнения поставленных задач в своей практической деятельности я опиралась на основные нормативно – правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ред. от 02.03.2016 г.);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598
Базисный учебный план;
Основная программа начального общего образования;
Рабочие программы учителя по предметам и внеурочной деятельности начального уровня образования.
В современной развивающейся школе в условиях реализации ФГОС на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я владею методами и приёмами нескольких так называемых «деятельностных» технологий:
проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения);
исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование);
коммуникативные технологии;
интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу);
технология деятельностного метода;
технология портфолио .
Проблематизация – это не просто технология, это творчество, научная фантазия, эксперимент, исследование, личное открытие, чтение специальной литературы. Под руководством учителя ученик включается в поиск истины и достигает ее раскрытия собственными усилиями. Таким образом, ученик учится мыслить, овладевает способами умственных действий.
Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. Проблемная ситуация может быть поставлена как учителем, так и учеником. Считаю проблему, поднятую в течение урока учениками, наиболее значимой. Для этого планирую задания урока таким образом, чтобы во время урока такая проблема возникла. Учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, что у них обнаружена проблема. Начинается поисковый режим.
В результате ученик, анализируя проблему, сам отбирает данные, обрабатывает информацию, изучает результаты. Учитель в условиях поискового режима выступает лишь мотиватором и актуализатором внутренних возможностей учащегося, смыслов самостоятельной познавательной активности, основанной на интересе, успехе. Ученик видит цель своих действий, осознает необходимость в ее достижении, у него возникает внутренняя мотивация, что ведет к развитию учебных умений, приобретаются навыки творческого труда, формируются ключевые компетенции. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов. Уровень обученности по изученным темам оптимальный, коэффициент обученности составляет 100%.
Таким образом, технология проблемного обучения способствует формированию и развитию базовых компетенций.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Проблемное обучение и создание проектов требует информационной грамотности, как педагога, так и учеников.
Овладение информационными технологиями дало мне возможность использовать обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности Интернет, готовить мультимедийные презентации, в том числе для представления учебных проектов. С помощью компьютерных технологий сформированы базы контрольных, тестовых заданий.
Различные виды интеллектуально-творческой деятельности учащихся организуются мною посредством применения на уроках цифровых образовательных ресурсов, автоматизированной системы контроля качества знаний Proklass.
Обучение с использованием информационных технологий способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным.
ФГОС НОО определяет перечень требований к современной школе. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться при наличии информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Таким образом, всё актуальнее становится внедрение в ОО цифровых образовательных ресурсов, включение сети Интернет, обеспечение средствами ИКТ, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, мотивировать детей на совместную работу и повышать качество достижения планируемых результатов.
В нашей школе образовательный процесс строится на основе комплексной модели информационно - образовательной среды, которая в целом направлена на повышение уровня образовательных достижений обучающихся.
Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Портфолио– это нечто большее, чем просто папка ученических работ: это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях. Поэтому конечную цель портфолио ученика начальной школы я вижу в доказательстве прогресса по результатам учебной и воспитательной деятельности.
Мне близка педагогическая идея портфолио:
интеграция количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Я считаю, что технология портфолио помогает мне решить следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
В своей деятельности совместно учениками и родителями, начиная с первого класса, мы ведём портфолио.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно оценочные средства. Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 1-4 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.
Вы со мною согласитесь, что учителя используют данные технологии, методы и приёмы данных технологий.
Размышляя над проблемой, я обратилась к ФГОС начального общего образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Реализация государственного образовательного стандарта отражает новый социокультурный подход к оценке качества обучения и воспитания как уровня социальной компетентности обучающихся. В соответствии с этим подходом наибольший акцент в требованиях к качеству образованности в начальной школе приходится на предметно – информационную и деятельностно – коммуникативную составляющие.
«Технология достижения планируемых результатов» - современная технология, которая является органической составной частью всего пакета документов, обеспечивающих функционирование стандартов второго поколения. Я бы сказала - стратегия реализации ФГОС.
