СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ динамики социальной ситуации развития детей в группе, кто и что влияет на формирование их личностных качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы хотим, чтобы  наши  дети  были  умными  и  счастливыми. Но  как  помочь  им  такими  стать? Как  создать наиболее  благоприятные  условия  для их полноценного развития? Каким педагогам и теориям верить, а где правильнее довериться своей интуиции?

Просмотр содержимого документа
«Анализ динамики социальной ситуации развития детей в группе, кто и что влияет на формирование их личностных качеств.»

Журавлёва Е.А.


Анализ динамики социальной ситуации развития детей в группе, кто и что влияет на формирование их личностных качеств.

(выступление на МО)


Все мы хотим, чтобы наши дети были умными и счастливыми. Но как помочь им такими стать? Как создать наиболее благоприятные условия для их полноценного развития? Каким педагогам и теориям верить, а где правильнее довериться своей интуиции?

В подростковом возрасте у ребёнка существенно возрастает стремление к свободе и независимости. И ему важно осознавать, что эта свобода «завоёвана» им, а не предоставлена взрослыми, так сказать, на блюдечке. Появляются отрицательные проявления поведения подростка- негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, свойственные данному возрастному периоду. Это говорит о том, что «взятая с бою» подростковая свобода представляет собой типичный случай, а не какое-либо отклонение от нормального хода детского развития.

Жёстко регламентированная жизнь наших воспитанников отнюдь не способствует подобному «завоеванию свобод». Практически каждая минута жизни воспитанников расписана, предопределена педагогом. Заранее известно, что и когда делать. Это не подлежит обсуждению, не предполагает возражений, а уж тем более сопротивления подростка. Подобные условия жизни – без права выбора занятий и дел не способствуют появлению ответственности, препятствуют формированию самостоятельности детей-сирот.

И ещё,несмотря на то,что школьное обучение подростка продолжается, учебная деятельность перестаёт быть для него ведущей и отходит на второй план. Более важным становится построение системы своих отношений с обществом, поиск своего места в жизни. Это проявляется и в общении со сверстниками и в общественно-полезной деятельности, но иногда – грубости, протесте, доходящих до откровенного хулиганства. Для наших ребят поиск своего места затруднён из-за ограниченности социального пространства рамками учреждения, из-за однообразия и бедности межличностных контактов.

Работа в группе направлена на формирование:

- позитивного отношения к людям

- потребности в труде, как образе жизни

- способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция)

- способности жить в социальном пространстве(ориентироваться в законах,знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей, как гражданина).

В условиях интерната даже самые хорошие воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не становятся источником жизненного смысла самого ребёнка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. Переданные воспитанникам знания и образцы поведения остаются формальными, отчуждёнными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения.

Таким образом, выстраивая общение с ребятами учитываю, что при взаимодействии со взрослыми они склонны занимать подчинённо-отчуждённую позицию. В отношениях со сверстниками характерно формирование сложных, конкурентных, негативных отношений.

Находясь в зависимой позиции, ребята- наряду с некоторой признательностью и благодарностью обычно переживают наплыв беспомощности, беспокойства, сопротивления и злости. Это неприятно осознавать помогающим взрослым, но это так. С одной стороны ребята нуждаются в вас. С другой – сам факт зависимости порождает враждебные чувства.

Уменьшить ощущение зависимости можно, постоянно побуждая их к автономии. Для этого нужно:

- поддерживать самостоятельность

- показать, что вы уважаете попытки справиться с трудностями

- не задавать слишком много вопросов

- не торопиться с ответами

- не лишать их надежды

И хотя многие из этих навыков на первый взгляд основаны только на здравом смысле, они совсем не так просты, как кажется. Требуется большая практика, чтобы научиться помогать ребятам стать независимыми, полагаться больше на себя.

Совместно с классным руководителем стараемся сплотить ребят, создать коллектив. Обычно слова «создать коллектив» означали только одно- учить детей совместному коллективному творчеству, потому что когда они вместе думают, вместе изобретают, работают, только тогда они и объединяются и учатся ценить друг друга.

Особое внимание уделяется воспитанию коллективизма, предупреждению эгоистичности, потому что у ребят может развиться трусость, нечестность, лживость и подлость, леность, иждивенчество и другое.

В этом направлении решаются задачи по формированию привычки жить, рассуждать, трудиться и действовать сообща, воспитанию ответственности за себя и товарищей, поддержке требований коллектива, сопричастности с другими людьми в достижении общественно-значимых целей.Большое внимание уделяется работе и по формированию адекватной самооценки ребят.


Особое место в работе по профилактике и предупреждению отклонений в поведении уделяется формированию трудовых навыков воспитанников, потому что другим объектом профилактики трудновоспитуемости является лень, преодоление лености.Это мы можем особенно ярко наблюдать у нас в школе, чем старше, тем ленивее. Потому что появляются и другие недостатки: непослушание, нечестность, равнодушие, безволие.

Используем такие приёмы, которые помогают сформировать социально-ценные зрелые жизненные позиции подростков. Например, приём игнорирования вызывающего поведения воспитанника. Подросток на грубость слышит вежливое обращение или встречает подчёркнутое молчание, так как ждёт от воспитателя негативной реакции и бывает очень удивлён, когда его ожидания не оправдываются.

Помог приём включения в сопереживание, в сострадание, соучастие в беде в трудные минуты, в моменты переживаний и разочарования. Здесь использовались не только словесные формы работы, беседы, диспуты, доверительные и индивидуальные разговоры, но и посещение заболевших ребят в больнице.

Подготавливая с ребятами выступления или организуя дежурства, проводя беседы и профилактические занятия, всегда старалась ненавязчиво говорить на любую тему, присматриваться, изучать воспитанника, помогая ему стать лучше.

Только при условии включения ребят в общественно-полезную, целесообразно значимую, оцениваемую окружающими деятельность происходит становление и развитие личности, а не простая организация их занятости.

Я твёрдо убеждена, что организация трудового образа жизни: в группе, школе, другом месте- одно из условий эффективности всей профилактической работы с подростками.

Юношеский возраст – это, по сути, уже начало взрослой жизни. В этот период человек пытается найти смысл жизни, выбирает профессию, определяет свою жизненную позицию.

Копируя правильные образцы социальных, бытовых, трудовых действий, ребёнок с проблемами в умственном развитии приобретает прочные навыки, что обеспечивает положительный результат его подготовки к самостоятельной жизни.

Таким образом, если ребят направленно готовить к жизни в социуме, дав соответствующую возможностям трудовую подготовку, он вполне успешно адаптируется в жизни, чему есть многочисленные примеры. Тем не менее стереотипы правильного поведения, привычка и любовь к труду сделают жизнь этого человека не только не обременительной, но и полезной для окружающих. В случае, если не начать как можно ранее направленную работу по социализации умственно отсталого ребёнка, он может стать социальным инвалидом- человеком, беспомощным в решении простейших житейских проблем.


2