ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г.ДОНЕЦКА
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
МАРЬИНСКОГО РАЙОНА МОН ДНР
ЧЕРКАС ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная семья может успешно выполнять свои функции , если научится гармонично сочетать
психологические особенности всех поколений. И все они
в меру своих сил и возможностей будут осуществлять
свою основную и важнейшую задачу формирования
личности детей
Петровский А.В. «Дети и тактика семейного воспитания»
Курс по выбору «Этика семейных отношений» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 18 часов (0.5 часов в неделю)
В современном мире идет обновление всех сфер общественной жизни. Помочь человеку активно включиться в этот процесс, найти в нем свое место в жизни призвана и семья, которая была и остается одним из важнейших факторов совершенствования общества. Ведь именно семья воспроизводит главное наше достояние – человека. Вот почему наше общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: защищать Родину трудиться, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.
Прежде чем продолжать обстоятельный разговор о семье, стоит выяснить от чего возникла необходимость введения курса «Этика семейных отношений», и какую сферу знаний он представляет? Родной язык, литература, математика со всеми ее разновидностями – древнейшие и почтенные дисциплины. Каждый из учебных предметов имеет богатый опыт и традиции в системе и методике обучения. И вот среди них возник новичок да еще и неведомо – необходимый ли человеку в будущем. И вообще, мыслимо ли в стенах школы, а не семьи, учить жить семейными ценностями. Ведь старшеклассники многие годы по законам семьи и изучают «Этику семейных отношений», что называется с пеленок, с первого сознательного движения, улыбки, слова. Как относиться к родителям, изо дня в день им твердят дома, в школе, книги, кино. Как самим стать хорошими папами-мамами, мужем и женой? Да повторяй то, что делают окружающие добрые люди – вот и вся наука. «Учись , на старших глядя». Так отчего возникла необходимость вводить еще один учебный предмет перегруженную школьную программу, если его можно освоить без особых усилий, осмысливая свой опыт или просто копируя чужой? Вопрос серьезный и закономерный ЗАЧЕМ?
Именно необходимость самостоятельно выбора молодыми людьми стиля и образа жизни заставило отказаться от традиционного обучения семейной науке методом прямого подражания старшим: «Делай, как я». Противопоказан также способ идти к знанию методом проб и ошибок. Слишком дорога плата за такое обучение и для общества, и для личности. Человеку требуется длительное время для того, чтобы разобраться, какой из множества вариантов общежития для него наиболее приемлем. Ведь жизнь не стоит на месте, не ждет, пока каждый молодой человек или девушка сами откроют алгоритм успеха. А ошибочные решения, пробы не сотрешь, как меловые записи на школьной доске, не перепишешь наново. Все ошибки потянутся за человеком из его вчера в его дальнее «завтра», станут болью и страданием не только для него самого, но и для всех людей с кем он соприкасается.
Программа «Этика семейных отношений» познакомит подростков с основами самых тесных сердечных, дружеских, семейных отношений, и есть надежда, что это снизит конфликтность, облегчит возможность взаимного понимания и сотрудничества в семейных отношениях.
Так пусть программа «Этика семейных отношений» для выпускников станет ступенькой в неостановимом движении к высотам знаний и умений подлинно гуманного и нравственного семейного бытия. Счастливого им восхождения!
ЦЕЛИ КУРСА «ЕТИ КА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
1.Раскрыть перед выпускниками удивительный мир семьи, который помогает ответить на важнейший вопрос: как жить достойно?
2. Сориентировать учащихся на семейные ценности и семейные обязательства.
3.Сформировать умение создавать модель собственной семейной жизни.
4.Вызвать в учащихся потребность следовать призыву: Возроди в себе Храм
Возроди в себе Свет
Этим Храмом будь свят,
Этим Светом согрет
ЗАДАЧИ КУРСА «ЕТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
1.Учить молодых людей бережно хранить воспоминания о родительском доме, где проходит детство, отрочество, юность.
2. Формировать в сознании учащихся: семейному счастью нужно учиться так, как учимся делу, которому решили посвятить всю свою жизнь
3.Добиться понимания юношами и девушками: образовавшие семью раз и навсегда ответственны и за семью, и друг за друга, и за новые жизни, которые в этой семье появятся.
4.Формировать умение построения семейных отношений от «Я» до «МЫ».
5.Учить старшеклассников подчинять себе свои страсти; (убедить, что их сила станет вашей силой, их величие – вашей красотой).
6.Подвести учащихся к пониманию: совершенствуясь лично, мы таким образом поднимаем планку совершенства нашей молодой республики. И только такой путь реально способен сделать окружающий мир более удобным для жизни.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
- Уроки «Этика семейных отношений» имеют учебно-воспитательный характер, подкреплены примером русского, украинского и мирового искусства.
