Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности
для детей с ОВЗ
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (4 класс)
Составитель:
Мельниченко Татьяна Викторовна
учитель начальных классов.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развивайка» для обучающихся разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, для детей с ОВЗ.
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (АООПНООО)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа направлена:
на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования;
овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
Актуальность выбора определена на основе диагностических фактов: у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа разработана как дополнение к общеобразовательным курсам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» в начальной школе.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий для обеспечения
достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования.
Основные задачи курса:
1)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения-
2)расширение кругозора.
3)развитие творческих способностей обучающихся.
4)развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
5)развитие речи и словарного запаса учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Формулировать собственные мысли,
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов, событий, явлений и узнавать события по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов, событий, явлений;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-определять противоположные явления.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа данного курса рассчитана68 часов, по 2 занятия в неделю.
Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит развитие познавательных способностей.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников с ОВЗ.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются
умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется
такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач
любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие речи.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей,
объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая задачи
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться
своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно
сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же
линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества
данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает
изображение того предмета, о котором идет речь), числограммы (предмет изображен с помощью чисел) и задания «Не верь глазам своим».
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. Упражнения, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Задания, развивающие речь.
Упражнения на развитие устойчивой речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа
№ | Наименование разделов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Развитие восприятия | Тренировать восприятие и наблюдательность. Принимать участие в играх на развитие восприятия и наблюдательности. |
2 | Развитие памяти | Тренировать зрительную память. Принимать участие в играх на развитие памяти. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия. |
3 | Развитие внимания | Тренировать внимание. Принимать участие в играх на внимание. Разгадывать и составлять ребусы, анаграммы, пиктограммы. Составлять магические квадраты. |
4 | Развитие мышления | Находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Выделять главное и существенное, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Решать логические задачи, разгадывать и составлять ребусы, шарады. Участвовать в проведении дидактических игр. |
5 | Развитие речи | Составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Принимать участие в дидактических играх. Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Объяснять значение слов и выражений. |
| | |
4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | Кол-во |
1 | Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания. Каскад слов. | 2 |
2 | Воспроизведение повторяющегося узора. Мозаика. Разгадывание загадок. | 2 |
3 | Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». «Лабиринты». | 2 |
4 | Рисование по клеточкам. Разгадывание филвордов. | 2 |
5 | Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач. | 2 |
6 | Рисование фигуры по клеточкам по приведённому образцу. Продолжение закономерности. | 2 |
7 | Графические диктанты. Игра «Потопаем - похлопаем». Угадай по описанию. | 2 |
8 | Продолжение логического ряда. Игра «Восстанови порядок». Рисование по точкам. | 2 |
9 | Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок. Игра «Я фотоаппарат». | 2 |
10 | Продолжение цепочки слов. Игры «Внимательный художник», «Сложи рисунок» | 2 |
11 | Графические диктанты. Рисование по точкам. Игра «Сложи квадрат». | 2 |
12 | Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик». | 2 |
13 | Подбор антонимов и синонимов. Работа с картой. | 2 |
14 | Разгадывание загадок. Рисование по клеточкам подобной фигуры. Мозаика. | 2 |
15 | Разгадывание ребусов. Сосчитай и раскрась | 2 |
16 | Логические задачи. Рисование подобных фигур на клетчатой бумаге. | 2 |
17 | Нахождение закономерностей в узоре, продолжение узора. Сделай по образцу. | 2 |
18 | Нахождение слов в таблице среди букв. Логические задачи. Рисование по точкам. | 2 |
19 | Нахождение общего названия для группы предметов. Работа с картой. | 2 |
20 | Решение логических задач. Разгадывание ребусов. Мозаика. | 2 |
21 | Нахождение лишнего слова. Игра «Найди отличия». | 2 |
22 | Нахождение недостающей фигуры. Разгадывание загадок. Игра «Сложи квадрат». | 2 |
23 | Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Логические задания со спичками. | 2 |
24 | Тренировка внимания. Игра «Что изменилось?» Раскрашивание картинки в соответствии с заданием. | 2 |
25 | Игры на развитие памяти. Логические задачи, ребусы. Рисование по точкам. | 2 |
26 | Тренировка внимания. Игра «Найди отличия». Графические диктанты. | 2 |
27 | Нахождение слов среди букв в таблице. Игра «Наоборот» (слова- антонимы). Мозаика. | 2 |
28 | Игры на развитие логического мышления. Игра «Составь слово» | 2 |
29 | Игры на внимание: «Что изменилось?», «Шифровальщик». Рисование подобной фигуры. | 2 |
30 | Разгадывание ребусов. Логические задания со спичками. Рисование по точкам. | 2 |
31 | Логические задачи. Игры на развитие фонематического слуха. Графические диктанты. | 2 |
32 | Тренировка внимания: нахождение чисел в таблице. Игра «Что изменилось?» Рисование подобной фигуры | 2 |
33 | Игра «Отвечай скорей». «Собери предложения». Разгадывание филвордов. | 2 |
34 | Игры на внимание и на развитие логического мышления. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Игра «Знаю. Умею. Расскажу». | 1 |
5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная и методическая литература
1. Л. М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма младших школьников. Москва
Просвещение 1985г.
2. Серия дидактического материала «Говорим правильно»
3. Л.В. Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и речи младших школьников. Волгоград 2015.
4. Г.А.Сыропятова серия «Графические диктанты».
5. Н. Ю. Микхиева Н.Ю. И.В. Мартин «Дидактические игры и упражнения».
Учебно–практическое оборудование
1. Геометрический материал.
2. Демонстрационный счетный материал.
3. Предметные картинки.
4. Географические карты.