АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СВИРЕЛИ
Автор методики Э.Я. Смелова
Учитель музыки (из опыта работы по данной методике) : Осипенко О.И.
Цель - научить детей музицировать на свирели по цифрам и через инструментальное исполнение развить координацию голоса и слуха.
Задачи - развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний; развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и здоровье детей.
Основной принцип обучения: донотный период обучения, роль нот выполняют цифры, а символы «два шага», «шаг», «бегать» - длительности нот.
Методы и приемы: словесный – беседа, рассказ; наглядный – показ учителя; контроль; использование синтезатора; индивидуальный подход; устранение ошибок; работа над ритмом – прохлапывают ритм;
Трудности в использовании: трудности возникают из-за неправильного звукоизвлечения, неправильного дыхания
Положительные стороны использования, возможности:
Объединяет индивидуальные и коллективные формы обучения, сберегает здоровье детей, развивает муз. способности, память, дыхание, улучшает чистоту интонирования и качество звука. Развитие мелкой моторики и координация пальцев.
Вывод: ваше отношение к данной методике, заинтересовал интересный принцип обучения по цифрам. Можно, используя данную методику, легко использовать вторые голоса. Я бы хотела использовать данную методику на своих уроках музыки.
2. Программа Рачина 1-4 кл
Произведения, на которых вы можете продемонстрировать учащимся выразительность звучания таких музыкальных инструментов, как треугольник, металлофон, ложки, бубен, румба, барабан.
Металлофон, треугольник - П.И. Чайковский «Танец Феи драже» из балета «Щелкунчик», металлофон мог бы подчеркивать основную мысль и ритм, которая проигрывается челестой. Металлофон мог бы заменить этот инструмент. Треугольник подчеркивать мог бы сильную долю. пьесы с ярко выраженной мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом «Колыбельные» В.-А. Моцарта.
https://wwv.zvuch.com/collections/songs/танец-феи-драже-125470
https://audio-vk4.ru/?mp3=В.А.Моцарт+–+Колыбельная+
Барабан, бубен - М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», барабан и бубен подчеркивал бы грозную мелодию - появления Черномора. «Марш» из «Детской музыки» С. Прокофьева, подчеркивал бы ритмичность.
https://wwv.zvuch.com/tracks/марш-черномора
Ложки - П. Чайковский. «Камаринская», ложки подчеркивали бы ритм, оживленный характер. Темп.
https://wwv.zvuch.com/tracks/камаринская
3. Метрическая особенность, пульсация, акценты в песне, простые ритмические особенности, сложные ритмы:
Русские народные песни : «Во поле береза стояла», «Светит месяц», «Солдатушки, бравы ребятушки»
П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Г. Эрнесакс «Паровоз»
р.н.п. «Светит месяц», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Тамбурин» Ж. Рамо
Ошибки при звукоизвлечении:
Неправильно держат инструмент. Путь исправления – показать учителю как правильно держать инструмент и рассказать приемы игры на инструменте.
Неправильное положение рук. Путь исправления – показать учителю как правильно поставить руку (кисть).
Не слышать конец фразы, начало фразы, не следить за ритмом – учитель помогает словесным методом, а также прохлопать ритм. Затем играть.
Не знают приемов игры – объяснение и показ приемов учителем.
Сидят или стоят дети во время исполнения музыки неправильно. Учителю нужно показать на своем примере правильную посадку или стойку.
Не вслушиваются в собственное исполнение, не согласуют свои действия при музицировании с действиями своих одноклассников (достижение ансамбля). Учителю следует внимательно следить за всем вышеперечисленным. Показывать на личном примере, показать видеоролик, где будет показано как нужно. Индивидуально с каждым поработать, предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий, «волшебный» тембр, показать, какими приемами извлекается звук, как держат эти инструменты при музицировании.