СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушение учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК»)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушение учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК»)»

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«Мончегорский политехнический колледж»

(ГАПОУ МО «МонПК»)




НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ)




Анализ неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушение учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК»)





Выполнил:

студентка ГАПОУ МО «МонПк»

II курса специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Макарова Элина Игоревна


Научные руководители:

Юдина Екатерина Викторовна,

Александрова Марина Анатольевна







Мончегорск

2020

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1 История возникновения и применения дисциплинарных наказаний в сфере российского образования 5

1.2 Нормативно-правовая база применения дисциплинарных наказаний в сфере образования в России 6

1.3 Ответственность родителей 8

2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 10

2.1 США 10

2.2 Южная Корея 10

2.3 Бразилия 11

2.4 Германия 11

2.5 Финляндия 11

3. АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ МО «МонПК») 13

3.1 Результаты исследования ответов преподавателей 13

3.2 Результаты исследования ответов студентов 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 21

Приложение 1 22

Приложение 2 24





















ВВЕДЕНИЕ



Раньше образование в Советском Союзе считалось одним из лучших в мире, а специалисты СПО были невероятно востребованы. После развала Союза в 1991 году система образования начала меняться, подстраиваясь под требования современного мира.

На сегодняшний день всё чаще и чаще поднимается вопрос о срыве занятий и нарушениях дисциплины. Например, 29 ноября 2019 года в г. Белгороде произошёл конфликт между учеником и преподавателем информатики школы №15. Ученик, которых опоздал на урок, начал оскорблять учителя. На просьбу преподавателя покинуть класс, ученик ответил агрессивно, завязалась потасовка. Остальными учениками было снято видео, которое, в свою очередь, попало в сеть. На данный момент решается вопрос о дальнейшей судьбе ученика и преподавателя.

Основной обязанностью обучающихся и преподавателей являются выполнение требований Устава организации, уважение чести и достоинства других обучающихся, и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.1 Очевидно, что учеником белгородской школы был нарушен «Закон об образовании».

Но что же в отношении преподавателя? Он также повёл себя некорректно, применив физическую силу, нарушив не только статью 48, (в которой указаны обязанности преподавателей, в числе которых соблюдение правовых, нравственных и этических норм, уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений)2, но и статью 116 УК РФ (побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий)

Чем закончится эта история, покажет время, однако, скорее всего, наказан будет именно преподаватель, а мальчик не понесёт должного наказания в связи с несовершенством законодательной системы.

Подобная история, но с более тяжёлыми последствиями, произошла 22 января 2020 года в Москве. Ученик восьмого класса школы № 113 на уроке физики ударил пожилую учительницу, а потом стал крушить мебель в классе. Как сообщает радиостанция «Говорит Москва», в результате удара у 61-летней женщины рассечён лоб. Одноклассники хулигана рассказали, что на уроке подросток демонстративно слушал музыку в наушниках. К нему подошла педагог и сделала замечание, а затем выдернула один наушники и случайно порвала провод. Школьник набросился на женщину и нанес ей несколько сильных ударов по голове. После этого он устроил погром в классе. В данном случае обвинить преподавателя в чём-либо, кроме неумышленной порчи имуществ, нельзя. К сожалению, мальчик, скорее всего, не будет привлечён к ответственности, так как законом предусмотрено наказание только за причинение среднего или тяжкого вреда здоровью. Максимально наказание, которое может его ожидать – постановка на учёт или штраф, который будут выплачивать родители.

Таким образом, эти случаи уже не являются единичными и встречаются все чаще, то есть носят систематический характер, а это не только создает угрозу жизни и здоровью других ребят и преподавателя, но и, возможно, оказывает влияние на снижение качества и уровня подготовки будущих специалистов.

Гипотеза: снижение качества подготовки современных специалистов напрямую зависит от соблюдения учебной дисциплины, ответственность за нарушение которой не является достаточной в связи с пробелами в законодательстве.

Цель исследования: выявить причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний в сфере российского образования и предложить пути решения.

Задачи исследования:

- изучить сущность, историю возникновения и применения дисциплинарных наказаний в сфере образования;

- изучить нормативно-правовую базу дисциплинарных наказаний в сфере образования;

- провести анализ применения существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушения учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК») с помощью анкетирования студентов и преподавателей;

- систематизировать результаты, полученные при исследовании; проанализировать полученные результаты и выявить причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний;

- предложить пути решения.

Объектом исследования является нормативно-правовая база о дисциплинарных наказаниях в российской сфере образования.

Предмет исследования – причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний в сфере российского образования.

Методы исследования:

-наблюдение;

-обобщение;

-опрос (анкетирование);

-анализ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


    1. История возникновения и применения дисциплинарных наказаний в сфере российского образования



Для начала разберёмся, что такое дисциплина.

Дисциплина - это поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

Дисциплинарная ответственность в системе Российского образования появилась, нужно полагать, как только были созданы первые образовательные учреждения.

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814 гг., которая первоначально называлась Эллино-греческой академией. Этот первый в истории страны центр подготовки кадров для нужд государства и церкви стал по существу родоначальником отечественной системы высшего образования. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629-1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641-1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело.

Уже тогда обучающиеся нарушали дисциплину: разговаривали во время занятия, прогуливали, опаздывали и не выполняли домашнее задание. На протяжении долгого времени основным видом наказания за эти проступки были телесные (например, порка розгами).

С развитием демократического строя физические наказания постепенно отошли, уступив место более гуманным методам. В царской России, например, Пётр Первый обязал выплатить все потраченные на обучение деньги дворян, так как последние вместо учёбы вели разгульный образ жизни. А наказанием за разговоры во время занятий, прогулы и опоздания было то, что провинившегося просто выгоняли из учебного класса.

В Советской России же дисциплина на занятиях обуславливалась моральными устоями: плохо учиться, срывать уроки, опаздывать и прогуливать было стыдно, за это с таким учеником могли перестать разговаривать друзья, подобные проступки выносились на всеобщее обозрение и считались невероятно позорными. Так же за нарушение дисциплины могли удалить с урока, поставить неудовлетворительную оценку за поведение, написать замечание в дневник, вызвать родителей.



1.2 Нормативно-правовая база применения дисциплинарных наказаний в сфере образования в России



На данный момент в России действуют следующие законодательные акты, регламентирующие поведение обучающихся и преподавателей:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. и актуальна на сегодняшний день);

  2. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2019 года);

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019);

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020);

  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» от 15.03.2013 г.;

  7. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных".

Основные дисциплинарные взыскания в российской системе образования определяются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации", а именно Статьёй 43 (Обязанности и ответственность обучающихся) пунктом 4, где сказано: «За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность».

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Так же дисциплинарные взыскания не применяются к лицам с ОВЗ.

До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт (отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания).

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования чем в.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся3.

Законодательство РФ обязательно для всех, но каждое образовательное учреждение пытается обеспечить соблюдение дисциплины во время учебных занятий с помощью правил внутреннего распорядка.

Например, в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Мурманской области «Мончегорский политехнический колледж» (далее ГАПОУ МО «МонПК») существует положение о внутреннем распорядке, в котором прописаны обязанности учащихся. Вот основные из них:

1) Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.

2) Выполнять требования Устава колледжа, правил внутреннего распорядка.

3) Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников колледжа, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

4) Не допускать нарушения дисциплины.

Этот документ находится в открытом доступе на официальном сайте колледжа, а также всех студентов - первокурсников кураторы знакомят с Правилами в обязательном порядке в первые дни учебы под подпись. За неисполнение или нарушение Устава колледжа, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся колледжа могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из колледжа.



1.3 Ответственность родителей



Часто случается так, что родители упускают воспитание ребёнка (это может быть связано с неблагополучием в семье или работой). В таких случаях ребёнок может позволять себе некорректное поведение в школе, колледже или университете.

В Российской Федерации действует закон, позволяющий привлечь родителей к ответственности за ненадлежащее поведение несовершеннолетних в учебном заведении. Статья 156 УК РФ гласит: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем… наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

Стоит отметить, что ранее существовала ответственность родителей за детей до тех пор, пока ребёнок не закончит очное обучение (но не более, чем до 23 лет). Сейчас же родители несут ответственность за детей только до совершеннолетия ребёнка, а значит, что после этого им становится довольно сложно контролировать его поведение.





2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


2.1 США



У американцев ключевое слово в сознании – это consequences (то есть цепочка, последовательность). Так вот в правилах очень четко в табличном виде и алфавитном порядке перечислены «грехи»: опоздание, невыполнение домашнего задания, плохое поведение на занятиях т.д., а дальше степень наказания – А, В, С.

А – это самая легкая, типа пересадить ученика на другое место, обсудить проблему с одноклассниками, прочитать лекцию провинившемуся, вызвать родителей в школу.

В – это серьезнее. Там могут запретить посещать школьные кружки и секции, до пяти дней отстранить от школы, отправить на исправительные семинары (например, по алкоголю).

С – это уже «тяжкие» нарушения. Грозит отстранение от школы до десяти дней, и во многих случаях обращение в полицию.

Нарушения записываются в личное дело, и эта запись на 100% повлияет на поступление в университет. А так как без образования, полученного в университете, найти работу в Америке крайне сложно, то это служит достаточной мотивацией для учащихся не прогуливать и хорошо вести себя на занятиях.



2.2 Южная Корея



Корейская система образования включает в себя два типа наказания. Индивидуальное и групповое.

Первое применяется в случае небольших погрешностей, за несделанное домашнее задание, нетактичное поведение во время урока, опоздания. И заключается оно в ударах указкой по разным частям тела. Педагоги, побывавшие на нетрадиционных корейский уроках, утверждают, что удары несильные, и после такого наказания никто и никогда не плачет, и не жалуется. Однако это помогает поддерживать дисциплину на занятиях. Подобный вид наказания был запрещён в 2010 году, однако его до сих пор практикуют.

Групповое наказание заключается в том, что ребят за групповое нарушение дисциплины оставляют после занятий и дают дополнительно задание, при этом они могут выполнять его и до поздней ночи (без преподавателя).


2.3 Бразилия



Бразильские учителя много веков подряд использовали телесные наказания, как самые эффективные для баловников. Но сейчас система образования в Бразилии гуманная, и самой страшной карой для шкодника за опоздание, несделанные уроки или плохое поведение является запрет играть в футбол на переменах.



2.4 Германия



В Германии проблему непослушания учеников решили весьма кардинальным способом. В этой стране образование полностью бесплатное, даже за проезд на общественном транспорте и обеды в школах родители не платят. Однако, если ребёнок нарушает дисциплину, опаздывает без уважительной причины, не делает домашнее задание, то его родители платят огромные штрафы, либо детей переводят на платное обучение. В некоторых особо тяжёлых случаях родителей даже могут привлечь к уголовной ответственности.



2.5 Финляндия


В Финляндии данную проблему решают другим путём.

В образовательных учреждениях этой страны действует принцип равенства прав взрослого и ребёнка. Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник). Однако детям так же объясняют, что нарушать дисциплину, опаздывать или не выполнять домашнее задание недопустимо для ученика, так как в противном случае проблема будет решаться с привлечением социального педагога. В случае частых нарушений ребёнком дисциплины родителей могут даже лишить родительских прав за ненадлежащее воспитание ребёнка.

В ВУЗах Финляндии существует не система наказаний, а, скорее, система поощрений: студентам выплачивается довольно большая стипендия (в среднем 300 евро в месяц), поэтому , чтобы не лишиться такой привилегии, студенты соблюдают дисциплину.




3. АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ МО «МонПК»)



В анкетировании приняли участие 29 преподавателей, из них 17 % - мужчины и 83% - женщины, а также 237 студентов Мончегорского политехнического колледжа с I по IV курс, из них 64% - мальчики и 36% - девочки.



3.1 Результаты исследования ответов преподавателей



Возрастные категории опрошенных: 25-25 лет - 7%; 36-45 лет - 61%; 46 лет и более- 32%

На вопрос о случаях нарушения дисциплины на учебных занятиях в их присутствии 100% преподавателей ответили положительно.

82% преподавателей назвали самыми распространёнными случаями нарушения дисциплины - сквернословие, 30% -мелкие пакости, 95%-опоздания на занятия, 60%-прогулы и 100% респондентов отметили пользование телефоном.




