СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ансамбль хора, как единство и сочетание всех музыкально-выразительных средств.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учебной дисплины МДК.02.02 "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса"

Просмотр содержимого документа
«Ансамбль хора, как единство и сочетание всех музыкально-выразительных средств.»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»

Методическая разработка для учебной дисциплины

МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»


 Преподаватель И.С. Абовян






Ансамбль хора, как единство и сочетание всех музыкально-выразительных средств.










2023


Понятие ансамбль

Понятие ансамбль (от фр. Ensemble - вместе) имеет в музыке несколько значений:

От процесса совместного исполнения до названия коллектива. В хоровом пении под термином Ансамбль понимают художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов хорового звучания.

Искусство хорового ансамбля требует от певца умения находить правильное соотношение по интонации, силе, тембру, метроритму, агогике, дикции, речевой и музыкальной артикуляции с другими исполнителями своей партии; умения слышать свою партию и находить «своё место» в звучности хора. Это необходимый навык, позволяющий хору петь «как один».

Наиболее полно теоретические и методические аспекты хорового ан-самбля раскрыты в трудах П. Г. Чеснокова и А. Г. Дмитревского., В.И. Краснощекова, В.Н. Живова.

Уже на этапе комплектования певческого коллектива дирижеру-хормейстеру следует обращать внимание на количественное и качественное соответствие между составами хоровых партий, на тембровую слитность родственных голосов внутри партии. И хотя это выполнить не всегда просто, стремиться к этому необходимо, так как диспропорция в количественном составе певцов, неравноценность их по звучанию, силе, тембру, наличие певцов с серьезными дефектами (качкой голоса, картавостью, шепелявостью, тремоляцией и др.) сильно затруднит работу над ансамблем в хоре.

В хоре имеют место такие разновидности ансамбля, как: интонационный, динамический, тембровый, метроритмический, дикционный, которые в совокупности создают частный (отдельной партии) и общий (всего хора) ансамбль.

Общий ансамбль возникает на основе органического соединения частных ансамблей в единое целое.

Интонационный ансамбль – фундамент для общехорового строя. В интонационном ансамбле важную роль играют единая манера голосообразования и интонирования, выстроенность голосов. Для достижения и совершенствования интонационного ансамбля С. А. Казачков рекомендует использовать следующие способы: «подравнивание к ведущим, наиболее опытным певцам, к тону, заданному дирижером, к строю сопровождения»

Метроритмический, темповый ансамбль зависит от формирования у певцов ощущения метрической пульсации – чередования сильных и слабых долей. Выработать пульсацию в хоре можно выделяя голосом или ударом ладоней сильные и относительно сильные доли тактов, на которые обычно приходятся грамматические ударения в словах и логические ударения в музыкальных фразах.

В числе традиционных ошибок метроритма можно назвать:

1) сокращение длительности выдержанных звуков и пауз,

2) неверное исполнение синкоп, превращение рисунка в двухдольном размере в нечёткий переход от дуолей к триолям и наоборот,

3) небрежное, приблизительное исполнение пунктирного ритма и т.д.

Устранению этих проблем помогает навык внутренней пульсации у хора.

Работа над ритмическим ансамблем тесно связана с воспитанием у участников хора навыков одновременного взятия дыхания, атаки и снятия звука. Серьёзный недостаток у хоровых певцов – инерция темпоритмического движения. Необходимо приучать певцов к возможности ежесекундного изменения темпа, влекущего за собой растягивание или сокращение ритмических единиц, воспитывать исполнительскую гибкость.

В работе над метроритмическим ансамблем хора могут быть использованы следующие приёмы:

1. прохлопывание ритмического рисунка;

2. проговаривание нотного текста ритмослогами;

3. пение с отстукиванием внутридолевой пульсации;

4 сольфеджирование с делением метрической доли на более мелкие длительности;

5. пение в медленном темпе с дроблением основной метрической доли, или в быстром темпе с укрупнением и т.д.

Темповые нарушения в хоре часто связаны с ускорением при пении на крещендо и замедлением при пении на диминуэндо. При сопоставлении темпов предлагается руководствоваться следующими правилами:

  1. Недопустимы какие-либо сокращения или удлинения окончания первого построения.

  2. Новый темп полностью организуется к моменту вступлении нового построения. Постепенное «вхождение» в новый темп недопустимо.

  3. В окончании построения и в начале нового, жест дирижёра должен быть предельно чётким.

Динамический ансамбль вырабатывается в хоре, начиная с неподвижных нюансов.(mf, mp), с помощью которых выравниваются разные по силе и громкости голоса, выстраивается первоначальный динамический ансамбль. Дальнейшее расширение динамических возможностей тесно связано с формированием красивого пиано и звучного форте.

Подвижные нюансы включаются в работу несколько позднее, когда хор осваивает технику регулирования дыхания и громкости звука. Первоначально осваивается крещендо, а затем диминуэндо. Это связано с тем, что неопытным певцам легче контролировать дыхание при нарастании звучности, нежели при затихании.

Для достижения динамического ансамбля нужно, чтобы хоровые партии были приблизительно равны по количеству певцов и динамическому ресурсу и, находились бы примерно в одинаковых тесситурных условиях.

Различают 4 разновидности динамического ансамбля: естественный, искусственный, ансамбль неуравновешенного хорового звучания, дифференцированный ансамбль.

Достижение ансамбля в средних регистрах обычно не сложно, такой ансамбль – естественен. Если же хоровые партии находятся в различных тесситурах, уравновешенность их звучания может быть создана только искусственным путём, это требует от хормейстера развитого тембро-динамического слуха и верного ощущения звукового баланса, или искусственного ансамбля.

