Прием, техника | Описание |
Прием «Матрешка» | Учитель раздаёт каждому ребенку несколько матрешек начиная с самой маленькой(1- для меня; 2- для класса; 3- для школы; 4- для поселка, города; 5-для страны). На обратной стороне каждый обучающийся пишет ответ на вопрос «почему изучение данной темы занятия актуально» |
Прием «Вдохновляй!». | Учитель предлагает обучающимся приготовить небольшой рассказ о своем увлечением прикладным творчеством и провести мастер класс. |
Прием «В гостях у тетушки Совы» | Учитель использует куклы уз кукольного театра, по возможности Сову (как птица ассоциирующаяся с мудростью). Перед началом занятия «Сова», рассказывает легенду, притчу, сказку по теме занятия. После рассказа следует обсуждение в группе, а затем «Сова объясняет как изготовить то или иное изделий (творческий проект). |
Прием «Живое письмо» | Прием, в котором оценивается умение оформить свои мысли в интересный, увлекательный рассказ. Одна и та же тема, например, "Мой- дом- моя крепость" адресована маме, затем другу, учителю. |
Прием «Мир без границ» | Обучающимся предлагается найти интересный факт, высказывание, в книгах интернете и т.д. по теме урока. Учителем заранее оформляется альбом «Интересное, невероятное»- в которой каждый раз добавляются новые странички. |
Прием «Аббревиатура» | Учитель заранее озвучивает, , что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки ? Слова должны быть по теме занятия. Например БИСЕР, ПРОЕКТ, ДИЗАЙН. Три минуты на раздумье. Учитель дает слово командам, дети предлагают варианты. |
Прием «Камень, ножницы, бумага» | Прием составление коллажа – жанр, в котором ребенок может провить всю свою фантазию. В ход идет все: вырезки из маминых глянцевых журналов, фантики от конфет, газетные заголовки, пуговицы, спички, монеты, мелкие фигурки из яиц с сюрпризом, ракушки и прочие детские сокровища. Учитель придумайте с обучающимся сюжет связанный с темой занятия, а затем воплощает его в жизнь. |
Прием «Печатная машинка» | Обучающиеся сидят в кругу. Учитель распределяет все буквы алфавита среди детей. Чем меньше группа, тем больше букв приходится на каждого обучающимся предлагается «напечатать» слова. Сначала по вертикали потом по горизонтали. По принципу кроссворда. Учитель читает вопросы. |
Прием «15 слов» | Учитель предлагает обучающемуся назвать 15 слов, которые возникают при прочтении темы или определенного термина, с условием, если пауза между словами составляет более 5 секунд, то ему назначается штрафной круг и виде дополнительных 2 слов. |
Прием "Оратор" | Учитель сообщает тему и цель занятия. Любой учащийся (по желанию) должен выйти к доске и выступить пред своими товарищами в роли "оратора", т. е. за 1 минуту убедить их в жизненной необходимости изучения данной темы. Можно устроить конкурс на лучшего оратора среди 2-3 учащихся. |
Прием "Поймай ошибку" | Учитель заранее оговаривает с учащимися, что при сообщении нового материала он намеренно будет допускать ошибки в изложении тех сведений, которые уже знакомы учащимся. Учащиеся, не перебивая объяснений учителя, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала. Учитель на выбор просит одного из учащихся объяснить, в чём заключалась допущенная ошибка и исправить её. |
Прием "Мои предложения" | По окончании занятия учитель предлагает детям дополнить фразу: "Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы..." (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.). |
Прием "Соответствие" | Учитель заранее готовит карточки в которых в одном столбике расположены термины слова связанные с изучением материала, а во втором эти же слова но только из прошлого (например Фартук- передник, дом- изба) в разброс. Детям предлагается найти родственные слова и обозначить их стрелочками или цифрами. |
Прием «В поиске» | Учитель загадывает загадку по теме на логику. При этом отгадка написана на листке бумаги и прикреплена на доске. Обучающимся заранее раздаются квадратные листочки из цветной бумаги. В течении всего занятия обучающиеся пытаются дать правильный ответ- высказываться и предлагать ответы должны все поднимая при этом яркий листок бумаги, что бы видел преподаватель. В течении всего занятия учитель может менять подсказку на то что захочет (минуту тишины, стихотворение, конфетку..) |
Прием «Пляшущие человечки»  | Учитель заранее готовит картинки нарисованных человечков в одном варианте 5 шт.- и с другой стороны картинки рисует план схему класса с указанием места где лежит записка с темой занятия , и несколько человечков в другом изображении- раскладывает на видные места в классе. В Классе выбирается «Шерлок Холмс»- которому передается задание в конверте- он читает задание: Найдите в вашем классе карточки с изображением пляшущих человечков, Посмотрите, у кого из ваших товарищей карточка с таким же изображением. Сложите карточки с одинаковым изображением вместе и на обороте найдете план класса. На плане указано место, где лежит записка с тему или высказывание занятия. |
