БАТЛЕЙКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Пешко О.С.,
учитель отечественной и мировой художественной культуры,
педагог дополнительного образования
ГУО «Средняя школа №33 г. Бреста»
П
лан:
Как приобщить ребёнка к народной культуре?
История белорусской батлейки.
2.1. Происхождение батлеечного театра.
2.2. Описание батлейки.
2.3. Репертуар, сюжеты.
2.4. Батлейка в современной Беларуси.
Реализация проекта «Белорусский народный театр батлейка».
4. Батлейка на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
1.Как приобщить ребёнка к народной культуре?
Привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой частью народной традиционной культуры, в настоящее время привлекает к себе всё большее внимание. Это происходит в связи с оживлением общего интереса к народной культуре. Атмосфера театра – это та стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр позволяет развить огромные невостребованные повседневной жизнью его творческие и эмоциональные возможности. Разыгрывание батлеечных спектаклей и драм, народных сказок, кукольных представлений, легенд, сказаний, притч позволяет детям становиться творцами своего маленького театра. Знакомство с батлеечными спектаклями расширяет представление ребенка о белорусской народной культуре, а также показывает её взаимосвязь с культурой других народов.
Обращение к народному театру невозможно без пояснения, почему тот или иной жанр был популярен у белорусов.
Возможности народного театрального искусства таковы, что могут быть актуальными как в воспитательном, так и в образовательном процессе. Л. С. Выготский утверждал, что «наряду со словесным творчеством драматизация...представляет самый...распространенный вид детского творчества». Ученый-психолог объяснял близость театрализации ребенку двумя основными моментами: «…во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием...», другой причиной близости драматической формы ребенку является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, с этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества» (например, драма «Царь Ирод»).
Происходит социализация юного актера. Театральное драматическое действо позволяет детям почувствовать ценность общей деятельности. Непременным итогом такого сотворчества является возникновение отношений взаимной чуткости, ответственности перед коллективом сверстников. Всё это происходит одновременно с раскрытием индивидуальных черт и качеств каждого ребенка. Игровая театральная деятельность дает возможность физической и психологической разрядки. Не секрет, что современный ребенок очень часто не владеет в полной мере красивой монологической речью, не умеет грамотно вести не только учебные, но и бытовые диалоги. Творческие задания на занятии помогают учащимся обогатить речь, сделать её гибкой, научиться приемам диалога с партнером. Очень часто для премьерных представлений бывает необходима помощь старших. Такие творческие формы общения, сближения в совместной работе взрослых и детей вне дома позволяют родителям и ребенку открыть друг друга в новом качестве. Приобретенные на занятиях навыки творческого общения помогают детям в учебе, быту, общении со сверстниками.
К народному искусству батлейки целесообразно обращаться на всех ступенях взросления ребенка – от детского сада до старшей школы.
Батлейка – синтетическое искусство, оно развивает самые разные способности: актерские, режиссерские, драматургические, музыкальные, художественные, дизайнерские, архитектурные, столярные, модельерные, сапожные, литературные, языковые, исторические и много других. Это универсальное и эффективное средство обучения и воспитания, несмотря на свою стародавность. Батлейка – бесценное средство присоединения к дедовскому наследию, знакомство с библейскими легендами и их народной интерпретацией.
Народное искусство – основа национальной культуры.
2. История белорусской батлейки. Батлейка, также бетбатлейка, батлеемка, бетлейка, батляемка, вертеп, остмейка, жлоб (белор. батлейка, батлеэмка, бетлейка, батляемка, вяртэп, остмэйка, жлоб) — белорусский народный театр кукол на религиозную (библейскую) и бытовую тематику, получивший распространение в Беларуси с начала XVI века и проходящий этап возрождения в форме национального детского и рождественского театра в наше время.
«Батлейка» происходит от слова Бетлеем – искаженное название города Вифлеем, в котором согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос.
Народный кукольный театр пришел в Беларусь из Украины и Польши. Возникновение театра кукол в Беларуси было связано с рождественскими праздниками (отсюда и название, Вифлеем — место рождения Христа). Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы (бурсаки), в том числе и из Киево-Могилянской академии, что внесло в репертуар батлейки сюжеты школьного театра (светского).
Если сначала вся тематика батлейки была исключительно библейской, то постепенно, становясь достоянием народа в широких массах (мещане и крестьянство), в частности в период XVII—XVIII веков активно начинают появляться народно-комедийные светские постановки.
В Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, устраивали представления на торговых площадях.
Считается, что с развитием и становлением профессионального театра в Беларуси, батлейка уступила популярность последнему. Батлейки с их представлениями продолжали существовать вплоть до первых десятилетий XX века.