Нужно отметить, что уравновешенность громкости звучания хоровых партий необходима далеко не всегда. Часто композиторы сознательно помещают ту или иную партию в более выгодные или невыгодные тесситурные условия с целью её выделения. Возникает ансамбль неуравновешенного звучания, но он, тем не менее, естественен.

В тех случаях где тематический голос должен прозвучать ярче остальных, как рельеф на фоне других голосов становится актуальным так называемый дифференцированный ансамбль. Например, в полифонии, где важнейшим элементом ансамблевой техники выступает умение певцов, исполнив тему первым планом гибко переключиться на второй и третий. При этом дирижёр не должен выпускать из виду главную задачу – объединение различных партий в единую структуру. Аналогичная ситуация возникает в условиях где необходимо выделить какой-либо голос на фоне других голосов как мелодический.

Тембровый ансамбль, как правило, является острой проблемой в начинающем хоре.

В таком коллективе важно устранение тембровой пестроты в партиях, создание целостных тембровых сочетаний в хоре. Яркость тембровых красок, как известно, зависит не только от природных данных певческих голосов, но и от вокальной работы, в коллективе. Руководителю хора необходимо постоянно следить за правильной манерой звукообразования у певцов, за естественным процессом звукоизвлечения, исключающим форсированность или аморфность и вялость фонации.

Тембровые качества голоса значительно обогащаются тогда, когда в нем присутствует вибрато, которое свидетельствует о правильном звукообразовании, мышечной свободе голосового аппарата. Вибрато, придает хоровым голосам полетность, эмоциональную наполненность и помогает выдерживать значительные певческие нагрузки.

Важно развивать у певцов тембровый слух. Как показала практика, в этом определенную помощь может оказать ассоциативный метод. Если дирижер проводит параллели между музыкальным и эмоциональным восприятием, слуховыми и зрительными образами, использует словесный комментарий к разучиваемым произведениям, это помогает певцам быстрее понять художественную суть исполняемой музыки и найти правильные краски в певческом звуке. Работа над формированием тембрового ансамбля должна проходить как в процессе разучивания репертуара, так и на упражнениях. Для этого во время распевания можно предложить певцам исполнить упражнения с разным настроением (драматично, с юмором, радостно, грустно). Можно использовать в упражнениях элементы игры и театрализации, давая возможность певцам выбирать в соответствии с образом и с характером исполнения необходимые для этого мимику, тембр, артикуляцию. Чем богаче палитра эмоциональных состояний, тем красочнее тембры, а значит, и активнее воздействие на эмоциональное состояние слушателей.

Фактурный ансамбль это зависимость динамического ансамбля от фактурных особенностей произведения. Фактура – это склад письма, она может быть монодической (одноголосный), гармонической, гомофонно-гармонической, полифонической, имитационно-подголосочной, смешанной и др.

Хоровая наука выделяет следующие виды фактурного ансамбля

1. Ансамбль как полное и относительно полное динамическое равновесие в звучности между хоровыми партиями.

Этот вид ансамбля характерен для сочинений гармонического и гомофонно-гармонического склада.

Хоровые голоса должны выстраиваться в полном динамическом равновесии по отношению друг к другу. Это поможет добиться хороших ансамблевых качеств в хоре не только с точки зрения техники слитности, но и с точки зрения выразительности и соответствия эмоционально-образной сфере музыкально-поэтического текста.

2. Ансамбль при сопоставлении различных по значению музыкально-тематических элементов. Этот вид хорового ансамбля типичен для полифонических сочинений. В произведениях, имеющих имитационно-полифонический, подголосочный, контрастно-полифонический склад изложения, основные задачи исполнителей должны быть направлены на рельефное проведение и сопоставление различных по значению музыкально-тематических элементов. Основная трудность для певцов хора при исполнении полифонических произведений – это умение переключаться с более яркого, выпуклого проведения тематического материала на музыкальный материал второго плана. В полифонических произведениях дирижер должен приучать певцов слышать всю фактуру сочинения, следить за мотивными и тематическими проведениями, находить интонационные, ритмические, ладово-модуляционные ориентиры для вступления вместе со своей партией.

3. Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора. Пение солиста и хора – один из наиболее часто встречающихся видов ансамблирования в исполнительской практике хоров. Хор, аккомпанирующий солисту, должен звучать динамически тише, как бы оттеняя сольную партию. Родственная солисту по типу голоса хоровая партия должна контролировать свои эмоции и динамику, чтобы не произошло заглушения хором голоса солиста.

4. Ансамбль в звучности между хором и инструментальным сопровождением. При выстраивании ансамбля хора и инструментального сопровождения дирижеру необходимо предварительно разобраться в выразительности фактуры и соотношении музыкального материала хора и сопровождения. Инструментальное сопровождение может гармоническим фоном поддерживать хор и звучать динамически тише, а может иметь самостоятельное изложение и исполняться в равной динамике с хором, а иногда и доминировать.

Дикционно-орфоэпический ансамбль предполагает единую для всех членов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста. Для того чтобы работать над этим видом ансамбля хормейстер должен хорошо знать правила певческого произношения и показывать пример ясной и выразительной певческой артикуляции и грамотной речи на практике.

Ансамбль хора – это многогранное явление, требующее от дирижера и певцов хора определенных теоретических знаний, а также практических умений и навыков.

Ансамбль является важнейшим элементом хоровой звучности, без которого, согласно указанию П. Г. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива.