Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы на тему : « Апробация учебника по литературе под редакцией доктора филологических наук , профессора И.С. Сухих «.
Выполнила : Сипова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Декабрь 2018г.
Я работаю по учебнику литературы под редакцией Сухих второй год: в 2017-2018 учебном году в 5-ых классах , в 2018-2019 – в 6-ых и 8-ых классах. Могу с уверенностью сказать , что этот учебник соответствует требованиям ФГОС, помогает ученикам поэтапно овладеть проверяемыми в ходе итоговой аттестации умениями: всеми видами анализа текста , литературоведческой терминологией, написанием эссе и сочинений.
Каждый год обучения по учебнику Сухих имеет свою главную тему :
5 класс: «Открытие мира».
6 класс: «Открытие человека».
7 класс: « Герои и героическое ».
8 класс: « Вечные темы в искусстве».
9 класс: «Образ времени и образ человека».
В планировании работы особое внимание уделено развитию коммуникативно-творческой
деятельности учащихся. Система представлена уроками развития речи:
например, в 5 классе мы учились сочинять волшебную сказку, проводили самостоятельное исследование, учащиеся имели возможность научиться писать различными типами речи : сочинение – описание , например, « Каким я представляю татарский аул.» ( по рассказу Л.Н.Толстого « Кавказский пленник»), сочинение-рассуждение « За что наказана мачеха в « Сказке о мёртвой царевне», сочинение- отзыв на прочитанные произведения, а также на мультфильмы и кинофильмы.
В 5 классе проводились диагностические работы , которые позволяют проверить уровень достижения образовательных
результатов в сфере читательской деятельности, коммуникативно-творческой, проектной, а также определить уровень литературного развития школьников. Проводились они в форме тестов с открытыми и закрытыми заданиями, в форме аналитического задания по вопросам.
В итоговых заданиях к разделам предлагались художественные проекты, например, создание проекта праздника Нового года и его воплощение.
На изучение литературы в 5 классе было выделено 4 часа , 1 час – дополнительный , что позволило проводить достаточное количество уроков по развитию речи. Но , по моему мнению, чтобы в полной мере изучить произведения, предоставленные автором , недостаточно даже 4 часов в неделю.
В 6 классе внимание школьника обращается на образ человека в литературе.
Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение,
точка зрения, характер персонажа и способ изображения.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится от ношение авторов к своим героям и произведениям. Тексты, включённые в учебник,доступны школьникам, но требуют специальной работы, усилий читателя, способствуют литературному развитию учащихся. В круг чтения в включены произведения, рас ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников.
Авто рами Программы учитывается мера сложности текста при отборе
и при определении последовательности изучения литературных
произведений.
Для меня оказалось сложным изучение некоторых произведений , потому что они отсутствуют в учебнике .Например , « 12 подвигов Геракла», нет даже избранных глав из романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Не все учащиеся имеют возможность и желание читать произведения из других источников. Трудность в преподавании литературы является , повторюсь, недостаточное количество часов , выделенное базисным учебным планом школы. В 6 классе выделено всего лишь 3 часа в неделю.
В программе 8 класса учтены психологические особенности школьников этого возраста, изменения в их читательском и лич ном опыте, обострение отношений с окружающим миром.
Курс выстраивается как движение ученика от одной «вечной темы» к другой,
как тематическое и нравственное сопряжение произведений, созданных в разные исторические периоды в разных странах. Таким образом, возни кает
мотивация, с одной стороны, для определения нравственной позиции ученика, а с другой — для осознания им принципиальной
возможности разных точек зрения на проблему.
В 8 классе завершается формирование жанровых представле ний и умений
школьников, которые будут им необходимы для изучения литературы в историческом аспекте. Центральными
литературоведческими категориями становятся род и жанр
литературы, а подбор произведений позволяет учащимся осознать специфику каждого жанра и его художественные возможности.
Это достаточно сложный период для восьмиклассников : обобщение знаний о родах и жанрах литературы. И в связи с этим просто недопустимо отводить на уроки литературы в 8 классе всего лишь 2 часа в неделю.
Опять же я столкнулась с тем , что текст повести « Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина в учебнике отсутствует, что создало проблемы в полноценном изучении этого прекрасного произведения.
Удачным в учебнике И.Н.Сухих я считаю включение произведений зарубежных писателей и поэтов в изучаемые разделы наряду с русскими классиками, что даёт возможность сравнивать переводы с оригиналами. Также понравились статьи о жизни и творчестве писателей и поэтов , так как автор учебника отобрал нужный материал для понимания определённой темы.
Очень удачны , на мой взгляд, предлагаемые автором темы сочинений. Например, сочинение-рассуждение по высказыванию одного из героев Бунина: «Всякая любовь- великое счастье, даже если она не разделена…» Нужно было согласиться с утверждением либо опровергнуть его, для аргументации привести примеры из художественной литературы. Как видим., данный вид задания предполагает подготовку к итоговой аттестации.
Очень содержательны статьи о средствах художественной выразительности: доступная для понимания информация , с конкретными примерами. Очень полезный материал для изучения литературы и для подготовки к итоговой аттестации. В заключение своего выступления хочу обратиться к рекомендациям по материально- техническому обеспечению учебного предмета «Литература» из «Программы по литературе для 5-9 классов» под редакцией доктора филологических наук профессора И.Н.Сухих.
В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса —
наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных
произведений, включенных в Программу. Привлечение наглядных средств обучения особенно важно при зна комстве
учащихся с биографиями писателей, изучении художественных
произведений в широком историко- литературном контекст.
Современный урок литературы должен быть оснащен компьютерны ми,
информационно- коммуникационными и техническими средствами.
Они ориентированы на организацию деятельностного подхода к процессу
обучения, формирование у учащихся широкого культурного кругозора,
а также общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реали-
зовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами.
Интерпретация литературного произведения в других видах искусств
(в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсиях) позволяет
выйти за его рамки, найти точки соприкосновения между литературой,
живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный
кругозор и содействует глубокому пониманию произведения. Слайды
(диапозитивы) по литературе, видеофильмы, рассказывающие о писа-
телях, о местах, которые с ними связаны, передают атмосферу жизни
того или иного художника слова, создают у ученика представление об
историческом контексте творчества писателя.
Мультимедийные обучающие программы ориентированы на систему
дистанционного обучения или обеспечивают дополнительные условия
для изучения отдельных предметных тем. Эти пособия должны предо-
ставлять техническую возможность для организации текущего и итого-
вого контроля уровня подготовки учащихся.
Технические средства, необходимые в кабинете литературы: мульти-
медийный компьютер, средства телекоммуникации, сканер, принтер,
копировальный аппарат, экран на штативе или навесной, видеоплеер,
DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.__
Итак, я считаю, что учебник по литературе под редакцией И.Н.Сухих современный , соответствует требованиям ФГОС. Но при малом количестве
часов , отведённых для изучения литературы , а также с одним компьютером и проектором , современного урока не построишь.
5