В последние десятилетия идёт активный процесс возрождения батлеечного искусства. Проекты реконструкции такого уникального явления, как театр кукол оказались достаточно успешными по двум причинам. Во-первых, благодаря целому ряду выдающихся ученых (П. Бессонов, Н. Виноградов, Е. Карский, В. Перетц, Е. Романов, Г. Барышев, О. Санников, П. Шейн, И. Сучков и др.) батлейка является одним из наиболее подробно описанных и изученных театров вертепного типа в Европе. Во-вторых, батлейке как фольклорному театру кукол присуща выраженная способность к обновлению и трансформации своих художественных традиций.
2.2. Описание батлейки.
Сценой для спектаклей батлейки служит двухъярусный шкафчик (который тоже называется батлейка), имеющий внешнее подобие церкви или домика. Такой шкафчик-ящик украшается цветной тканью и бумагой, фигурками из палочек или соломы. Спектакли устраиваются как в верхней его части (ярусе), так и нижней. Кукольники – батлейщики управляют деревянными куклами на стержнях из проемов в полу.
Спектакли батлейки бывают и масштабными — с участием до 40 персонажей.
В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:
- одноэтажные;
- двухэтажные с движущимися куклами;
- двухэтажные с башней;
- батлейки по принципу теневого театра;
- батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;
- батлейки — «звезды».
Особые места занимают батлейки устроенные по образцу театра теней (распространены в Витебске и Велиже), и батлейки с быстро меняющимися прозрачными декорациями (распространены в Докшицах, за что получили название докшицкая батлейка).
2.3. Репертуар и сюжеты батлеечных представлений.
В репертуаре батлейки наряду с религиозными пьесами, такими как «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимильян» входят также жанровые сценки «Матвей да лекарь», «Антон по сказке да Антониха», Берка-трактирщик", «Цыган да цыганка», «Ванька малый», «Паныч» и другие. Они основаны на белорусском фольклоре, насыщенные сатирой, часто высмеивали не только пороки человеческого характера, но и господствующие классы населения страны.
Белорусская батлейка — это и вид национального искусства, и форма развлечения и препровождения досуга, и попытка выражения с помощью социальной сатиры протестных настроений населения.
Выделяют два типа сюжетов: рождественский и социально-бытовая сатира.
Согласно рождественскому сюжету, царь Ирод узнаёт от волхвов, что родился Христос, и считая его претендентом на престол, решает убить его. Ирод приказывает воину убить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже»; воин выполняет приказ, но «одна старая баба Рахиль не отдает своего ребёнка». Разъяренный Ирод приказывает убить младенца Рахили. За преступления Ирод платится жизнью: смерть отсекает ему голову, а черти тащат его труп в ад. Добро побеждает зло.
Позже в сюжетах батлеечных представлений появляется социально-бытовая сатира. Вторая часть действия обычно была на повседневные темы, сюжет напоминал новогодний обряд «Вождения козы». В Беларуси главными персонажами были цыгане, воин на коне, пастушок Антипушка. Вторая часть отличалась тематикой в зависимости от местности, где разыгрывается спектакль, и от находчивости батлейщика.
2.4. Батлейка в современной Беларуси.
Учитывая религиозную составляющую батлейки, в советский период этот вид народного искусства не культивировался, вследствие непринятия религии как социальной составляющей жизни советского человека.
Во время строительства здания Белорусского государственного академического музыкального театра в Минске в 1981 году с тыльной стороны здания в парке было установлено декоративную бронзовую скульптурную композицию «Батлейка», где отображены традиционные персонажи старинного театра кукол белорусов, Композиция выполненная в народной гротексной манере близкой к примитивизму (автор композиции, скульптор Л. Б. Зильбер).
С началом перестройки в СССР, в конце 1980 годов, началось постепенное обращение к национальным традициям, в том числе и к традициям белорусского вертепа-батлейки. Так, в 1989 году Галина Жаровина в поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию «Батлейка». Вместе со своими учениками она поставила спектакли «Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и другие. Были проведенные как тщательные исследования и восстановления навыков изготовления вертепа и отдельных его кукол, деталей, так и собственно организации и осуществления в рождественские праздники действ батлейки по всей стране. Сейчас, в Белоруссии народный кукольный театр батлейка стал чем-то вроде национального символа.
3. Реализация проекта «Белорусский народный театр батлейка».
Углубленное изучение батлейки начали с написания поисково-исследовательской работы (Диплом 1 степени на фестивале декоративно-прикладного искусства, участие в заочном конкурсе мастеров народных ремёсел «Святло каляднай зоркi», 2009 г., педагоги Пешко О.С., Денисюк Н.М.)