Прием «Анонимка» | Учитель предлагает написать обучающимся анонимку это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. И дает возможность обучающимся представить, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы, которые были использованы в изложении материала занятия (дом, диван, бисер, пластилин). Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба |
Прием «Эврика!» | Обучающимся предлагается попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни.Связанные с пройденной темой. Правила можно придумывать самые различные, например: как определить сколько бусин бисера в одном килограмме как измерить вес моей квартиры как рассчитать сколько саженцев цветов необходимо для оформление приусадебного участка школы. |
Прием «Радуга» | Обучающимся предлагается нарисовать картину красками при помощи, ватных палочек, дисков, просто пальцами, зубочистками по теме. (Схема для вышивки бисером, дизайн моей комнаты..) |
Прием «Журналист» | Обучающиеся делятся на журналистов и незаурядных личностей. Журналисты готовят вопросы по пройденной теме, а личности выбирают в ходе жеребьевки как они должны отвечать на эти вопросы.личностей: - известного гадателя на кофейной гуще; - виртуоза игры на алюминиевых ложках; - рекордсмена по прыжкам с трамплина на тазе. |
Прием «МММ» (Мы Можем Многое) | Учитель заранее готовит задание которое обучающиеся должны выполнить во время занятия. Например : Тема занятия «Индивидуальность в фотодизайне» Обучающиеся делятся на группы, их задача выбрать и сфотографировать на телефон, планшет, фотоаппарат фотографии на определенную тематику (Добрые дела, …..-мой выбор, школа «глазами» фотообъектива). В итоге создается видеоряд из фотографий. Обучающиеся должны придумать оригинальные названия своим фото. |
Прием «Отбивай» | Учитель делает из листа бумаги «Снежок», задает вопрос по теме и пускает его по ряду с уговором, что шар ловить руками нельзя, его можно только отбивать (как в волейболе), и отбивать всякий раз новому обучающемуся в задействованом ряду давая при этом свой вариант ответа. |
Прием «Точка зрения» | Учитель предлагает всем присутствующим поучаствовать в дискуссии «Точка зрения», отстаивая свою точку зрения, используя при этом веские аргументы и соблюдая культуру спора. Рядом сидящим командам выдается по две одинаковые темы. Через 5 минут одна из команд должна высказать свои аргументы – «за», другая – «Против». Причем учитель сам определяет, кто будет защитником, а кто – противником данной темы. Например темы для обсуждения: Дизайн – это дело, которому служишь по призванию… Дизайн – это способ заработать деньги. |
Прием «Бакены» | Этот прием относится с дискуссионным. Его просто называют «живой» анкетой или «бакенами». Используют для того, чтобы определить, как участники группы относятся к той или иной проблеме, или отвечают на тот или иной вопрос по теме (без обсуждения). Методика проведения приема «Бакены» 1.Учитель заранее формулирует вопросы, которые он будет задавать участникам группы. 2.Учитель из числа присутствующих выбирает трех человек – «бакенов». «Бакены» разводят на расстояние 3-4 метров друг от друга, и выдают им в качестве опознавательных знаков шапочки: красную, синюю, зеленую. 3.Учитель задает по очереди вопросы, а участники группы отвечают на них, но не словами, а ударом по ладони того «бакена», который соответствует их ответу на вопрос. 4.Если Вы отвечаете на вопрос «да» - подходите к красному «бакену», «нет» - к синему «бакену», «возможно» или «я сомневаюсь» - к зеленому «бакену». 5. «Бакены» фиксируют количество ударов и тем самым количество ответов «да», «нет», «я сомневаюсь» от общего количества участников. «Бакены» по ладони должны ударять мягко и легко. Ведь каждый может оказаться на их месте! |
Прием «Чудо-дерево» | Это одна из простейших методик подведения итогов деятельности и планирования будущего. Учитель заранее на ватмане рисует «чудо-дерево». А «наряжают» его цветными кружками. На кружках красного цвета пишут – что понравилось и почему. На кружках голубого цвета – то, о чем не хотелось бы вспоминать и почему. На кружках желтого цвета – дела, в которых что-то не понравилось и указать, что именно; на кружках белого цвета – предложения в будущий план работы. |