Данная технология реализуется на основе интеграции следующих базовых педагогических технологий:
технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,
технологий, основанных на создании учебных ситуаций,
технологий, основанные на реализации проектной деятельности,
информационных и коммуникационных технологий обучения.
При этом за основу взят подход, предложенный В.В. Фирсовым (использование открыто предъявляемой учащимся системы промежуточных требований к уровням освоения учебных программ), который, как показывает опыт экспериментального внедрения, способствует:
созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории .
Изучив опыт руководителей проекта «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» О.Б. Логиновой, В.В. Фирсова, М.Р. Леонтьевой, решила апробировать данную технологию в условиях класса обычной средней школы.
Внедрение технологии происходит поэтапно. Задача первого этого этапа – выделить нужный отрезок учебного процесса. Это могут быть блоки из календарно-тематического планирования учителя.
На 2 этапе составляю список тематических результатов обучения.
В самом начале изучения темы «открываю» итоговые ожидаемые результаты обучающимся. Оформляю стенд в уголке для учеников «Учимся учиться и действовать» и вклеиваю в дневниках памятку «Это я узнаю». Родители после знакомства с ожидаемыми результатами чётко знают, чему научатся их дети.
На следующем этапе провожу стартовую диагностику готовности учащихся к освоению темы раздела. Результаты диагностики фиксирую в составленном мною «Дневнике педагогических наблюдений», где уже прописаны итоговые результаты по теме. Основная задача стартовой диагностики – оценить уровень сформированности учебных действий у каждого ученика.
На 6 этапе я определяю педагогические задачи изучаемой темы в целом и по отдельным блокам уроков данной темы и отбираю учебный материал, методические и дидактические средства.
Уже на седьмом этапе определяю способы организации учебных ситуаций и планирую этапы выполнения мини-проектов. Порядок моих действий (мера помощи учащимся) и порядок взаимодействия учащихся (групповая, фронтальная, индивидуальная работа и т.п.) определяются с учетом результатов стартовой диагностики.
На следующем этапе прогнозирую возможные действия учащихся, составляю план реализации учебной ситуации или мини-проекта.
На последнем этапе отбираю методы проведения итоговой диагностики: творческие задания; контрольные задания; тестирование; олимпиада; выставка работ.
В ходе обучения фиксирую продвижение учащихся в их учебных достижениях. В конце этапа обязательно заполняю «Дневник педагогических наблюдений». Учащиеся осуществляют самооценку достижений итоговых тематических планируемых результатов и заполняют свои листы достижений в дневниках, затем и я фиксирую достижения в листах обучающихся.
Технологическая схема ««Технологии достижения планируемых результатов» см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Особое внимание в ««Технологии достижения планируемых результатов» уделяется системе оценивания.
Система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Системы оценивания в данной технологии подчиняется следующим требованиям Технологии критериального оценивания.
раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;
оценивания методом «сложения» (дополнительное поощрение за превышение базового уровня требований);
кумулятивной (накопительной) оценки;
открытости и реалистичности норм и критериев;
гибкости норм и критериев;
признания права учащегося на ошибку;
признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы
На данном этапе мною были разработаны методические пособия для учащихся:
создан банк заданий повышенной трудности для подготовки учащихся к олимпиадам и проведения олимпиад;
дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью коррекции и углубления знаний;
подготовлены тематические, итоговые и комплексные контрольно – измерительные материалы для контроля качества знаний в соответствии с ФГОС НОО . ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Данная технология, которую я эффективно использую, позволила мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования, добиться хороших результатов.
В подтверждение данного факта можно привести статистические данные по успешности обучения младших школьников.
Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора информации по показателям, которые, на мой взгляд, являются ведущими.
В межаттестационный период я отслеживала качество учебных достижений учащихся и творческую активность через:
контрольно – измерительные материалы, в том числе разноуровневые;
сформированный банк заданий для проведения ВПР во 2 и 4 классах.
Мною велись:
технологические карты учета успеваемости;
мониторинг сформированности математических навыков, орфографических умений и навыков, способа и темпа чтения;
мониторинг сформированности УУД;
оценочные листы выполнения комплексных работ;
мониторинг интеллектуально – творческой активности учащихся (участия в олимпиадах, конкурсах, творческих мероприятиях, научно-исследовательской и проектной деятельности).
На основании данных мониторинга ведется диагностика качества обучения, уровней познавательной активности, обученности, сформированности УУД обучающихся.
Анализ полученных сведений по адаптации учащихся 1-х классов, адаптации и успешности обучения в основной школе (5 класс) позволяет редактировать программно-методический материал и эффективно выстраивать коррекционную работу с обучающимися.
Анализ результатов учебной деятельности
Содержание этого параметра – не что иное, как уровень учебных достижений. Для ученика обученность – это оценка результатов его учебной деятельности, а для меня оценка эффективности моей работы и одновременно определение сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика, а также дозы педагогической помощи для выхода учащегося в его «зону ближайшего развития».
При анализе обученности и качества знаний источниками информации служат:
результаты контрольных, проверочных работ и тестов;
результаты выполнения комплексных работ;
результаты учебной деятельности по годам обучения.
На уроках математики и русского языка веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На различных уроках я использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Для лучшего усвоения теоретической части ввела систему памяток, алгоритмов выполнения учебных заданий.
Таблица 1
Динамика обученности учащихся (математика)
% качества знаний по предмету
2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
79,17 | 73,99 | Безотметочное обучение | 90,91 | 95 |
По диаграмме видно, что % качества увеличивается. Наблюдается положительная динамика.
Таблица 2
Динамика обученности учащихся (русский язык)
% качества знаний по предмету
2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
73,9 | 75 | Безотметочное обучение | 72,73 | 75 |
Анализ данных диаграммы показывает стабильные качественные результаты по русскому языку.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
Таблица 3
Динамика обученности учащихся (литературное чтение)
% качества знаний по предмету
2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
83.33 | 91,3 | Безотметочное обучение | 90,91 | 100 |
Анализ динамики обученности обучающихся по литературному чтению
показал, что работа в данной технологии даёт прекрасные результаты. Качество составляет 100%.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира я предоставляю учащимся возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Это побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Таблица 4
Динамика обученности учащихся (окружающий мир)
% качества знаний по предмету
2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
91,67 | 91,3 | Безотметочное обучение | 100 | 100 |
Стабильные результаты наблюдаются и по окружающему миру.
Таблица 5
Образовательные достижения
| 2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
Общий % кач. зн. по предметам | 87.5 | 88,89 | Безотметочное обучение | 93,94 | 95,56 |
Общий СОУ по предметам (%) | 77,33 | 79,5 | 80,12 | 80,36 | |
Общий % успеваемости класса | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Общий % кач. зн. класса | 70,83 | 73.91 | 72,73 | 75 |
Используя возможности цифровой образовательной платформы «Дневник.ру» составила таблицу «Образовательные достижения». По данным мониторинга видна положительная динамика по показателям: общий % качества знаний, СОУ по предметам, общий % качества знаний класса.
Обучающиеся 4 класса в 2016 году принимали участие в выполнении Всероссийских проверочных работ. Процент качества составил по русскому языку - 87%, математике - 76 - %, окружающему миру - 95 %, что выше результатов района и области.
Всероссийская неделя мониторинга | |||
|
Цель мониторинга - определить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык». Измерения проводились с помощью тестов с заданиями базового и повышенного уровней сложности. Содержание работы построено в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241). Полнота проверки достижения планируемых результатов достигается включением всех разделов, присутствующих в курсах русского языка предыдущего класса.
Результаты проверки работ обучающихся по вариантам, классам:
Таблица 6
Русский язык 2 класс.
По результатам тестирования можно утверждать, что 100% обучающихся достигли базового уровня подготовки. Процент качества составил 86%. Диагностика базового уровня (в процентах) Математика 2 класс. Таблица 7
По результатам тестирования можно утверждать, что 100% обучающихся достигли базового уровня математической подготовки. Процент качества составил 96%. Диагностика базового уровня (в процентах) Таблица 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Русский язык 3 класс.
| Количество обучающихся | Процент обучающихся |
Не достигли базового уровня | 0 | 0 |
Достигли базового уровня | 3 | 14 |
Достигли повышенного уровня | 2 | 10 |
Достигли высокого уровня | 16 | 76 |
По результатам тестирования можно утверждать, что 100% обучающихся достигли базового уровня подготовки. Процент качества составил 86%.
