Николай Иванович Костомаров
1817 - 1885
Предмет науки и задачи исследования
На лекции, прочитанной 11 марта 1863 года в Русском географическом обществе, тема которой была “Об отношении русской истории к географии и этнографии”, Костомаров определил предмет своих научных занятий : “История, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа; следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития сил народной деятельности во всех сферах, в которых является жизненный процесс человеческих обществ”
Федеративное начало
В исторических взглядах темообразующее значение имеет федеративная теория, над которой он размышлял более четверти века.
1861 - ст. “Мысли о федеративном начале в Древней Руси” . Федеративную связь обуславливали 3 главных начала:
- происхождение и быт, языковое сходство, несмотря на наречия
- единый княжеский род
- христианская вера и единая церковь
Народный характер
1861 - “Две русские народности”
Костомаров был согласен с Соловьевым в признании выдающейся роли географического фактора в истории. Однако, он не использовал термин “колонизация” (как Соловьев и Ключевский), предпочитая ему “переходы”.
Большое значение он придавал “встречам” славян с другими народами. Важнейший фактор, прямо влияющий на устойчивость народной самобытности - образованность. Переход народа в новое качество происходит, когда народ создает собственную литературу.
Единодержавие и монархизм
“ До татар у нас не было феодализма” . Татарские ханы сделали русских князей из правителей земель вотчинниками.Московские князья превзошли ханов в стремлении к сплочению масс и централизации покоренных частей.
При Иване 3 единодержавие окончательно взяло перевес над удельностью, федерализмом.
Сложившаяся в недрах единодержавной власти система отношений, важнейшим условием которой было безгласие народа, оставила глубокий след в русской истории. “Русь привыкла исполнять без сопротивления все, что прикажут вверху” .
Периодизация
“ Первая половина нашей истории” - удельно-вечевой уклад, когда общерусская народная стихия явилась в совокупности 6 главных народностей: южнорусской, северской, великорусской, белорусской, псковской и новгородской.
С Ивана 3 начинается монархический период (период единодержавия), подавляющий постоянно проявляющиеся признаки федерализма.
Раскол - “новое явление, чуждое старой Руси”
1872 - “История раскола у раскольников”. Раскол рождался как отстаивание обычая, что для народа составляло главнейший признак понятия “отечество” . Вначале раскол был достоянием одного духовенства, “упрямцев” - Аввакума, Коломенского, Лазаря. Массовым же он стал, когда присоединился народ.
“ Раскол был крупным явлением народного умственного прогресса. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека.”
Крепостное право
1859 - ст. “Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?” - ответ на ст. Погодина в IV книге “Русской беседы” , в которой Погодин оправдывает Годунова и доказывает, что личное крепостное право не возникло юридически, а образовалось само собой.
По мнению Костомарова до 1592г. крестьяне были люди вольные и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого. Уложение 1649 окончательно сделало крестьян крепкими земле. Звания “крестьянин” и “холоп” сливались.
Казачество
Костомаров считал, что “козачество” возникло, когда удельная стихия пала под торжеством единодержавия, как противодействие новому.
Исследовал донское и малороссийское казачество, посвятив специальные работы С. Разину и Б. Хмельницкому.
“ Казачество - народный ответ на закрепощение”
Личность в истории
“ Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” 3т.
Работы по изучению личности Петра I.
Спор с Бестужевым-Рюминым вокруг критерия “великого человека” и применимости данного понятия к Ивану 3.
“ Сочувственное название великого должно давать только тому, что способствует благосостоянию человеческого рода, его умственному развитию и нравственному достоинству. Тот только великий человек, кто действовал с этими целями и достигал их удачным, сознательным выбором надлежащих средств.”
Источники
Костомаров был членом Археографической комиссии и многое сделал для расширения источниковой базы исследований.
Опубликованы “Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России” в 12т.
“ Русская историческая библиотека”
“ Памятники старинной русской литературы” 3 кн.
Опирался на материалы, добытые им в 65 архивах и библиотеках многих европейских стран.