Рисунок 1. Самые распространенные случаи нарушения дисциплины на учебных занятиях со стороны обучающихся (по мнению преподавателей).


100% анкетируемых преподавателей считают, что нарушения дисциплины сказываются на качестве обучения.

82% преподавателей отметили, что нарушение дисциплины одним обучающимся приводит к приостановке учебной деятельности в группе, так как необходимо время, чтобы усмирить нарушителя дисциплины. 30% преподавателей считают, что нарушение дисциплины создаёт угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся и преподавателя. 40% отмечают, что подобные нарушения могут стать дурным примером для остальных студентов. 10% преподавателей написали, что нарушение дисциплины студентами разрушает информационное поле и логику восприятия.



Рисунок 2. Как нарушения дисциплины одним обучающимся сказываются на успеваемости обучения других студентов.


Никто из преподавателей не назвал полный перечень законодательных актов, регулирующих права и обязанности субъектов образовательного процесса во время учебных занятий. Большинство указало ФЗ «Об образовании» и правила внутреннего распорядка. Возможно, это частично подтверждает выдвинутую гипотезу о неэффективности мер дисциплинарных взысканий, так как на практике они редко когда применяются.

Все опрошенные преподаватели знают существующие дисциплинарные наказания: замечание, выговор, отчисление, привлечение к административной ответственности.

82% преподавателей считают настоящие нормы взыскания недостаточными и голосуют за их ужесточение.

В качестве предложений опрошенных преподавателей по ужесточению дисциплинарных наказаний 72% предложили общественные работы, 81%-перевод на платное обучение и 26%-штрафы.



Рисунок 3. Предложения преподавателей по ужесточению дисциплинарных наказаний


В ходе опроса 90% преподавателей считают одной из ключевых проблем, связанных с нарушениями дисциплины на учебных занятиях то, что российским законодательством защищаются интересы одного обучающегося-хулигана (нарушителя дисциплины) в ущерб интересам других добросовестных студентов.



3.2 Результаты исследования ответов студентов



В анкетировании приняли участие ребята в возрасте от 15 до 20 лет.

В ходе анализа ответов выяснилось, что никто из ребят не смог дать правильного определения слову «дисциплина».

27% студентов считают, что соблюдение дисциплины – право обучающихся/преподавателя; 58% анкетируемых ответили, что это - обязанность обучающихся/преподавателя, 15% респондентов ответили, что это - ни то, ни другое.

Рисунок 4. Что подразумевается под соблюдением дисциплины


К нарушениям дисциплины, по мнению опрошенных студентов, относятся плохое поведение, нарушение правил, срывы занятий, опоздания, сквернословие и прогулы.

Отвечая на вопрос о случаях нарушения дисциплины в их присутствии, 87% ребят ответили утвердительно (да, случались), а 13% ответили отрицательно.

На просьбу перечислить самые распространённые случаи нарушения дисциплины студенты написали: 96%-прогулы, 96%-опоздания, 100%-пользование телефоном во время занятий, 62%-сквернословие, 12%-драки, 5%-воровство.


Рисунок 5. Случаи нарушения дисциплины

98% студентов отметили недопустимость нарушения дисциплины на занятиях, то есть 2% ребят, а это 5 человек, считают нарушения дисциплины нормой, а значит, возможно, сами являются её нарушителями.

Можно предположить, что такое поведение негативно влияет на получение знаний другими обучающимися, так как даже один человек может, нарушая дисциплину, сорвать учебное занятие и, тем самым, помешать остальным получать полные знания по предмету.

82% ребят считают, что нарушения дисциплины некоторыми обучающимися учебной группы сказываются на успешности обучения остальных студентов, отметив, что при этом они недополучают знания по предмету в полном объёме и такое поведение нарушителя служит плохим примером для остальных ребят

18% ребят считаю, что нарушения дисциплины некоторыми обучающимися не сказываются на успешности обучения остальных студентов, так как пока преподаватель разбирается с нарушителем, можно ничего не делать по принципу - «солдат спит – служба идет».


Рисунок 6. Влияние нарушения дисциплины некоторыми обучающимися на успешности обучения остальных студентов.


