Антикоррупционное воспитание младших школьников
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14
Мегаева Светлана Арсеновна
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт
?
Коррупция - социально-юридическое явление, означающее злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.
Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды , противоречащее установленным правилам (законодательству).
Методические рекомендации «Антикоррупционное воспитание:
система воспитательной работы по формированию у учащихся
антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении».
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами,
последствиями.
- Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
- Продемонстрировать возможности борьбы с
коррупцией.
В ходе формирования личностной культуры обучающегося
в начальной школе выделяют такие важные задачи, как:
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
- формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Формирование гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям .
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопомощь ; свобода совести и вероисповедания.
Виды деятельности и формы занятий для решения задач антикоррупционного воспитания
Виды деятельности
Формы занятий
Ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, обязанностей гражданина.
Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов.
Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах.
В процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, этические беседы, участие в творческой деятельности (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции).
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.
Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы.
Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности.
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия.
Социальные проекты (на уровне класса, школы).
Формы занятий для осуществления антикоррупционного воспитания
Игры по станциям
Классные часы
Уроки
Беседы
Конкурсы
Инсценировки
Деловые игры
Проекты
Работа с родителями
Внеурочная деятельность
Обсуждение ситуаций
Воспитательные результаты:
- сформированы начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- сформировано неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- утверждена способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Спасибо за внимание