Анализ
работы МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 29 им.М.Т.Калашникова
за 2017-- 2018 учебный год
В 2017 – 2018 учебном году начальная школа продолжала работу по теме: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель МО: Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Методическим объединением учителей начальных классов были поставлены следующие задачи:
Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.
Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях реализации ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника.
Активное использование здоровьесберегающих, информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
Ведение просветительской работы с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематическое ознакомление их с результатами обучения и достижениями обучающихся.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 11 человек. Все учителя имеют высшее педагогическое образование. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Поэтому учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий. Так, Бондарь Т.А., Левицкая Т.Н., Клюева А.А. прошли курсы повышения квалификации и получили удостоверения установленного образца по теме: «Реализация ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода». Кокляр О.А., Савищенко Г.В. прошли курсы «Методическое обеспечение преподавания курса ОРКСЭ в 4-х классах». Левицкая Т.Н., Рыженко И.Н., Савищенко Г.В.,Клюева А.А. и Якименко Т.Д. прошли курсы «Особенности организации учебного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Бондарь Т.А., Левицкая Т.Н., Кокляр О.А. прошли курсы по подготовке организаторов в аудитории на ППЭ.
На протяжении всего 2017 – 2018 учебного года на базе нашей школы работала «Школа молодого специалиста учителей 3-4 классов» под руководством Кокляр О.А. Главной целью работы городской школы молодого учителя является повышение педагогического мастерства молодых педагогов в условиях введения ФГОС.
Учителя вели преподавание по программам УМК «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Планета знаний», «Гармония» по утвержденным рабочим и программам календарно-тематическим планам.
В последние годы постоянно улучшается материально – техническое обеспечение кабинетов начальных классов. 5 кабинетов оснащены интерактивными досками, компьютерами, сканерами принтерами, компакт- дисками по учебным дисциплинам, комплектами таблиц. Имеются наглядные пособия, измерительные приборы. В библиотечном фонде школы имеются в достаточном количестве учебная, художественная и справочная литература для начальной школы.
В течение года учителя начальной школы работали в тесном сотрудничестве с НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» и приняли участие в новом всероссийском исследовательском проекте по теме: «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон (инновационная методическая сеть «Учусь учиться») Целью участия нашего методического объединения в этом проекте является развитие технологий, дидактических принципов деятельностного метода Л.Г.Петерсон и реализующих их методик как средства повышшения качества начального образованияя. В рамках этого проекта Литвиненко Д.А., Рыженко И.Н. Ильина Е.И., Клюева А.А. дали открытые уроки. Все уроки отличались хорошим уровнем педагогического мастерства, использованием технологии проблемного обучения, творческой активностью детей. А также в рамках данного проекта Левицкая Т.Н. подала заявку на участие в Международном педагогическом конкурсе «Учу учиться» в номинации «Предметный урок с учащимися», который состоится 15 июня 2018 года.
С целью обобщения своего педагогического опыта на ведущем образовательном портале «Инфоурок» Кокляр О.А. разместила 25 методических разработок и была отмечена грамотами.
В течение этого учебного года было запланировано 5 заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. Работа МО строилась в соответствии с планом работы. На заседаниях рассматривались предложения по важным проблемам и методикам обучения для повышения эффективности и качества образовательного процесса, рекомендации завуча, опытных учителей по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин. Велась постоянная работа по изучению материалов ФГОС начального общего образования. На заседаниях методического объединения были рассмотрены нормативные документы.
В этом учебном году году в начальной школе были также проведены следующие внеклассные мероприятия всеми учителями:
- День знаний;
- День учителя;
- акция «Добрый след»;
- Новогодние утренники, 8 марта;
- «Прощание с азбукой»;
- Смотр строя и песни, посвящённый 23 февраля;
- классные часы, посвящённые 70-й годовщине основания школы, Дню Космонавтики;
-выставка рисунков «Безопасный интернет», «Моя семья»
Школьники 2 – 4 классов принимали активное участие:
- в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»;
- в международном конкурсе по математике «Кенгуру»
-во всероссийской онлайн - олимпиаде «Плюс», в дистанционном конкурсе «Олимпус»;
- в международном дистанционном конкурсе «Олимпис-2017»;
- во всероссийской межпредметной онлайн-олимпиаде «Дино»;
- во всероссийской онлайн-олимпиаде по русскому языку «Заврики».
- городской конкурс «Верность отцам – верность Отчизне»: в разных номинациях приняли участие учащиеся 2-А, 3-А, 3-Б классов.
На 2018-2019 учебный год следует спланировать работу по подготовке учащихся для участия в олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся целенаправленно по предметам).
В 2017-2018 учебном году коллектив учителей начального звена осуществлял воспитательные задачи. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель-родители-дети.
Внеурочная деятельность в первых и в четвертых классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за тот период по плану было проведено уже четыре заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. С темой:
- «Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов» выступила Клюева А.А.;
- «Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.» выступила Рыженко И.Н.;
- «Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников» (из опыта работы) выступила Кокляр О.А.;
- «Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков.»
выступила Бондарь Т.А.;
- «Способы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.» выступила Якименко Т.Д.;
- «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.» выступила Савищенко Г.В.;
-« Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.» выступила Куптей С.Г.;
-«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения» выступила Ильина Е.И.;
- «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)» выступила Левицкая Т.Н.;
-«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности» выступила Литвиненко Д.А.;
-«Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.» выступила Бондарь Т.А.;
-«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.» выступила Жуковецкая Е.А.;
- «Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.» выступила Кокляр О.А.
Организация внеклассной работы
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-исследовательские конференции, олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д.
Вывод по работе МО.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
Учитывая вышеизложенное, будет уместно определить на 2017-2018 учебный год следующие цели:
-непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области предметов и методики преподавания;
-активное включение в педагогический поиск и творчество;
-участие в различных конкурсах.
Руководитель МО учителей начальных классов: Рыженко И.Н.