Прием 3D (Друг для Друга) | Учитель предлагает придумать для обучающегося другого класса творческое задание, пишут письмо и оставляют его в специальной коробке, обучающегося другого класса выполнив это задание пишут ответ (отчет) о проделанной работе. |
Прием «Художники» | Учитель заранее готовит расчерченый лист бумаги на 20 больших клеток (каждому), и заранее составляет список из 20 слов по теме. Учитель выкрикивает слова и после каждого слова считает до трех. За это время обучающиеся должны успеть любым рисунком (для себя) зарисовать это слово. По окончании кона идет сравнение, кто больше может вспомнить перечисленных слов. |
Прием «Загрузка ракеты» | Обучающиеся делятся на команды и расходятся по своим ракетам (каждый ряд отдельная ракета) занимают места в различных отсеках. Проводится обратный отсчет, и ракета улетает. Через некоторое время ракета приземляется на незнакомой планете, название планеты-тема урока которую надо исследовать. Обучающиеся в библиотеке информационном центре ищут интересную информацию, составляют бланк исследования тема. Затем прилетают обратно и обмениваются работами с другими экипажами. |
Прием «Бросаемся словами» | Обучающиеся садятся за стол (непременно пустой) или в кружок и перебрасывают друг другу какую-нибудь мягкую игрушку Бросающий произносит какой-нибудь слог, а ловящий добавляет, заканчивает слово на изученные тему. Например: Ве., ник (или нок, ра, ло сипед и так далее). Назвавший слово перебрасывает вещичку следующему, произнося какой-нибудь слог... Начальные слоги не должны повторяться! Из игры выходят те, кто ответил невпопад или затянул с ответом. |
Прием «Превращение» | Учитель заранее готовит бумажки на которых написаны слова, предметы относящиеся к теме занятия. Обучающийся вытягивает по 3-5 бумажек не глядя из мешка и в течении 3 минут должен сказать почему эти слова связаны с темой занятия (его предположения). |
Прием «Гостевины» | Учитель встречает детей в костюме сказочницы и со словами из известных сказок. |
Прием «Трюизмы» | Как известно трюизм- это самое очевидное утверждение. Трюизмы используются для того, чтобы вызвать «да»- реакцию. Трюизмы используются, чтобы вызвать желательную для вас поведенческую реацию. Например: Вы пришли сегодня на урок, Вы хотите получить новые знания, Вы готовы к восприятию новых знаний, Вы слушаете мой голос и воспринимаете информацию. |
Прием «Поделись со всеми» | Перед началом урока учитель раздает небольшие листочки на которых изображена улыбка. – Сегодня я начну занятие с того, что поделюсь с вами хорошим настроением и своей улыбкой. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Сейчас вы посмотрите друг на друга на обратной стороне напишите свое имя , и передадите листочек соседу, ваш сосед должен написать вам комплимент. Это задание делаем несколько раз пока улыбка не вернулась к своему владельцу. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. |
Прием мир семи «Я» | Учитель заранее готовит бейджи на которых написана вертикаль личностного роста: Я- участник, Я- друг, Я- сотрудник, Я- мастер, Я- творец, Я- миротворец, Я- созидатель. А с другой стороны характеристики того или иного написанного статуса. Обучающиеся выбирают подходящий для себя и прикрепляю. Учителю очень просто определить по выбранным бейждам настрой ребенка на занятие и то какое индивидуальное задание на сегодняшнем занятии для него самое оптимальное. |
Прием «Золотой песок» | В конце занятия учитель предлагает встать всем в круг вытянув руки перед собой соединив ладони вместе. Учитель говорит детям: Представите, что наша жизнь это песочные часы. Каждый прожитый час нашей жизни это песчинки- которые мы уже никогда не вернем. Сейчас вспомните все положительные моменты сегодняшнего дня и сегодняшнего занятия. Учитель, насыпает в ладошке одному обучающемуся песок, задача обучающихся пересыпать аккуратно песок из рук в руки благодаря конкретно за что то своего соседа.Например: Спасибо Аня, за то что дала мне карандаши, Спасибо Оля, за то что помогла найти мне портфель. |
Прием «Радуга жизни» | Этот прием используется как рефлексия, для определения эмоционального состояния обучающегося. Учитель раздает заранее приготовленные листочки с таблицей. Обучающийся отмечает тот цвет который в данный момент подходит его настроению. Учитель просматривая эти листочки должен обратить внимание на тех детей которые отметили красный, розовый,фиолетовый и коричневый. Стоит их задержать после занятия и провести манипуляции длядостижениюэмоциального равновесия. Белый, бежевый цвет — нейтральный. Оранжевый, желтый, у ребенка хорошее настроение, присутствует ощущение тепла, стремление к движению вперед Розовый цвет- следует обратить внимание на ребенка. Красный- требует особо осторожного отношения к ребенку. Возбужден- нельзя отпускать домой в таком состоянии. Зеленый, салатный — это мирный, пассивный цвет, ребенок спокоен. Синий цвет, голубой, ребенку скучно, одиноко. Фиолетовый цвет, мрачный. Коричневый- ребенок спокоен и сдержан, но это только снаружи внутри у такого ребенка ностальгия, меланхолия- обратить внимание. Например: Каким цветом вы хотели бы покрасить стены кабинета, где проходит наше занятие? имя, фамилия | белый, бежевый | жёлтый, оранжевый | розовый, красный | зелёный, салатный | голубой, синий | сиреневый, фиолетовый | коричневый | | | | | | | | | |
