СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа «Аджимушкайский цикл художника – баталиста Бута Николая Яковлевича» для старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа «Аджимушкайский  цикл художника – баталиста Бута Николая Яковлевича» для старших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Аджимушкайский цикл художника – баталиста Бута Николая Яковлевича» для старших дошкольников»



Беседа «Аджимушкайский цикл художника – баталиста Бута Николая Яковлевича» для старших дошкольников

Цель: приобщать дошкольников к героическим страницам времен Великой Отечественной Войны в Керчи. Дать знания об основных героических событиях времен Великой Отечественной Войны на территории города Керчи и об их отражении в творчестве художника Бута Н.Я. Познакомить с некоторыми картинами художника, разъяснить их содержание. Воспитывать уважение к памяти героев Великой Отечественной Войны

Материал: портрет художника Бута Н.Я., репродукции картин «Клятва. Аджимушкай,1942 год», «Детство, опаленное войной», «Аджимушкайская Аленушка», «Последний бой», «Между атаками». Фотография мемориального комплекса «Аджимушкайские каменоломни».

Ход:

- Много лет назад наш город мужественно сражался с немецко- фашистскими захватчиками. Одна из самых трагических страниц – это оборона Аджимушкая. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских было организовано в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами выходов из каменоломен, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:

«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»

-Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника Николая Бута глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

- Картина «Детство, опаленное войной». Война и дети – понятия  несовместимые, а детство, опаленное огнем войны, забыть невозможно. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины,

во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч.

- на картине «Между атаками» медсестра бинтует руку бойцу. Зрителям понятно, что солдат не покинет своё место в боевом строю. Во время боев среди защитников было много раненых, естественно, что их надо было лечить и обслуживать. Под землей был организован госпиталь и он стал обслуживать прибывающих раненых и больных. Многие по своей инициативе шефствовали над ранеными, оказывали любую посильную помощь. В тяжелых условиях подземной обороны медицинские работники в каменоломнях проводили даже сложные операции, а если было нужно, брали в руки в руки оружие и становились в строй.

-Картина «Аджимушкайская Аленушка» юная медсестра сидит, опершись на автомат, задумавшись о чем-то дорогом и далеком, ушедшем в прошлое, но даже в минуты отдыха не выпускает из рук оружия. Эта девушка, прежде всего, солдат – защитник непобежденной подземной крепости.

-Картина «Последний бой». Этот момент, когда, казалось бы, сил и возможностей отбиваться нет, собрав все мужество, защитники идут в последний бой, и они никогда не отступят. Художник не упустил ни одной мелочи, создав картину единой композицией героизма. Мы видим, что боеприпасы на исходе, рядом гибнут товарищи, каждый из оставшихся в живых будет защищать свою Родину до конца. Не сама война, занимает художников, а человек посреди войны, отдающий, жертвующий, превозмогающий и побеждающий, как будто не убийством врага, а силой собственного духа.

-Полотно «Клятва» (1965 – 1978) представляет панораму каменоломен, где плотными рядами стоят бойцы у братской могилы своих однополчан, клянясь отомстить врагу за смерть товарищей. В этой картине Н. Я. Буту удалось выразить саму суть мощи подземного гарнизона – высокий моральный дух бойцов, их нерушимую готовность пойти на смерть ради спасения Отечества.

-Цикл картин Н.Я.Бута «Аджимушкай. 1942 г.» - художественное повествование, своеобразный живописный памятник Защитникам Отечества, не прекратившим борьбу в невероятных, немыслимых условиях, на грани жизни и смерти. Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Н.Я.Бут посвятил теме Аджимушкая почти тридцать лет своей творческой жизни, считал это своим гражданским долгом; его картины символизируют преклонение перед подвигом аджимушкайцев, помогают понять и оценить их мужество, их вклад в великий подвиг народа, сокрушившего фашизм и утвердившего Мир на Земле.

-Закончить нашу беседу предлагаю минутой молчания. Мину́та молча́ния - символический ритуал в память о трагическом событии и погибших в нём людях. Нужно встать и подумать о защитниках нашей Родины, поблагодарить за их подвиг, не произнося речей и не разговаривая друг с другом.





БУТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ



Бут Николай Яковлевич «Детство, опаленное войной» 1965 Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»



Бут Николай Яковлевич «Аджимушкайская Аленушка» 1966

Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»

Бут Николай Яковлевич. «Последний бой». Из цикла «Аджимушкайские каменоломни».

Бут Николай Яковлевич. «Между атаками». 1966 г. Из цикла «Аджимушкайские каменоломни».



Бут Николай Яковлевич «Клятва. Аджимушкай,1942 год» Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»






Мемориал «Аджимушкайские каменоломни»