Анализ выполнения ВПР по русскому языку в 5 классе
2022-2023 учебный год
Дата: 14 .04. 23 г.
Учитель: Стародубцева Л.Х.
Кол- во обучающихся | Количество писавших | Получили «5» 39-45 б. | Получили «4» 29-38 б. | Получили «3» 18-28 б. | Получили «2» 0-17 б. | Средний балл | Общая успеваемость | Качество знаний |
4 | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 | 100% | 50% |
Подтвердили отметку за 3 учебную четверть | Получили отметку выше | Получили отметку ниже |
4 обучающихся | нет | нет |
Результаты ВПР обучающихся 5 класса приведены в таблицах 1,2.
Таблица 1
№ п/п | Ф.И.О. | Код | Оценка по предмету за 3 четверть | Оценка за ВПР, выставленная школой |
1 | | 60001 | 3 | 3 |
2 | | 60002 | 4 | 4 |
3 | | 60003 | 4 | 3 |
4 | | 60004 | 3 | 4 |
Таблица 2
ФИ | 1К1 | 1К2 | 1К3 | 2К1 | 2К2 | 2К3 | 2К4 | 3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Балл | Оценка |
| 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 28 | 3 |
| 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 38 | 4 |
| 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 36 | 4 |
| 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 18 | 3 |
Характеристика КИМ.
Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10-12 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
− фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
- морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
- синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать различные виды
предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 4проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы(задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные(осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
В задании 8на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется
способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально- смысловые типы речи, представленные в тексте.
Задание 11выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 12проверяются предметное учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Все задания относятся к базовому уровню сложности.
Проблемно-ориентированный анализ итогов ВПР
Достижение планируемых результатов |
№ | Требования | Макс. балл | Количество выполнивших | % выполнения |
1К1 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию. Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка | 4 | 4б | 1 | 25% |
3б | 2 | 50% |
2б | 0 | 0% |
1 | 1 | 25% |
0 | 0 | 0% |
1К2 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию. Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка | 3 | 3б | 4 | 100% |
2б | 0 | 0% |
1б | 0 | 0% |
0б | 0 | 0% |
1К3 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное | 2 | 2б | 2 | 50% |
| овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию. Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка | | 1б | 2 | 50% |
0б | 0 | 0% |
2К1 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения. | 3б | 3б | 1 | 25% |
2б | 1 | 25% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
2К2 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения. | 3б | 3б | 4 | 100% |
2б | 0 | 0% |
1б | 0 | 0% |
0б | 0 | 0% |
2К3 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения | 3б | 3б | 1 | 25% |
2б | 1 | 25% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
2К4 | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения | 3б | 3б | 1 | 25% |
2б | 0 | 0% |
1б | 2 | 50% |
0б | 1 | 25% |
3 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими). Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога | 2б | 2б | 1 | 25% |
1б | 1 | 25% |
0б | 2 | 50% |
4(1) | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия | 3б | 3б | 3 | 75% |
2б | 0 | 0% |
1б | 1 | 25% |
0б | 0 | 0% |
4(2) | 2б | 2б | 2 | 50% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
5(1) | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными). Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 2б | 2б | 2 | 50% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
| | |
5(2) | 2б | 2б | 2 | 50% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
6(1) | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными). Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 2б | 2б | 2 | 50% |
1б | 0 | 0% |
0б | 2 | 50% |
6(2) | 1б | 1б | 2 | 50% |
0б | 2 | 50% |
7(1) | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными). Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 2б | 2б | 3 | 75% |
1б | 0 | 0% |
0б | 1 | 25% |
7(2) | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными). Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 1б | 1б | 3 | 75% |
0б | 1 | 25% |
8 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально -смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2б | 2б | 1 | 25% |
1б | 3 | 75% |
0б | 0 | 0% |
9 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально -смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2б | 2б | 2 | 50% |
1б | 1 | 25% |
0б | 1 | 25% |
10 | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально -смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально смысловому типу речи и функциональной разновидности языка | 1б | 1б | 1 | 25% |
0б | 3 | 75% |
11 | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (лексического), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности. | 1б | 1б | 4 | 100% |
0б | 0 | 0% |
12 | 1б | 1б | 4 | 100% |
0б | 0 | 0% |
Типичные ошибки:
Умение распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Ошибки в синтаксическом разборе.
1.Наиболее успешно выполнены учащимися задания:
морфемный разбор слова;
фонетический разбор слова;
распознавание сложного предложения, объяснение выбора предложения;
учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст
учебно-языковое опознавательное умение обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
2. Затруднения вызвали задания:
постановка ударения в словах;
нахождение основной мысли текста;
Предполагаемая работа по устранению ошибок:
1. Отрабатывать умения грамматических разборов в соответствии с критериями ВПР;
2. Работать над формированием орфографической и пунктуационной зоркости, используя разные виды заданий;
3. Продолжить отрабатывать навыки смыслового чтения текста.
4. Продолжить работать с объемной информацией.
5. Работать над обогащением словарного запаса.
6. Работать над распознаванием предложений с прямой речью, с обращением, с однородными членами и умением преобразовывать предложения
7.Наряду с предметными умениями формировать регулятивные универсальные учебные действия: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль и познавательные универсальными учебные действия.
Учитель: Стародубцева Л.Х. / _____ ./