Цель проекта:
Создание условий для развития чувства национального самосознания, ощущения личности школьника частью белорусской истории, народа с помощью белорусского батлеечного театра.
Задачи:
- развивать познавательный интерес обучающихся к духовному наследию народа;
- раскрывать творческие способности школьников;
- способствовать социализации и инкультурации личности учащегося, создать возможность каждому ученику реализовать себя через исполнение ролей, оформление спектаклей;
- создать условия для приобщения учащихся к народной культуре.
Участники проекта: педагоги, учащиеся и их родители.
Этапы работы над проектом:
Поисково-исследовательская деятельность. Изучение особенностей белорусской батлейки.
Изготовление батлеечного ящика.
Создание театрального коллектива.
Изготовление кукол.
Работа над репертуаром, сценариями.
Показ батлеечных спектаклей.
Объединение по интересам «Батлейка» создано в 2015 году педагогом Пешко Ольгой Сергеевной с целью пропаганды батлеечного искусства и национальной культуры. Дети с удовольствием выступают со спектаклями, делают куклы для батлейки, изучают традиции этого искусства, интересно проводят своё свободное время.
Программа авторская, утверждённая на методсовете школы в 2015 г., создана на основе программ А. Лозко и С. А. Малиновской, а также типовой программы художественного профиля для учреждений дополнительного образования.
Выступления юных батлеечников всегда пользуются неизменным успехов у зрителей. Они ежегодно участвуют в городском фестивале батлеечных и кукольных театров, в проектах музея «Спасённые художественные ценности», детской городской библиотеки. Спектакли показываем во время проведения недели истории, отечественной и мировой художественной культуры, белорусского языка и литературы, для учащихся четвёртых классов при изучении темы «Ад батлейкі – да тэатра» по предмету «Мая Радзіма – Беларусь», при проведении музейных занятый, для педагогов и учащихся других школ.
Подготовлены и поставлены спектакли «Царь Ирод» по драме В. Тихомирова, «Грушевое дерево» (сербская народная сказка), «Вифлеемская гостиница», «Рождественская ночь», «Повесть о купце Артабане, Алёнушке и её брате Иванушке», «Рождественские истории».
Для каждого спектакля создаём новые куклы, т.к. у каждой куклы, как у человека, своя жизненная история, своя душа, свой юный создатель-дизайнер. На выступлениях часто используем приём вхождения в эпоху и образ игровой куклы, когда актёр и куклы одеты почти одинаково в одежду показываемого исторического периода и народа (например, в драме «Царь Ирод», спектакле «Вифлеемская гостиница»). Также проводим мастер-классы по изготовлению кукол для батлейки.
С целью накопления и расширения опыта участвую в разного рода методических семинарах, форумах: III Рождественский фестиваль батлеечных театров в г. Минск, 2017 г., выездной семинар педагогов дополнительного образования г. Бреста в г.п. Мир (встеча с Петриманом К. Л.), фестиваль «Свет рождественской звезды» и др.
Коллектив находится в состоянии творческого поиска, продолжает и сохраняет традиции батлейщиков, приобщаясь к народному творчеству.
Батлейка на уроках отечественной и мировой художественной культуры.
На уроках по учебному предмету «Отечественная и мировая художественная культура» с батлеечным искусством знакомлю в шестом классе при изучении тем «Праздник в жизни людей», «Театр видимый и невидимый: средства художественной выразительности». В восьмом классе – на уроке при изучении темы: "Музыка и театр на землях Беларуси в период Речи Посполитой", на нём остановлюсь подробнее.
В просторном помещении школьного этнографического музея «Спадчына» (урок провожу в нём) есть две батлейки и две кукольные ширмы, более ста игровых кукол, а это позволяет задействовать (в активном слушании) практической деятельности весь класс через работу в группах. В восьмом классе почти весь урок посвящаю батлеечному искусству.
Перед постановкой и по ходу спектакля батлейщики исполняют рождественские канты, так как в историческом прошлом исполнение псальмов было обязательным, и таким образом реализую учебную задачу по знакомству с культовой музыкой. На экране по ходу урока показываю видео со спектаклями профессиональных коллективов. Затем идёт выступление школьного батлеечного театра «Берестейцы», как вариант, показываю запись их выступления.
После просмотра спектакля («Царь Ирод» или «Вифлеемская гостиница»), анализируем с учащимися содержание спектакля и культовых музыкальных произведений. Физкультминутку провожу в форме танцевальных движений под «Дригулу» в исполнении группы «Стары Ольса».
