Преемственность самоорганизации в научно-исследовательской деятельности обучающегося
Если учитель ставит цель обучить учащихся методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность обучающимся самореализоваться посредством решения задач научного характера, то такая деятельность учащегося будет научно-исследовательской.
Принцип самоорганизации учебно-исследовательской деятельности предполагает способность учащихся организовать свою деятельность как систему, самостоятельно планировать цель, содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственными за них, критично оценивать результаты своих действий.
Как происходит формирование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся
Работа с литературой
Исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть интернет). В качестве литературных источников на занятиях по технологии используется учебники «Технология», справочники, научно-популярную тематическую литературу по различным видам труда.
Лабораторный опыт
Это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт служит доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта.
Лабораторная работа
Выполняется на специальном оборудовании, позволяющем быстро и наглядно получить необходимые результаты серии лабораторных опытов. Познавательную активность учащихся можно стимулировать, введя в инструкции задания исследовательского характера, задачи по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности.
Лабораторно-практическая работа
Выполняется на оборудовании, применяемом в быту и на производстве. В процессе исследований возможно изменение состава и структуры элементов лабораторной установки.
Знакомство с проблемами и перспективами науки и техники ставит учащихся в положение будущих участников решения этих проблем. В старших классах учащимся предоставляется больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Проекты, исследования
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся занимает метод проектов. Он позволяет учащимся выбрать деятельность по их интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии, разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами — физикой, химией, биологией, математикой, историей, литературой. Поэтому, организуя исследовательскую работу используем межпредметные связи, учитывая знания, полученные по другим предметам и опираясь на эти знания.
Доклад Жураховской Саши «Мачикат», Лауреат улусной, региональной НПК «Шаг в будущее», Дипломант 1 степени республиканского НПК «Шаг в будущее»,
Лауреат Российского НПК «Лобачевские чтения» г. Казань, 2011 г.
Доклад Бурцева Николая -
Победитель улусной, региональной НПК «Шаг в будущее»,
Лауреат республиканского НПК «Шаг в будущее»,
участник Российского НПК
«Интеллектуальное возрождение России»
г.Санкт-Петербург, 2011 г.
Проекты - как основа научно-исследовательской работы
Проект «Вязание крючком»
Проект «Лоскутная пластика»
Проект «Оригами из ткани»
Проект «Вышивка крестиком»
Доклад «Серебряные секреты фольги» (Александрова Марина, Местникова Кюннэй ученицы 11 класса) – Лауреаты НПК «Шаг в будущее», Диплом 3 степени республиканского НПК «Шаг в будущее»
Дизайн и технология изготовления современных сумок в технике «Оригами»
Атласова Ира ученица 8 класса
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Руководитель: Бурцева Ольга Ивановна учитель технологии
Ручка из тальника в национальном стиле (БАЙАНАЙ)
Выполнил: ученик МБОУ «Мюрюнской СОШ №2» Гоголев Кеша Руководитель: учитель технологии Пестряков Е.В.
Спасибо за внимание!