Диагностика базового уровня (в процентах)
Таблица 9
Математика 3 класс.
| Количество обучающихся | Процент обучающихся |
Не достигли базового уровня | 0 | 0 |
Достигли базового уровня | 1 | 5 |
Достигли повышенного уровня | 4 | 20 |
Достигли высокого уровня | 15 | 75 |
По результатам тестирования можно утверждать, что 100% обучающихся достигли базового уровня математической подготовки. Процент качества составил 95%.
Диагностика базового уровня (в процентах)
Преимущества мониторинга:
качественные методические материалы;
независимая оценка качества образования;
проверка знаний школьников;
статистика и анализ результатов;
коррекционные материалы для школьников.
Анализ выполнения комплексных работ и формирования универсальных учебных действий
В соответствии с планом внутришкольного контроля и требованиями ФГОС НОО в 2017 и 2018 годах проводились итоговые комплексные работы, включающие задания по литературному чтению, математике, русскому языку. Содержание и уровень сложности заданий основной части (обязательной для всех учащихся) соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Дополнительная часть, позволяет проверить сформированность метапредметных результатов на повышенном уровне.
Таблица 10
Динамика обученности учащихся (комплексные работы)
Класс
| Уровень
| |||
высокий
| повышенный
| средний
| низкий
| |
1 класс | 7 чел (29%)
| 10 чел (42%)
| 6 чел (25%)
| 1 чел (4%)
|
2 класс | 9 чел (41%)
| 7 чел(32%)
| 6 чел (27%)
| 0 чел (0%)
|
Анализ результатов выполнения комплексных работ позволил выявить у учащихся 1-2 класса уровень сформированности предметных и метапредметных аспектов обучения, оценить сформированность таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Были выявлены типичные затруднения и oши6ки. Так, в первом классе была проведена дополнительная работа: необходимо было сравнить задания, определить порядок действий в ходе выполнения работы, показать способы рассуждения и способы оформления заданий. Во втором классе велась работа над умением работать с таблицами, обобщать информацию и пояснять суждение. При работе над ошибками фронтально прорабатывались задания основной и дополнительной частей. Определение проблемных зон в учебной деятельности обучающихся позволяет эффективней выстраивать коррекционную работу.
Педагогический опыт способствует формированию у учащихся метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий проводился на основе рабочей программы составленой на основе Федерального государственного образовательного стандарта и мониторинга, предлагаемого авторами: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой. «Учимся учиться и действовать».
Диагностика показала, что у учащихся на достаточном уровне сформированы общеучебные умения и навыки.
Мониторинг УУД. 3 класс (2014-2015уч. год).
Обобщенный рейтинг развития УУД.
Технология деятельностного метода обучения формирует познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а в частности умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание, работать в паре и группе. Обучающиеся договариваются, согласовывают тему урока, работают в группах и парах.
Мониторинг УУД. 4 класс. Обобщенный рейтинг развития УУД.
(2015-2016 уч.год)
По диаграммам видно, что количество обучающихся, демонстрирующих базовый уровень сформированности универсальных учебных действий за два прошедших учебных года, остается стабильным. Анализ результатов по трём группам универсальных учебных действий позволил выделить следующие тенденции:
- наблюдается незначительное увеличение показателя сформированности регулятивных универсальных учебных действий от 3 к 4 классу;
- прослеживается рост показателя сформированности коммуникативных универсальных учебных действий за два учебных года;
- наблюдается увеличение показателя сформированности познавательных универсальных учебных действий. Показатель по данной группе УУД выше, чем по регулятивным и коммуникативных действиям.
Таким образом, я считаю, что постоянный мониторинг сформированности УУД обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.