Следующий этап – это вхождение в роль батлейщиков, непосредственное приобщение к народной культуре. На задней стенке батлейки всегда крепится текст спектакля, поэтому заучивание текста слово в слово необязательно, главное – это смысл, содержание, интонация, произношение, умение распределить роли, вождение куклы. Берём только одно действие, так времени очень мало.
Для групп, ставящих спектакль за кукольной ширмой, предлагаю тексты народных белорусских сказок.
Затем подведение итогов, ответы по заранее намеченным в начале урока вопросам. Закрепление через устное составление синквейнов по темам «Театр» и «Батлейка». Для рефлексии (впечатлений много, они яркие и незабываемые, как и урок в музее) можно предложить составить рассказ по ключевым словам, используя приём «Облако слов».
Для знакомства с дополнительным материалом даю учащимся ссылки и qr-коды, перейдя по которым они расширят свой кругозор по теме.
С целью популяризации батлеечного искусства и приобщения к народной культуре деятельность батлеечного театра отражена на страницах сайта школы и в группах социальной сети в ВК "Берестейцы" и "Батлейка".
Считаю, что батлейка – действенное средство приобщения к народной культуре, помогает социализации личности, способствует инкультурации.
Источники:
Агапова, И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.
Барышаў, Г.I., Саннікаў А. К. Беларускі народны тэатр батлейка. Мн., 1962.
Барышаў, Г.А.A. K. Caннікаў. Беларускі народны тэатр «Батлейка»і яго ўзаемасувязі з рускім «вяртэпам» і польскай «шопкай». Выдавецтва Акадэміі навук БССР, Мінск, 1963.
Жвушкина, Н.И. Русский народный театр, часть 1.2. – М.; Советская Россия; 1990.
Кізіма С. А., Лянцэвіч В. М., Самахвалаў Дз. С. Гісторыя Беларусі: Курс лекцый. — Мн.: Выд-ва МІК, 2003. — 91 с.
Колчеев, Ю.В., Колчеева, Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.
Лозко А. Беларуская батлейка: Каляндарныя и абрадавыя кутежи. Мн., 1997.
Маліноўская, С. А. Праграма «З батлейкай па Беларусі»/СА.Маліноўская// Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – №7. – С. 46-50.
Саўчук Н. Беларуская батлейка /Н. Саўчук// Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №3. – С. 32 – 38.
Рыбников П.Н. Фольклорный театр. – М.; Советская Россия; 1989.
Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэд.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989.
Минский областной театр кукол «Батлейка». www.belarus-theatre.net. Дата обращения 12 апреля 2018.
Белорусский народный кукольный театр https://web.archive.org/web/20070616163633/http://byelorussia.rbcmail.ru/index.html. Дата доступа 01.03.2020
Ссылки на видео с выступлений батлеечного театра «Берестейцы» в сети интернет (Новости на Буг-ТВ. #бугтв):
1. https://www.youtube.com/watch?v=oDHgrFxuB8Y Выступление в городской библиотеке им. Пушкина г. Бреста 2020.02.21
2. https://www.youtube.com/watch?v=IqRDvUgy2Po Выступление на городском фестивале театров «Батлейка» г. Бреста 2020.01.10
3. https://www.youtube.com/watch?v=eeYOW14tFfE&t=9s Выступление на городском фестивале театров «Батлейка» г. Бреста 2018/01/12
4. https://www.youtube.com/watch?v=d1vlQ1tVDKo&t=10s выступление на вернисаже «Свет Рождественской звезды» г. Бреста 2019-01-18 г.
ФОТОГРАФИИ К СТАТЬЕ
ОДНОЯРУСНАЯ ШКОЛЬНАЯ БАТЛЕЙКА, 2009 Г.
НАША НОВАЯ ДВУХЯРУСНАЯ БАТЛЕЙКА, ЯНВАРЬ 2018
ШКОЛЬНЫЙ БАТЛЕЕЧНЫЙ ТЕАТР «БЕРЕСТЕЙЦЫ», 2020
ШКОЛЬНЫЙ БАТЛЕЕЧНЫЙ ТЕАТР «БЕРЕСТЕЙЦЫ», 2020
ШКОЛЬНЫЙ БАТЛЕЕЧНЫЙ ТЕАТР «БЕРЕСТЕЙЦЫ», 2017
ШКОЛЬНЫЙ БАТЛЕЕЧНЫЙ ТЕАТР «БЕРЕСТЕЙЦЫ», 2018. Спектакль «Вифлеемская гостиница».
Выступление в городской библиотеке имени Пушкина г. Бреста, 21.03.2020
НАШИ УСПЕХИ
5