Прием «Смайлик» | Учитель предлагает обучающимся выбрать именно тот смайлик который соответствует его настроению на начало занятия при этом проговорив, а что конкретно повлияло на настроение. В конце занятия, ребята выбирают снова смайлики и снова проговаривают что произошло хорошего или что то не получилось поэтому именно этот смайлик он выбрал. |
Прием «Светик-семицветик» | Учитель заранее готовит цветок с разными по цвету лепестками с другой стороны лепестков написаны опорные слова, даты, названия по теме занятия. В ходе всего занятия обучающимся предлагается найти информацию своего лепестка, в конце занятия все проговаривают что ему попалось и его вариант ответа. |
Прием «3 подсказки» | Учитель заранее готовит мешок с сюрпризом. В этот мешке лежат инструменты, вещи высказывания связанные с темой занятия. Обучающиеся не глядя вытягивают несколько предметов в течении 3 минут, в ходе мозговой атаки они должны сказать тему урока. |
Прием «Ноу-хау» | Учитель заранее готовит 3 мешочка с сюрпризами. В этих мешочках лежат ленты, игрушки из киндера, бусины, пуговицы, цветная бумага и т.д,. Обучающиеся делятся на группы каждая группа выбирает свой мешочек. В течении 15 минут они должны придумать оригинальную вещь «Ноу- хоу» используемое в дизайне квартиры: фоторамку, вазу, открытку, подсвечник.. |
Прием «Порви» | Учитель читает предание, сказку, легенду по теме занятия, затем раздает листочки с этим же текстом, нот уже с пропущенными словами на которых необходимо сделать акцент во время занятия. Обучающиеся вписывают слова на листочках. Потом учитель просит сложить свои листочки по полам и разорвать их. Первую часть листочка учитель забирает себе, а вторые половинки, перемешивает и раздает обратно кому что достанется, главное что бы не попались свои листочки. Обучающиеся должны прочитать половинку листочка и проверить правильность вставленных слов. |
Прием «Волшебники» | Перед началом занятия учитель выбирает1,2 волшебников- они на протяжении всего занятия будут исполнять задания. Остальные обучающиеся на заранее нарисованное дерево «Желаний» прикрепляют стикеры с написанными желаниями. Здесь очень важно что желания должны быть реальными и выполнимыми. Сделать мне комплимент, нарисовать за меня картину, вдеть нитку в иголку… Задача волшебников выполнить все задания. |
Прием «Вокруг света за 40 минут» | Учитель заранее готовит листочки с несколькими странами. И презентации об этих странах. Обучающиеся в ходе открытого голосования «покупают путевку» в определенную страну, на определенное количество обучающихся. Например: Италия- здесь важно рассказать обучающимся о природе страны, показать в каком отеле они будут жить, а затем начинается рассказ по теме занятия (известные итальянские фотографы, как используют бисер в Италии, дизайн комнат…, ландшафтный дизайн) |
Прием «Живой журнал» | Учитель раздает темы из журнала связанного с дизайном, в течении 20 минут обучающимся необходимо приготовить не большую статью из этого журнала. Поиск информации в библиотеке интернете. Возможно у обучающихся возникнет желание взять интервью у работников школы, у обучающихся. Рубрики: Во саду ли в огороде…(дизайн ландшафтный), Полезный ужин- красивый ужин (кулинария- оригинальное оформление блюд) А что в моде? (дизайн одежды, модные тенденции сезона..) Переделка ( поделки из бросового материала) |
Прием «Давай поспорим!» | Учитель заранее готовит несколько вопросов по теме. Обучающиеся делятся по командам . Задача команды отстоять свою точку зрения на рассматриваемый предмет, высказывают свои аргументы, постараться корректно опровергнуть аргументы соперников. |
Прием «Загадка ЧЯ» (черного ящика) | Учитель озвучивает тему занятия, после чего на стол ставит ЧЯ (черный ящик), в котором находятся предмет относящийся к теме занятия. Обучающиеся должны угадать что внутри. Затем в течении 5 мин. найти как можно больше оригинальных применений этому предмету в дизайне составляя коллаж из вырезок журналов и газет. |