В урочной и внеурочной деятельности формирую умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение оценивать учебные действия, составлять план, осуществлять личностную и познавательную рефлексию. Вижу положительную динамику
Обобщенный рейтинг УУД. 1 класс (2016-2017 уч. год).
Результаты свидетельствуют о достижении базового уровня по всем группам проверяемых УУД. По диаграммам видно, что к окончанию первого класса регулятивные УУД сформированы на более высоком уровне.
Мониторинг УУД. 2класс. Обобщенный рейтинг. ( 2017-2018 уч. год)
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования
коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. По диаграмме видно, что формирование коммуникативных умений идет уверенно и систематически. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Результаты свидетельствуют о достижении базового уровня по всем группам проверяемых УУД. По диаграмме виден прогресс в развитии УУД по классу.
Выявив уровень развития важнейших для данного этапа обучения УУД я определяю дальнейшую стратегию по достижению каждым ребёнком метапредметных образовательных результатов.
Результаты диагностических работ занесла в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
В 2016 году психологом школы Кондрашиной С.В. было проведено исследование пятиклассников.
Цель исследования: изучение процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе на среднюю ступень обучения и уровня сформированности УУД.
Показатели успешной адаптации обучающихся:
сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимися;
сформированность произвольности, рефлексии, мышления;
качественно новый тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками;
эмоциональная готовность к переходу среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную тревожность;
личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
По результатам исследования был сделан вывод:
Проведённое исследование показало, что адаптация обучающихся 5 –в класса при переходе на среднюю ступень обучения проходит успешно. Обучающихся с неустойчивой адаптацией и с дезадаптацией не выявлены.
Уровни сформированности универсальных учебных действий школьников, обучающихся по ФГОС ООО по итогам первой учебной четверти 2016-2017 учебного года, в основном находятся на повышенном уровне, имеется как базовый , так и высокий уровни развития УУД у обучающихся 5 –в класса.
Прочность знаний, высокий уровень волевой регуляции (регулятивные УУД), а также достаточное развитие навыков общения и способности взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.(Коммуникативные УУД)
Высокие значения отмечаются и по общему среднему образовательному уровню по предметам. Эти показатели можно взять за доказательство того, что необходимо применять Технологию планируемых результатов при обучении младших школьников с целью повышения качества образования.
Анализ интеллектуально-творческих достижений
Выявляю и развиваю у обучающихся способности к научной, физкультурно - спортивной, творческой деятельности. С целью формирования интеллектуальной компетенции привлекаю учащихся к подготовке проектов, учебных исследований, к участию в олимпиадах. Для формирования коммуникативной и информационной компетенции использую такие формы организации урочной и внеурочной деятельности как конкурсы, конференции, фестивали.
Предметом для анализа интеллектуально-творческих достижений
данного показателя служат результаты ежегодного участия в олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческих конкурсах школьного, муниципального и областного уровня.
В процессе учебной деятельности каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить свой интеллектуально-творческий потенциал.
Все 100 % учащихся класса ежегодно становятся участниками различных мероприятий. Для формирования предметных и универсальных учебных действий учащиеся с 1 класса активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах по различным предметам.
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по
предметам в 2018 - 2019 учебном году участвовало 10 обучающихся, среди
них 2 первых, 1 второе, 3 третьих места.
Представлю результаты школьных конкурсов детских проектов:
2015г. - 2 призовых места ,
2016г. – 1 первое место,
2017г. - 1 первое место и 2 призовых места,
2018г. – 1 первое место и 1 призовое место.
Проект ученицы занял 2 место в муниципальном конкурсе проектов среди учащихся учреждений общего и дополнительного образования «Мы выбираем будущее». Есть победительница заочного тура конкурса «Россия, устремленная в будущее» в номинации «Эссе» на тему: «Россия в 2035 году». Со своим проектом она была приглашена в Москву для участия в форуме «Россия – 2035».