- Не только теоретически знакомить обучающихся из семейными ценностями, но и воспитывать желание не просто жить, а искать и находить свое предназначение в этой жизни и делать для окружающих людей как можно больше хорошего.
- Используя разнообразные формы и методы обучения: дать подростку возможность проявлять свои лучшие нравственные качества в семейном кругу.
- Создать сборник мультфильмов на духовно-нравственную тематику «Научи меня жить»
К-во часов | Содержание | Произведения, которые интегрируют в учебный процесс | Требования к учебным достижениям обучающихся |
1 | Функция семьи в современном обществе | Б.Кустодиев «Семья на террасе»;С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» В.Тушнова «Сто часов счастья» А.Ермолов «Моя семья» | Учащийся: - Должен осознавать: семья обеспечивает духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение; - может выделить основную цель семьи – создание условий для всестороннего развития человека; - воспринимает семью, как гавань, к которой стремиться человек. |
2 | Основы крепких семейных отношений | А. Корзухин «Разлука» Л.Н.Толстой «Война и мир»; В.Рязанов «Опавшие листья», О.Гончар «Собор» А.Коломоец «Дикий ангел» С.Роуз «Сестра» | - Изьявляет желание учиться постигать основы тесных семейных отношений; - должен знать, как преодолевать проблему отцов и детей; - проявляет любовь и уважение к родителям; с уважением относится к братьям и сестрам, к родственникам. |
3 | Роль родителей в воспитании патриотических чувств у детей | Песня «Хлеб всему голова» Н.Заболоцкий «Детство» К.Брюллов «Осада Пскова в 1581» | -Должен понимать: именно родители с раннего возраста должны учить детей видеть привлекательность своего государства; - видит необходимость не только говорить о патриотизме, но и делать хоть и маленькое дело но для людей; - аргументирует высказывание Н.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан». |
4 | Воспитание культуры чувств | В.Маковский «Слушают граммофон» Э.Асадов «Чудачка» М.Цветаева «Каждый день судьбу благодарю» В.Маковский «Обьяснение» Гр.Тютюнник «Три кукушки с поклоном» | - Должен осознать, что культура чувств помогает нам не только любить по-человечески, но и страдать по-человечески; - испытывает душевную потребность сочувствовать; может регулировать свои эмоции; - должен знать: члены семьи обязаны уделять внимание не на выяснение взаимных обид, а на том, чтобы нейтрализовать противоречия. |
5 | Семья – простор без насилия | Б .Вейшторт «Я не терплю насилия в семье» Ф.Тютчев «Как убийственно мы любим» Е.Губарь «Не обижайте маленьких детей» И.Франко «Перекрестные тропинки» | - Сформировано убеждение: семейная жизнь – школа дипломатии; - должен знать о недопустимости физического насилия; - изьявляет желание учиться бесконфликтному общению. |
6 | Воспитание здорового образа жизни в семье | Б.Кустодиев «Чаепитие» В.Маковский «Портрет сына в мастерской» Беатрис Спаркс «Дневник Алисы» | - Должен осознать важность здорового образа жизни; - сформировано понимание: наркомания и пьянство – полет в бездну; - аргументирует мысль: «Пьянство рождает пороки». |
7 | Будущее нации в руках матерей | А.Веницианов «Мать с ребенком» С.Есенин «Письмо матери» А.Довженко «Мать» М.Артетьев «Мама, милая, родная» | - Должен осознать: материнство сложнейшая из должностей; - сформировано понимание об ответственности семьи, особенно матери, в воспитании будущего поколения; - аргументирует мысль: «Сегодня – дети, завтра - защитники Отечества.» |
8 | Родительская забота | Библейские притчи В.Маковский «Мать и дочь» А.Корзухин «Возвращение из города» Н.Анциферов «Из детства» Р.Черкасенко «Маленький горбань» | - Сформировано понимание: родительская забота – это родник, который питает семью; - разделяет мнение, что родители должны воспитывать детей по законам добра, красоты и совести. |
9 | Не надо бы другого образца, когда в глазах пример отца | «Любезному папеньке» Ф.Тютчев Николай Ге «Петр 1 с царевичем Алексеем» | - Разделяет мнение: пример воздействует сильнее, чем проповедь; - понимает, что воспитание есть уважение хороших привычек; - должен осознать, что отец обязан быть примером для подражания своим детям. |
