СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация на статью Л.Р. Золотарёва "Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий, применяемый при описании и анализе произведения искусства. Автор знакомит читателей со структурой и содержанием авторского спецкурса по данной теме.

Ключевые слова: спецкурс, инструментарий, морфология искусства, «язык» пластических, изобразительных искусств, методологические типы анализа художественного произведения.

 

Автор указывает, что «Описание и анализ произведений» – это специальная учебная дисциплина на художественных факультетах в системе ВУЗов.

Л.Р. Золотарёв считает, что назрела необходимость в новом осмыслении вопросов, касающихся анализа произведения искусства как художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация на статью Л.Р. Золотарёва "Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий"»

Катаева О.Ю. Группа МД-21z

Аннотация на статью Л.Р. Золотарёва

Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий


Рассматривается эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий, применяемый при описании и анализе произведения искусства. Автор знакомит читателей со структурой и содержанием авторского спецкурса по данной теме.

Ключевые слова: спецкурс, инструментарий, морфоло­гия искусства, «язык» пластических, изобразительных искусств, методологические типы анализа художествен­ного произведения.


Автор указывает, что «Описание и анализ произведений» – это специальная учебная дисциплина на художественных факультетах в системе ВУЗов.

Л.Р. Золотарёв считает, что назрела необходимость в новом осмыслении вопросов, касающихся анализа произведения ис­кусства как художественного текста.

Автор описывает предлагаемый курс «Описание и анализ произведения искусства» как технологию и предлагает его в качестве эстетико-искусствоведческого и пе­дагогического инструментария.

Сформулирована цель курса: углубленное изучение морфологии искусства, «языка» пластических, изобразительных искусств, фактографическое изучение искусства и атрибуции па­мятников, основ формально-стилистического, иконо­графического и иконологического анализа, жанровых форм, методов искусствоведческого исследования. Описываются задачи.

Тематический план включает несколько разделов, в которых логически и последовательно исследуется эстети­ческая теория искусства, дается определение искус­ства как проблемного поля художественной культуры, одной из форм познания мира, художественно-об­разной модели действительности. Рассматривается художественный образ. Определяется предмет искусства – человек, «общеинтересное для человечества», духовные цен­ности бытия. Указывается, что важнейшим принципом является анализ строения художественного произведения.

Проблематизируется осмыс­ление пространства и времени в искусстве: философ­ское определение пространства, пространство худо­жественное; понятие пространства в искусстве тесно взаимосвязано с понятием перспективы.

Автор говорит о важности выявления особенностей каждо­го из видов искусств, которые прослеживаются во взаимодействии. При этом учитываются следующие факторы: историческая тенденция и характер расхожде­ния видов искусств; время возникновения каждого вида искусства; историческая тенденция взаимодействия и синтеза искусств; влияние литературы как вербальной основы художественной культуры на другие искусства; выдвижение в каждую эпоху актуального (наиболее со­ответствующего социально-художественным потребно­стям данной эпохи, наиболее массового, популярного) и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру эпохи последующим эпохам) видов искусства, их историческая динамика; развитие техники, информационных систем и перспективы взаимодействия искусств.

Так же профессионально важно в теоретическом и практи­ческом отношениях освоение морфологии искусства, специфических особенностей пластических искусств. Научным основанием этому послужили идеи М.С. Кагана, Ю.Б. Борева, О.А. Кривцуна.

В статье анализируются прин­ципы классификации видов искусства, их различные основания.

Предлагается примерная схема освоения живописи как вида искусства: место живописи в системе изо­бразительных искусств; принцип родового деления живописи на монументальную, станковую, декора­тивную, декоративно-театральную, миниатюрную; «язык» живописи; особенности изобразительно-выра­зительных средств живописи; жанровое деление про­изведений станковой живописи; специфика каждого из жанров, история их появления, развития, изменения; разнообразие материалов живописи, техника письма. Выявляются компоненты структуры реалистической картины: композиция, перспектива, точка зрения, уро­вень горизонта, ракурс, ритмический строй, формат и размеры холста, рисунок, силуэт, цвет, колорит, свет, светотень; характерными средствами технического исполнения картины являются мазок, живописная фактура. Атрибуты, детали одежды, обстановки, пей­зажа привлекаются художником как дополнительное творческое средство, как прием заострения психоло­гической характеристики персонажей, их внешних и внутренних связей.

Автор указывает на знаковый подход к изучению искусства, описывает методо­логические возможности герменевтики, которая ори­ентирует историю искусства на системный характер.

Далее автор рассматривает элементы процесса ис­толкования художественного текста.

В статье раскрывается содержание трёх типов методологических инструментов критическо­го анализа художественного текста.

Важно, что в настоящее время в искусствоведении возникла потребность в интеграции всего рационального в дан­ных критических методах и в создании современной системно-целостной методологии.

Предлагает ступенчатая схема интерпрети­рованного анализа произведения: мировоззренческая установка; семантика внешних связей произведения; семантика внутренних связей художественного текста; смысл произведения в свете его социального функци­онирования; смысл художественной концепции.

Автор формулирует цель ещё одного вида анализа – стилистического: выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих данному стилю; выделить в структуре отдельного произведения те содержательные и фор­мальные признаки, которые позволяют отнести его к тому или иному стилю, направлению, творчеству художника. Уделяется внимание важнейшим аспектам стилистического анализа – анализ композиции, иконографии, колорита, пластических качеств, индивидуальной манеры, ма­териала, техники, характера отдельных формальных элементов. Конечная цель стилистического анализа – выявление духовных ценностей, актуальных для культуры.

Автор показывает необходимость иметь четкое представление об ико­нографическом анализе как о системе вариантов изо­бражения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета.

Итоговым осмыслением становится эмоционально-эстетическая оценка произведения искусства, жанро­вые формы и методы искусствоведческого исследова­ния. Выявляются функции эмоционально-эстетической оценки в профессиональных суждениях об искусстве.

В статье уделяется внимание рецензированию – одному из направлений научно-исследовательской и творческой деятельности. Даётся определение понятия «рецензирование» и, поэтому, рассматривается как область художественной критики, предъявляющая требования к личности рецензента, автора рецензии, его знание жанров и методов рецензирования.

Далее предлагаются и описываются методики тестов («формула красоты» Г. Биркгофа, Г. Айзенка). При изучении количественных методов в искусствознании могут быть использованы материалы, накопленные ис­следователем В.М. Петровым.

Автор рассказывает о работе по атрибуции памятников искусства, раскрывает цель такой работы – определить время, место созда­ния, школу, авторство по отношению к тем произве­дениям искусства, о которых до настоящего времени этих сведений не имеется.

По мнению автора, ценность работы состоит во введении в искусствоведение новых, ранее неизвестных материалов и в овладении методикой самостоятельного поиска и анализа произведений искусства, спецификой атрибуционной работы.

Делается вывод, что авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» является плодот­ворным эстетико-искусствоведческим и педагогиче­ским инструментарием в подготовке специалиста – человека творчества.

Прилагается список литературы.