Мои учащиеся являются неоднократными победителями школьных, районных конкурсов и фестивалей: районный «Весенний перезвон»: 2015 г. -1 место, 2016 г. - 2 место, 2017г. – 1 место, 2018 г.- диплом за оригинальную постановку и творческий подход. Районный конкурс «Читалочка»: 2017 г. - 2 место, 2018г. – 3 место в муниципальном этапе, участие в областном конкурсе «Читалочка». Районный конкурс «Неопытное перо»: 2015 г. – 1 победитель, 2016 г. – 2 победителя, 2018 г. – четыре автора стихотворений получили специальные призы за талант и творчество. Муниципальный заочный конкурс по экологии «Удивительное рядом». 2016 г. – одно 1 место, одно 2 место и два 3 места. Районный Фестиваль патриотической песни 2015 г. - 2 место, 2016 г. – 1 место, 2017 г. – 2 место.
С 2016 г. мои ученики активно используют интерактивную платформу Учи.ru.
Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме... УЧИ.РУ анализирует действия каждого ученика и на основе этих данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. Также на базе платформы УЧИ.РУ проводятся масштабные онлайн-олимпиады.
Участие в Олимпиадах на интерактивной платформе УЧИ.ru
Таблица 11
2016 - 2017 учебный год.
Декабрь. Олимпиада «Плюс» . Всего – 11 Сертификат участника – 1 Похвальная грамота – 0 Диплом победителя – 10
Февраль . Олимпиада « Дино». Всего – 12 Сертификат участника – 2 Похвальная грамота – 3 Диплом победителя – 7
Март. Олимпиада « Плюс». Всего – 9 Сертификат участника – 1 Похвальная грамота – 4 Диплом победителя - 4
| Апрель . Олимпиада « Русский с Пушкиным». Всего – 11 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 1 Диплом победителя - 10
Май . Олимпиада « Дино». Всего – 13 Сертификат участника – 1 Похвальная грамота – 4 Диплом победителя - 7
|
2017-2018 учебный год.
Сентябрь . Олимпиада « Дино». Всего – 14 Сертификат участника – 3 Похвальная грамота – 7 Диплом победителя – 4 Октябрь . Олимпиада « Русский с Пушкиным». Всего – 12 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 4 Диплом победителя – 8 Ноябрь . Олимпиада «BRICSMATH.COM ». Всего – 16 Сертификат участника – 3 Похвальная грамота – 7 Диплом победителя - 6 Декабрь . Олимпиада « Плюс». Всего – 13 Сертификат участника – 2 Похвальная грамота – 2 Диплом победителя – 9 Декабрь . Олимпиада « Заврики». Всего – 16 Сертификат участника – 5 Похвальная грамота – 8 Диплом победителя – 3
| Январь . Олимпиада « Дино». Всего – 14 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 5 Диплом победителя – 9 Март . Олимпиада « Заврики». Всего – 16 Сертификат участника – 1 Похвальная грамота – 9 Диплом победителя – 6 Апрель . Олимпиада « Дино». Всего – 11 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 1 Диплом победителя – 10 Апрель . Олимпиада «Заврики». Всего – 15 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 0 Диплом победителя – 15 Май . Олимпиада « Плюс». Всего – 16 Сертификат участника – 3 Похвальная грамота – 4 Диплом победителя – 9
|
2018 - 2019 учебный год.
Сентябрь . Олимпиада « Дино». Всего – 18 Сертификат участника – 4 Похвальная грамота – 3 Диплом победителя – 11
Октябрь . Олимпиада «Заврики». Всего – 18 Сертификат участника – 2 Похвальная грамота – 10 Диплом победителя – 6
| Ноябрь . Олимпиада «BRICSMATH.COM ». Всего – 19 Сертификат участника – 4 Похвальная грамота – 8 Диплом победителя - 7
Январь . Олимпиада «Заврики». Всего – 18 Сертификат участника – 0 Похвальная грамота – 5 Диплом победителя – 13
|
Учебный год | Процент участия |
2016 -2017 ( 1 класс) | от 38% до 54% |
2017-2018 (2 класс) | от 50% до 73% |
2018-2919 (3 класс) | от 90% до 95% |
Проанализировав процент участия в олимпиадах можно сделать вывод, что интерес растёт. Участие в различных мероприятиях позволяет повысить познавательную мотивацию учащихся, создать условия для их успешного личностного их роста.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются через различные формы: детские клубы и объединения «Учусь создавать проект», систему классных часов «Что такое хорошо и что такое плохо», социальные практики и систему воспитательной работы.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений, соревнований, экскурсий и т.п. При изучении материала важным является целостность, открытость и адаптивность. Дети и родители положительно оценивают работу кружков и объединений. Посещаемость - 100%. В процессе занятий формируются основы гражданской идентичности личности, развиваются ценностно-смысловые ориентиры ребёнка на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Обучающиеся делают первые шаги к самообразованию и самовоспитанию. Развивается самостоятельность и инициативность личности.