90% анкетируемых студентов знают о наличии каких-либо законодательных или иных актов, регулирующих соблюдение обучающимися/преподавателями дисциплины, однако стоит отметить, что не все ребята знают их содержание, судя по ответу на вопрос о том, знают ли они меры по защите их прав 54% ребят ответили утвердительно, назвав право на образование, беседы, устав заведения, а 46% ответили отрицательно.

На просьбу перечислить дисциплинарные взыскания в сфере российского образования ребята назвали выговор, штраф, вызов родителей, замечание и отчисление. Однако стоит отметить, что вызов родителей не относится к дисциплинарным взысканиям, а значит, что ребята не совсем осведомлены о дисциплинарных наказаниях в образовательной сфере.

96% студентов считают меры дисциплинарных наказаний в сфере российского образования достаточными, а 4% считают необходимым их ужесточить.

Так же ребята предложили свои меры привлечения к ответственности за нарушения дисциплины: 28%-отстранение от занятий, 42%- штрафы в ущерб стипендии и 30%-исправительные работы.


Рисунок 7. Меры привлечения к ответственности за нарушения дисциплины, предложенные студентами.


44% ребят считают, что российское законодательство защищает интересы одного обучающегося-хулигана в ущерб интереса других добросовестных студентов. Отметим, что так же (утвердительно) на этот вопрос ответили 90% преподавателей. Это связано с большим жизненным опытом преподавателей.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Изучив теоретический материал, действующее законодательство Российской Федерации, а также меры наказания за нарушение дисциплины в других странах, однозначно можно подтвердить гипотезу о том, что снижение качества подготовки современных специалистов напрямую зависит от соблюдения дисциплины во время учебных занятий, ответственность за нарушение которой не является достаточной в связи с пробелами в законодательстве.

В качестве рекомендаций по решению данной проблемы можно предложить:

1) Повысить возраст совершеннолетия с 18 до 21 года, как это сделано во многих зарубежных странах. Это связано с тем, что в наше время самосознательность и самостоятельность детей наступает несколько позже, чем это было ранее. Зачастую, ребята даже в 18 лет несамоорганизованы, не чувствуют уровня ответственности перед обществом.

2) Привлекать к общественным работам за нарушение дисциплины во время учебных занятий (например, это может быть уборка кабинетов и других помещений, мелкие хозяйственные работы, работа в архиве, проведение внеаудиторных мероприятий или подготовка доклада на какую-либо социальную тему и т.д.).

3) Использовать индивидуальный подход при вынесении наказания учебного заведения и его руководителя за нарушения дисциплины обучающимися, так как в настоящее время существует рейтинг учебных заведений, если происходит какая-либо конфликтная ситуация, то это замалчивается, для сохранения достигнутого уровня престижа. Возможно, это приведет к тому, что подобные ситуации будут придаваться огласке и, как следствие, конфликтов и нарушений дисциплины станет меньше.

Так же стоит отметить и тот факт, что отсутствие наказания за какие-либо мелкие дисциплинарные проступки и их неразглашение может привести к совершению более тяжёлых преступлений. Поэтому необходимо придавать огласке любые случаи нарушения дисциплины, не смотря на Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных".

Стоит сказать, что даже сами ребята не возражают против общественных работ и других наказаний за нарушение дисциплины во время учебных занятий, так как это мешает получать знания в полном объёме. Однако государство не спешит ужесточать законодательство в этой области, так как некоторые родители против. То есть мы идём на поводу у меньшинства, хотя такой вид политической системы как демократия должен ставить в приоритет интересы большинства граждан страны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Нормативные правовые акты:



1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2.Приказ Министерства образования и науки РФ №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» от 15.03.2013 г. - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198229&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5963546875830745#04565878452882932

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

4.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. и актуальна на сегодняшний день) -https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml;

5.Конституция Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2019 года)-http://constitution.kremlin.ru/;

6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/;

7.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

8.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных"- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.




Интернет ресурсы:



1.Развитие системы образования в России в XVIII веке [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://studbooks.net/1594595/pedagogika/obrazovanie_rossii_pervoy_polovine_xviii_veka

2. Устав ГАПОУ МО МонПК - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.монпк.рф/index/ustav/0-38







Приложение 1


Анкета для студентов

  1. Возраст

  2. Пол

  3. Что на ваш взгляд подразумевается под понятием «дисциплина»?

  4. Как вы считаете соблюдение дисциплины в колледже – это…

А) Право обучающихся/преподавателя

Б) Обязанность обучающихся/преподавателя

В) Ни то и ни другое

  1. Что на ваш взгляд относиться к нарушениям дисциплины?

  2. Случались ли в вашем присутствии ситуации нарушения обучающимися/преподавателями дисциплины во время учебных занятий?

  3. Перечислите самые распространенные случаи нарушения дисциплины на учебных занятиях со стороны обучающихся/преподавателей по вашему мнению (сквернословие, воровство, мелкие пакости (например, в виде порванной/спрятанной тетради), опоздания на занятия, прогулы, пользование телефоном, драки и т.д.).

  4. Как вы считаете, допустимо ли нарушение дисциплины на занятиях?

  5. Как вы считаете, нарушения дисциплины некоторыми обучающимися учебной группы сказываются на успешности обучения остальных студентов, или это не имеет значения?

А) Да, сказывается

Б) Нет, не сказывается

  1. Если на 9 вопрос вы ответили «Да», то поясните, как именно сказывается.

А) т.к. чтобы усмирить нарушителя преподаватель тратит много времени и не ведет урок, я недополучаю знания

Б) т.к. это создает угрозу безопасности, я опасаюсь за свою жизнь

В) т.к. поведение нарушителя служит дурным примером остальным студентам

Г) Другое (написать свой вариант)

  1. Если на 9 вопрос вы ответили «Нет», то поясните, почему вы так считаете.

А) Меня это просто веселит

Б) Сам так часто поступаю, поэтому не вижу в этом ничего предосудительного

В) Пока преподаватель разбирается с нарушителем, можно ничего не делать по принципу - «солдат спит – служба идет»

Г) Другое (написать свой вариант)

  1. Знаете ли вы о наличии законодательных или иных актов, регулирующих соблюдение обучающимися/преподавателями дисциплины?

  2. Знаете ли вы меры по защите ваших прав? Если вы ответили «Да», то перечислите их.

  3. Какие вы знаете дисциплинарные взыскания в сфере российского образования?

  4. Считаете ли вы их достаточными, или их необходимо ужесточить?

  5. Предложите свои меры привлечения к ответственности.

  6. Считаете ли вы, что российское законодательство защищает интересы одного обучающегося-хулигана в ущерб интереса других добросовестных студентов?

А) Да

Б) Нет





Приложение 2

Анкета для преподавателей

  1. Возраст

  2. Пол

  3. Случались ли в вашем присутствии ситуации нарушения обучающимися дисциплины во время учебных занятий?

  4. Перечислите самые распространенные случаи нарушения дисциплины на учебных занятиях со стороны обучающихся по вашему мнению (сквернословие, воровство, мелкие пакости (например, в виде порванной/спрятанной тетради), опоздания на занятия, прогулы, пользование телефоном, драки и т.д.).

  5. Как вы считаете, самые распространенные случаи нарушения дисциплины на учебных занятиях со стороны обучающихся, или это не имеет значения?

А) Да, сказывается

Б) Нет, не сказывается

  1. Если на 5 вопрос вы ответили «Да», то поясните, как именно сказывается:

А) т.к. чтобы усмирить нарушителя я трачу много времени и не веду урок;

Б) т.к. это создает угрозу безопасности, я опасаюсь за свою жизнь и за жизнь, и здоровье обучающихся;

В) т.к. поведение нарушителя служит дурным примером остальным обучающимся;

Г) Другое (написать свой вариант)

  1. Какие вы знаете законодательные акты, регулирующие соблюдение обучающимися дисциплины? Перечислите их.

  2. Какие вы знаете дисциплинарные взыскания в сфере российского образования, предусмотренные законодательством РФ?

  3. Считаете ли вы их достаточными, или их необходимо ужесточить?

  4. Предложите свои меры привлечения к ответственности обучающихся.

  5. Как вы считаете, нарушения дисциплины некоторыми обучающимися учебной группы сказываются на успешности обучения остальных студентов, или это не имеет значения?

А) Да

Б) Нет



1 Статья 43 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019)

2 Статья 48 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019)


3 Приказ Министерства образования и науки РФ №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» от 15.03.2013 г