«Держи баланс!» Эту фразу нередко слышат танцоры от наставников. Действительно, без баланса не будет красивого, изящного танца, ведь именно чувство баланса позволяет во время исполнения даже очень сложных движений сохранять устойчивость и равновесие. Иначе танец становится тяжелым, ломаются линии, наконец, можно просто упасть.
Танцоры уделяют этому вопросу огромное внимание, посвящая отработке баланса многочасовые тренировки. Можно ли «натренировать» баланс?
В танце выделяют два вида баланса – нейтральный и центральный. В первом случае вес тела равномерно распределён на обе ноги, во втором – перенесен на одну ногу. Во время танца мы постоянно переходим из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если при каком-то движении баланс теряется, то танцор может упасть. Баланс и равновесие – это способность не падать, в каждый момент времени, сохраняя гармонию движений.
Баланс является способностью сохранять центр тяжести тела. Баланс достигается за счет координации трех систем организма: вестибулярной системы, опорно-двигательного аппарата и визуальной системы. Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе, опорно-двигательный аппарат состоит из мышц, сухожилий и суставов, а визуальная система посылает сигналы от глаз к мозгу о текущем положении тела.
Балансировочные упражнения отлично укрепляют вестибулярный аппарат, развивают координацию и гибкость, улучшают осанку и помогают укрепить опорно-двигательный аппарат. Тренировки на развитие баланса заставляют «включаться» рецепторы мышц, сухожилий и связок, которые в ответе за чувство равновесия и реагируют на изменение положения тела.
Рассмотрим общие в хореографии упражнения, направленные на развитие баланса.
Стойка по VI позиции на releve с отрытыми/закрытыми глазами. Выполнение упражнения с закрытыми глазами – усложненный вариант, выполняется после освоения упражнения с открытыми глазами.
Стойка по VI позиции на releve, одна нога на passé, с отрытыми/закрытыми глазами.
Стойка по VI позиции на releve с запрокинутой назад головой.
Упражнение «пистолетик» (сидя в grand plie по VI позиции на одной ноге, другая нога вытянута вперед на воздух) на целой стопе и на полупальцах. Выполнение упражнения на полупальцах (на releve) является усложненным вариантом и выполняется после освоения упражнения на целой стопе.
Упражнения «ласточка» на целой стопе и на полупальцах.
Стоя на одном колене, свободная нога вытягивается вперед/в сторону/назад на воздух.
Все вышеприведенные примеры являются упражнениями на развитие вертикального статического баланса. В современном же танце выделяют также вертикальный динамический баланс и горизонтальный баланс (статический и динамический).
Приведем ниже специфические упражнения, которые используются нами на занятии именно современным танцем, с целью развития баланса и чувства равновесия.
Задание на развитие вертикального статического баланса.
И.п.: стоя на двух ногах (усложненный вариант – на одной ноге). Задание: постараться найти интересное сложное для удержания равновесия положение и попытаться удержать баланс: отклониться от центра, т.е. наклониться, отклониться, увести ногу/руки в сторону/вверх.
Задание на развитие горизонтального статического баланса.
- балансируем на трех точках опоры (две ноги, одна рука; одна кисть, один локоть, одно колено и т.п.). Задание: подбирать различные интересные варианты комбинаций точек опоры. Усложненный вариант – удержание баланса на двух точках опоры.
К вариациям данного упражнения можно отнести использование односторонних точек опоры (например, правой руки и правой ноги, левого плеча и левого колена), разносторонних точек опоры (оппозиция) (например, правой кисти и левого бедра). Использование односторонних точек опоры сложнее в исполнении.
- игра «2 монеты». Играем в паре. Водящий кладет две монеты (недалеко друг от друга) и говорит «оппозиция» или «одна сторона». Партнер соответственно заданию выбирает две точки опоры и старается удержать баланс, опираясь на монеты. Не обязательно держать баланс вниз лицом, можно и лицом вверх и в бок.
3. Задание на развитие динамического баланса.
- двигаться с мягким мячиком (socks), удерживая его на определенной части тела. Например, удерживая мячик на плече, передвигаться вертикально: удерживая мячик на копчике, передвигаться горизонтально;
- удерживая мягкий мячик на одной точке тела, передвигаться, меняя уровни (смена горизонтального и вертикального баланса);
- упражнение «парашютист». Задание: прокатиться по линии по полу, не касаясь пола локтями, кистями, коленями, стопами. Желательно выполнять упражнение медленно. Руки и ноги можно натянуть, можно, наоборот, расслабить; можно вытянуть или согнуть. Вариантом упражнения может быть исполнение с остановками по команде партнера: по команде «стоп» выполняющий упражнение должен застыть в позе, по команде «дальше» продолжить движение.
Развивайте чувство равновесия! Ходите по бордюрам, стойте на одной ножке, пробуйте не держаться за поручни в транспорте – даже эти нехитрые способы помогут развить чувство баланса!