Итак:
Данные мониторинга показывают:
- повышение у учащихся мотивации к обучению;
- повышение качества обученности по предметам;
- сформированность УУД на достаточном уровне;
- высокая творческая активность учащихся;
- увеличение числа участников, призеров и победителей в олимпиадах, проектах, творческих конкурсах разных уровней (муниципального, регионального, федерального, международного).
Выводы
С введением новых стандартов работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса.
1. В ходе работы я изучила и проанализировала различные информационные источники, материалы ФГОС и определила, что теоретико-методологической основой разработки технологии планируемых результатов
2. Апробировав в образовательном процессе систему учебных и внеурочных занятий с использованием технологии достижения планированных результатов, выяснила, на каких этапах формируется умение учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.
3. Проанализировав собственный опыт использования технологии достижения планированных результатов, выявила степень эффективности её использования через мониторинговые исследования.
Пришла к выводу, что технология достижения планированных результатов является условием повышения качества образования и обеспечивает включение учащегося в учебную деятельность, в ходе которой он имеет возможность системно выполнить весь комплекс УУД, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.
Технология достижения планируемых результатов способствует:
созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
В ходе работы выявила следующие проблемы:
Отсутствие в Федеральном стандарте подходов к организации мониторинга формирования универсальных учебных действий
Недостаточная разработанность контрольно-измерительных материалов для оценки предметных и универсальных учебных действий.
Проектная часть.
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, которые формируют УУД, способствуют развитию детского творчества, расширению круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах.
Поставила задачи на следующий аттестационный период:
Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся через использование эффективных и современных педагогических технологий, приёмов и методов.
Обобщение опыта использования технологии критериального оценивания в оценочной деятельности обучающихся начального уровня образования
С целью реализации поставленных задач планирую:
Изучить теоретические подходы к реализации и реализация Коуч технологии.
Проанализировать эффективность технологии критериального оценивания
В процессе аналитической деятельности выявлены следующие проблемы, связанные с:
организацией образовательной среды с учетом потребностей каждого ребенка, создание условий для развития коммуникативной и информационной культуры обучающихся через урочную и внеурочную деятельность..
Заключение
В аналитическом отчете рассмотрена моя деятельность по повышению собственной профессиональной компетентности, созданию программно – методических, материально – технических, технологических, воспитательных, здоровьесберегающих условий, система мониторинга, диагностики и контроля, а также условия развития учащихся через интеграцию учебной деятельности с внеурочной . Дан анализ результатов. В проектной части отчета приведены направления дальнейшей деятельности по обучению детей по стандартам второго поколения, развития мотивации учащихся на всем протяжении образовательного процесса (особенно на начальном этапе), дальнейшее внедрение в практику эффективных технологий.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Подготовка и написание данного аналитического отчета позволили мне проанализировать, осмыслить и дать оценку результативности собственной деятельности.
Критериями оценки эффективности профессиональной деятельности считаю:
высокие уровни обученности и качества обучения учащихся;
результативность внеучебной, интеллектуально – творческой деятельности обучающихся;
высокая степень социальной адаптации выпускников при переходе в основную школу;
восстребованность моей деятельности педагогическим сообществом школы и района.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г
Концепция модернизации российского образования. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Электронный ресурс. https://studfiles.net/preview
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий в 2 частях / Под ред. Ковалевой Г.С., ЛогиновойО.Б. – М.: Просвещение, 2010
22