6 класс. Анализ рассказа А. Платонова «Юшка» («Нам жизнь дана, чтобы любить…» Ф.И. Тютчев)
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия
Спешите делать добро, пока не стало поздно.
Ф.Гааз
Цели урока:
Образовательная – прививать навыки вдумчивого чтения и анализа литературного произведения, способствовать обогащению словаря учащихся путём лексической работы с незнакомыми словами;
Развивающая – развивать критическое мышление, умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся; помочь учащимся обнаружить в герое противоречия между видимой внешностью и сущностью.
Воспитывающая – показать детям ценность, неповторимость каждого человека; учить умению различать добро и зло, милосердие и жестокость. Воспитывать сострадание, отзывчивость, любовь к ближним – толерантность. Пробуждать интерес к чтению, любовь к литературе и языку.
Оборудование: мультимедиа, словари, кадры кинофильма «Иисус», иллюстрации к рассказу, рисунки детей, учебник, интерактивная выставка-презентация рисунков к произведению Платонова «Юшка», музыка, маркеры, ватман.
Ход урока.
Стадия вызова
Добрый день. Подумайте немного, позже скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Формулируем цели урока, выдвигаем гипотезы, как будем анализировать произведение.
(Звучит музыка и читается стихотворение заранее подготовленным учеником, текст стихотворения проецируется через компьютер на экран)
✴ ✴ ✴
Шёл Господь пытать людей в любви,
Выходил Он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
«Видно, мол, сердца их не разбудишь…»
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй…маленько крепче будешь».
С. Есенин
Дети отвечают, что речь на уроке пойдёт о произведении А. Платонова «Юшка», о мировоззрении, взаимоотношениях главного героя с другими персонажами, о таких качествах человеческой личности, как любовь, прощение, доброта, скромность.
Решаем, на сколько групп поделим класс, на какие темы подготовим групповые выступления.
Первая группа работает с толковыми словарями, в результате чего на доске появляются записи:
- кулижка – ровное место, прогалина, поляна (из словаря В.Даля);
- клюшка – палка с загибом, трость, костыль.
Учитель: что хотел найти в людях Господь?
Ученики: любовь, сострадание, милосердие.
Учитель: а нашёл?
Ученики: да.
Учащиеся записывают тему урока, выбирают эпиграф, объясняют его выбор.
Учитель: существует понятие «общечеловеческие ценности» Что это?
Учащиеся: это мир, жизнь, любовь, семья, здоровье и т.д.
Учитель: эти ценности непреходящи, т.е. вечны. Общечеловеческие ценности – главная тема русской литературы, поэтому классическая русская литература глубоко духовна. Это история загадочной русской души, впитавшей в себя ценности христианской морали, желающей жить в гармонии с собой, своей совестью и в мире с другими людьми, даже если приходится страдать
Вы прочли нагорную проповедь Христа из Евангелия от Матфея (слайд «евангелист») и рассказ А.Платонова «Юшка». Как вы думаете: какова цель нашего урока?
Ученики: какие общечеловеческие, христианские ценности нашли отражение в рассказе Платонова (слайд: портрет Платонова, слайд: 3-10 стихи нагорной проповеди).
Учитель: зачем Христос учит заповедям?
Ученики: чтобы люди были счастливы («блаженны»)
Выступления у доски 1-ой группы: лексическое значение первых двух слов и слова «блаженство» - 1.Блаженство – полное, невозмутимое счастье (словарь Ожегова); 2. Счастье, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения (словарь Даля); 3.высшая степень счастья (4-томный словарь АН СССР).
(Кадры кинофильма «Иисус»)
Стадия осмысления Учащиеся каждой группы, поставив задачу подготовиться по одной из тем, вырабатывают план выступления, готовятся отвечать.
Учитель:. о каких заповедях идёт речь в рассказе Платонова?
Выступление второй группы: Юшка «нищий духом, плачущий, кроткий, жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, гонимый за правду, соль земли, свет миру». Любит врагов своих, не отвечает злом за зло (слайд: старик).
Учитель: каким мы видим Юшку в начале рассказа?
Выступление третьей группы: глаза Юшки слезятся. Платонов их выделяет особо, потому что глаза – «зеркало души». Душа героя плачет. Попробуем изобразить душу Юшки в виде сердца.
(Каждая группа отмечает особенности души Юшки, и таким образом все вместе из кусочков получают большое сердце).
Выступление четвёртой группы: Юшка любит людей (слайд: старик2).
Выступление пятой группы: Юшка любит природу (слайд: старик на природе).
Выступление шестой группы: Юшка любит всё живое, людей (слайд: старик3).
Во время выступлений дети цитируют строки из рассказа, доказывая свои гипотезы. Остальные учащиеся класса дополняют, выдвигают собственные гипотезы.
Учитель: так какая же душа у Юшки?
Ученики: он любит всех и всё в жизни.
Учитель: какова философия жизни Юшки, а значит и самого Платонова? (слайд: портрет Платонова 2).
Ученики: как Христа распяли, а он делал только добро, так бьют Юшку, издеваются, мучают. Убивают. Что изменилось после смерти Юшки? Люди стали злее, не на ком срывать зло. Умерло ли добро с Юшкой? Нет. Всю свою жизнь, труд, сбережения он отдавал сироте, которая училась на доктора. После его смерти она приехала и лечила людей от той болезни, от которой умер Юшка.
Учитель: какой вывод можно сделать?
Ученики: любовь побеждает зло, а зло не может породить ничего доброго.
Учитель: почему Платонов даёт такое имя своему герою (слайд: Юшка1)?
Выступление 1 группы: Юшка – 1.нечто мокрое; 2.похлёбка, обычно из рыбы; 3.кровь из носа при драке (В.И.Даль). В христианской литературе кровь – хранилище души, значит, Юшка, тот, в ком самые нужные душевные качества: любовь, прощение…этот юродивый, получается, самый нужный человек (противоречие между внешностью и внутренностью). На самом деле его звали Ефимом Дмитриевичем. Ефим (с греч.) – «благочестивый, благожелательный, священный». Дмитрий – плодородие (добрые жизненые плоды).
Учитель: какой вывод сделаем, чему научил нас Платонов?
Ученики: каждый человек неповторим, поэтому ценен. Мы все разные, но дополняем друг друга (в этом гармония). Л.Толстой сказал: «Все мы на свете друг другу нужны». Нельзя обижать людей, как обижали Юшку.
Учитель: как практически мы можем проявлять любовь? (ответы учащихся)
(Чтение стихотворения Тютчева « Нам жизнь дана…»)
(Звучание песни «Настоящая любовь»)
Домашнее задание: написать духовное завещание Юшки (в жанре «поучение»), опираясь на текст произведения.
Рефлексия.
Достигли ли мы поставленных целей? Как можно использовать наши выводы в обыденной жизни? (Ответы учащихся, оценки)