СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского).

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данной статьи  на основе восприятия, анализа и сопоставления художественного материала, раскрывается  процесс  постижения учащимися музыкального языка  М.П. Мусоргского и  характерных  черт  русской  национальной школы  XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского).»

Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

М.П. Мусоргского. 5 класс)



Целью общего музыкального образования и воспитания является развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Сегодня духовная культура рассматривается как результат исторического развития общества, как особая реальность, которую школьники могут открыть, познать, изучить и выявить ее законы. Этот процесс познания необходим для повышения самосознания подрастающей личности в обществе, для более глубокого понимания: что есть человек, как оценивается личность в современном мире, чем отличаются одни культуры от других культур, каковы особые смыслы искусства.

Содержание программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. [2, 3]

Ценности музыкальной культуры при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности.

В рамках данной статьи на основе восприятия, анализа и сопоставления художественного материала, раскрывается процесс постижения учащимися музыкального языка М.П. Мусоргского и характерных черт русской национальной школы XIX века.


«Есть музыка, которая к нам идет,

и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»

Ф.Лист


Сегодня мы обратимся к музыке великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1739-1881). Его можно назвать непризнанным гением русской классики XIX века. Его музыка, выразившая общественные настроения эпохи, не нашла отклика в сердцах современников. Попробуем разобраться в этом вопросе: какую музыку писал композитор, к каким образам обращался чаще всего, почему творчество Мусоргского не было признано при жизни?

Напомню некоторые факты его жизненного и творческого пути. До 10-летнего возраста Модест получал домашнее образование, затем была Школа гвардейских подпрапорщиков, Преображенский полк. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева  Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Началось время учёбы и разносторонних творческих исканий. Много радости юноша находил в творческом общении с композиторами “Могучей кучки”.[4,30]

Наше знакомство с музыкой Мусоргского, напомню, началось со второго класса. Это были пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»; «Рассвет на Москве-реке». На уроках в третьем классе мы знакомились с частями из вокального цикла «Детская», написанного на его собственные слова: «С няней», «С куклой» (Напеваю интонации этих песен). [1,135]

  • Давайте вспомним, чем отличаются мелодии Мусоргского от мелодий Чайковского из «Детского альбома»? (Мелодии, похожие на разговор, речитатив). Составляющие своего вокального стиля: речитативность, декламационность и песенность он унаследовал от М.Глинки и А.Даргомыжского.

Обладая ярко выраженным литературным даром, он тяготел к сочинениям синтетического плана. Самые сильные стороны его дарования воплотились в вокальных жанрах – опере, песне.

К концу 1869 года М.П. Мусоргский создает шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по произведению А.С.Пушкина. Трагедия А.С.Пушкина оказалась «высочайше запрещенной». Мусоргский обратился к этому сюжету через 40 лет. Он оказался очень внимательным читателем, по его собственному выражению, он любил читать многое между строк. Он точно уловил основной драматический стержень, который лег в основу оперы: столкновение народа и царской власти. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.[4,31]

Свою оперу Мусоргский посвятил товарищам по кружку «Могучая кучка». Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.[5,202]

Обратим наше внимание к интереснейшему персонажу оперы – бродячему монаху Варлааму. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он заходит в корчму, чтобы сытно откушать.

Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

Песня Варлаама (в записи Ф.И.Шаляпина). Слушание.

  • Как выглядит Варлаам и какой у него характер? (физически крупный, бородатый, внешне непривлекательный, несдержанный, грозный, властный, недовольный).

  • Каким образом Мусоргский нам показывает внешний облик и передает характер героя? (Удалая, плясовая, разухабистая песня; грозные, разбойничьи интонации в голосе).

Действительно, громкая музыка, скачкообразная и размашистая мелодия, упругий и четкий ритм, жесткое звучание медных духовых инструментов, низкий басовый голос, грубая манера исполнения, неблагозвучная и напряженная гармония, интонации крестьянского народного говора помогли нам увидеть образ и понять характер героя.[6,89]

Беседа по сравнению выразительных средств «Песни Варлаама» с картиной И.Репина «Протодъякон».

  • Похож ли «Протодъякон» И.Репина на Варлаама, что общего между ними? (Похож: огромная фигура; сильная рука, сжимающая посох; брови сдвинуты; грозное лицо; характер надменный и властный).

Вы правы, ведь это собирательные образы: образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры. Общность жизненного содержания привела к тому, что независимо друг от друга композитор и художник, пользуясь выразительными средствами разных видов искусства, создали сходные образы.[3,48]

На первый взгляд, Варлаам, больше отрицательный герой, чем положительный. Однако, образ Варлаама не так однозначен. Разобраться в этом нам поможет текст песни (читаю).

  • О чем Варлаам нам рассказал в своей песне? (О том, как Иван Грозный прогнал татар из Казани).

  • Каково его отношение к Ивану Грозному, а к Борису Годунову?

  • Человек, какого характера мог во всеуслышание хвалить Ивана Грозного при жизни и правлении Бориса Годунова? (Это сильная, властная, непокорная личность, которая не боится никого, «рубит правду-матку с плеча»).

Образ Варлаама играет важную роль в опере - он является носителем непокорного, мятежного духа. За непривлекательной внешностью Варлаама угадывается могучая, бесцельно растрачиваемая, богатырская сила. Не случайно Варлаам в дальнейшем появляется в сцене народного восстания.

Именно таких, первоначально безграмотных крестьян и монахов, управляемых боярами, а затем, богатырской и неуправляемой силе, которая была способна изменить ход истории, хотел показать в своем творчестве композитор.[5,203]

Повторное слушание.

Кому «Песня Варлаама» была интересна? Чем?

Итак, сегодня мы знакомились с музыкальной культурой второй половины  XIX  века на примере творчества М.П. Мусоргского. Музыкальная культура этого периода достигла наивысшего расцвета благодаря тому, что центральной темой творчества русских композиторов стал народ, не только угнетённый и страдающий, но и народ творец истории.

  • К каким образам М.П.Мусоргский обращался в своем творчестве? (природы, детей, сказочных героев, простых людей, народа).

  • Почему творчество Мусоргского не было признано при жизни? (Он создал непривычный для слушателей музыкальный язык. Для него характерны - декламационность, речитативность, свободный ритм, неблагозвучная гармония).

Да, действительно, Мусоргский сотворил в звуках особый, непохожий на традиционный художественный мир, новаторскую суть которого не сумели понять и принять даже друзья – «кучкисты». То, что было прозрением в будущее, воспринималось как проявление музыкальной малограмотности самоучки, не желающего считаться с академическими нормами красоты. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты, он приблизил музыку к реальной жизни. Отмечу, что при жизни композитора большая часть его сочинений оставалась неизвестной широкой публике.

В течение ХХ века музыку русского гения трактуют совершенно иначе. В ней видят предсказание развития новых средств музыкальной выразительности.



Список литературы


        1. Критская, Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы. – М..:Просвещение ,2012. - 256с.

        2. Музыка. 5–7 классы. Искусство.8-9.Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова]. -2-e изд.-М.: Просвещение,2013. -104 с.

        3. Музыка в 4 -7 классах. Методическое пособие для учителя / Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендрова, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Э.Б.Абдуллина; Науч. руководитель Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1986. – 239с.

        4. Оперное либретто: Краткое изложение содержания опер. Т.1/Ред.-сост. В.И.Панкратова, Л.В.Полякова. -5-е изд., испр.-М.: Музыка, 1981.- 430 с.

        5. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384с.: ноты.

        6. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе / Под ред. Л.А.Рапацкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 2003.-320с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!