СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ типичных ошибок участников ГИА по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению числа выпускников, выбирающих для итоговой аттестации биологию. Рассмотрим типичные ошибки участников ГИА по биологии на основе аналитических данных ФИПИ предыдущие годы проведения экзаменов по основным блокам информации.

Раздел «Биология как наука о живой природе». Затруднения в этом разделе составляют вопросы, посвященные определению уровней организации объектов, методов биологических наук.

Раздел «Клеточная теория». Наименьший процент правильного выполнения показали вопросы о функциях и строении органоидов клеток (лизосомы, комплекс Гольджи, митохондрии).

Просмотр содержимого документа
«Анализ типичных ошибок участников ГИА по биологии.»

Анализ типичных ошибок участников ГИА по биологии.



В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению числа выпускников, выбирающих для итоговой аттестации биологию. Рассмотрим типичные ошибки участников ГИА по биологии на основе аналитических данных ФИПИ предыдущие годы проведения экзаменов по основным блокам информации.

Раздел «Биология как наука о живой природе». Затруднения в этом разделе составляют вопросы, посвященные определению уровней организации объектов, методов биологических наук.

Раздел «Клеточная теория». Наименьший процент правильного выполнения показали вопросы о функциях и строении органоидов клеток (лизосомы, комплекс Гольджи, митохондрии).

В разделе о метаболизме трудности вызывает механизм матричного синтеза белка, роль видов РНК в этом процессе, а также особенности протекания гликолиза в клетках, роль пировиноградной и молочной кислот в энергетическом обмене. Причины - слабое знание клеточного метаболизма в целом и неумение производить анализ представленных клеточных процессов.

Раздел «Жизненный цикл клетки». Темы мейоза, гаметогенеза, распределения хромосом и ДНК на различных стадиях развития клетки преобладают среди вызывающих затруднения. Также стоит отметить, что в связи с использованием заданий на расчет количества хромосом и ДНК в части 2, знания выпускников по указанной теме повысились.

В заданиях с множественным выбором ответа по темам о клеточно-организменном уровне развития затруднения вызвали особенности жизнедеятельности хемосинтезирующих бактерий, характеристика процесса двойного оплодотворения высших растений.

При сопоставлении биологических процессов ошибки чаще всего совершаются при сравнении процессов митоза и мейоза, при сравнении строения и функций органоидов клеток, при сопоставлении пластического и энергетического обмена.

Правильное решение задач по генетике имеет тенденцию к увеличению, что объясняется постоянным использованием задач при составлении контрольно-измерительных материалов.

В экзаменационных вопросах 2017 года расширен блок заданий, посвященный анатомии и физиологии человека. По данным предыдущих лет показывают достаточный уровень сформированности компетенций обучающихся по данному разделу. Низкие результаты были получены при ответах на вопросы о типах тканей человека и выполняемых ими функциях, о строении и функционировании сердца, при определении по рисунку структур глаза (оптическая и рецепторная части анализатора). Сложности вызывает вопрос передачи нервного импульса, функции гормонов, приемы первой медицинской помощи, а также роль ряда болезнетворных микроорганизмов в возникновении заболеваний человека.

Наибольший процент правильных ответов по данным предыдущих исследований экзаменационных работ учащиеся показали по разделу «Эволюция живой природы». Сложным оказалось небольшое количество заданий на установление соотношений направлений эволюции.

Среди причин неправильных ответов выделяют несколько групп. Первая – недостаточно внимательное, либо неполное прочтение вопроса. Встречаются работы, в которых на вопросы, требующие развернутого ответа, выпускник дает ответ только на часть вопроса, пропуская слова: «аргументируйте ответ», «ответ поясните». Отсутствие обоснований выбранного суждения, даже при его правильности, снижает выставляемые баллы за ответ.

При подготовке к сдаче ГИА обязательно следует обращать внимание выпускников на необходимость пояснений и обоснований в вопросах части 2. В задачах по генетике в формулировке часто присутствует вопрос: «действие каких законов проявляется в задаче?» При правильном решении самой задачи отсутствие элемента ответа с пояснением генетических законов влечет снижение общего балла за ответ (общее количество – 3 элемента ответа).

Задания на расчет последовательности синтеза полипептидной цепочки также включают элементы, поясняющие вид произошедшей мутации, если триплет или нуклеотид выпадают из цепочки. Данная группа вопросов обязательно требует пояснений.

Вторая группа ошибок связана с погрешностями в оформлении ответов. Особенно тщательно ученику следует отмечать правильные ответы в бланках экзамена, соблюдать установленную символику. Задания «закрытого типа» предъявляют строгие требования к оформлению ответов (генетические задачи, задачи на матричный синтез).

Третья группа ошибок – ответы, не соответствующие заданному вопросу. Такие ответы и суждения не учитываются при выставлении баллов за задание. При подготовке к итоговой аттестации важно дополнительно укрепить знания по темам, вызывающим трудности. Ежегодный анализ подобных тем представлен в официальных отчетах на сайте ФИПИ.

Наибольшие затруднения и, как следствие, больший процент ошибок при ответах на задания ОГЭ по биологии наблюдается в заданиях, требующих расчета энергозатрат с учетом приведенных обязательных требований. Неполные ответы на задания подобного типа часто не содержат всех элементов ответа, в том числе необходимого меню.

Для развития самоконтроля в процессе подготовки к ЕГЭ по биологии рекомендуется учитывать особенности критериев оценивания заданий. Достаточный уровень осведомленности ученика об указанных критериях вносит вклад в укрепление уверенности при ответах на экзамене.



Оценивание заданий ЕГЭ с двумя элементами ответа открытого типа:

Оценивание задания ЕГЭ с двумя элементами ответа закрытого типа:









Оценивание заданий ЕГЭ с тремя и четырьмя элементами ответа открытого типа:

Указанные критерии оценивания рекомендованы ФИПИ и представлены в демонстрационных версиях материалов для подготовки к ГИА по биологии. Главное отличие критериев для оценивания ответов закрытого типа – обязательное присутствие указанных в эталоне элементов ответа. При этом иные формулировки не допускаются.

Таким образом, использование данных разностороннего анализа затруднений и причин ошибок при ответах на вопросы ГИА по биологии, позволяет избегать повторения их в процессе подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!