10 | Любовь наполняет жизнь смыслом | В.Токарев «Лошади с крыльями» «Сказать не сказать» Г.Маркес «Любовь во время холеры» мульт фильм «Магазин чувств» О.Гончар «Знаменоносцы» | - Должен знать о влиянии нравственных качеств на чувства любви; - аргументирует мысль «Всему начало есть любовь». |
11 | Взаимоотношения юноши и девушки | Энтони Дарр «Весь невидимый нам свет» И.Бунин «Осенью» В.Васнецов «Иван Царевич на сером Волке» Гр. Тютюнник «Завязь» | - Должен знать: чистота помыслов облагораживает душу; - понимает, что на свою избранницу нужно смотреть как на сестру; - сформировано убеждение: и юноша, и девушка должны быть очень внимательны друг к другу и воздержанными. |
12 | Советы желающим вступить в брак от Святителя Иоанна Златоуста | П.Федоров «Разборчивая невеста» С.Капутикян «Ушел» Л.Костенко «Маруся Чурай» | - Должен знать: принимать решение о вступлении в брак нужно с великой осмотрительностью; - сформировано понимание: при выборе спутницы (спутника) жизни обращать внимание не на богатство, а на доброту нравов. |
13 | Семейное счастье молодой семьи | Э.Рязанов «Когда я просто на тебя смотрю» В. Тропинин «Семейный портрет Марковых» | - Сформирована потребность в нравственной атмосфере в семье; - понимает: долгом в семье есть бескорыстная любовь. Каждый член семьи должен перенести свое «я» в «мы»; - должен знать: счастье семьи в саморазвитии личности каждого члена семьи. |
14 | Стиль отношений между новыми родственниками в современной молодой семье | А.Чехов «Гроза» Притча «Сноха и свекровь» Я.Смеляков «Давным давно», Н.Левицкий «Семья Кайдаша» Народная песня «Теща моя» | - Сформировано умение расположить своих родственников к избраннице (избраннику) при этом не вызывая материнской ревности; - должен знать: внимание – единственная дверь в наши души; - знает, что нужно помнить о возрасте и привычках новых родственников. |
15 | В чем заключается внутренний мир молодой семьи | Ф.Толстой «Семейный портрет» Б.Кустодиев «Утро» Н.Краснова «Для счастья» Н.Заболоцкий «Жена» | - Сформировано понимаиие того, как важен этап притирания характеров, преодоление разницы вкусов, привычек и интересов; - должен понять: очистив душу от гордости и тщеславия нужно искать взаимопонимание и взаимоуважение к мнению другого; - аргументирует высказывание Иоанна Златоуста «Дерево больше повреждают черви, зарождающие внутри, нежели случающиеся снаружи». |
16 | Важность терпимости друг к другу в молодой семье | Л.Короткова «Молодая семья» сказка братьев Гримм «Король Дроздбород» | - Должен понять: эмоции не регулируемые здравым смыслом и терпимостью могут натворить немало бед; - сформирована потребность учиться справляться с трудностями в общении; - вырабатывает такую культуру, в которой нет места негативу; - аргументирует мысль «Резкое слово может замедлить слияние душ». |
17 | Материнство и отцовство – сложнейшие из должностей | Ю.Казаков «Свечка», «Во сне ты горько плакал» М.Горький «Страсти- мордасти» В.Перов «Мать» В.Симоненко «Ивась» Т.Шевченко «Катерина» | - Должен понять: формирование личности начинается с раннего возраста; - знает, что дети обогащают мир красотой и радостью; - аргументирует высказывание Императрицы Александры Федоровны «Великое дело взять на себя ответственность за нежные детские жизни; великое дело – пествовать, формировать характер ребенка. Вот о чем нужно думать, когда решаете стать родителями» |
18 | Работа над проектом «Мир семьи: реальность и ожидания» | | - Понимает проблему семьи по-Некрасовски : Юристом можешь ты не быть Но семянином быть обязан; - смотрит на семью как на многотомную повесть, которую пишут и читают все; - может открыть удивительный мир своей сегодняшней семьи и построить модель будущей. |
Литература, использованная при подготовке
Программы «ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»:
1.Л.Н.Толстой «Исповедь»
2.Я.Корчак «Правила жизни – Избранные педагогические сочинения М.1979 г.
3.В.А.Сухомлинский Родительская педагогика – Избранные пед. сочинения М.1981, т.3
4.Е.М.Богат «…что движет солнце и светила» М. 1981
5.К.Васильев Любовь М.1982
6.Н.М.Ходоков Молодым супругам М.1979
7.А.Г. Хрипкова Д.В.Колесов Девочка-подросток –девушка М.1981
8.А.Г.Хрипкова, Д.В. Колесов Мальчик-подросток-юноша М.1981
9.И.Сургучев «Детство императора Николая П» М.2004