Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Крымский мост»
Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Керчь, дать знания об истории и этапах строительства Крымского моста. Познакомить с основными профессиями и техникой, участвовавших в строительстве моста. Воспитывать уважение к труду взрослых, патриотические чувства.
Материал: иллюстрации; книжка – раскраска со стихами А. Усачева, видео «Крымский мост. История стройки»( https://www.youtube.com/watch?v=JQYB3w8PS8k).
Ход:
15 мая 2018 состоялось торжественное открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Движение автомобилей по нему началось на следующий день – 16 мая в 5.30 по московскому времени.
Крымский мост – один из крупнейших в России. Его протяженность – 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной (по две полосы в каждую сторону) и железнодорожной (по одной колее) трасс. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег. Автомобильный мост был построен с опережением графика на полгода. Ввод в эксплуатацию железнодорожного моста состоялся в декабре 2019 г.
Впервые идея строительства моста появилась больше 100 лет назад. Впервые был построен Железнодорожный мост через Керченский пролив во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря.
Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" - порт "Крым").
Вновь к реализации проекта приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя, после потери Крыма, объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров.
Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов, и к тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы.
В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.
Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями. В Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия– вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью, для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м. Мостостроители для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивали как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов. В этой нелегкой работе строителям помогала сложная техника: кондуктор – для удержания свай; сваебойная машина, несколько видов молотов. Эти машины работали бесперебойно и днем, и ночью, вбивая сваи в морское дно. Грандиозное строительство не должно испытывать недостатка в строительных материалах, поэтому по близости были возведены заводы – трансформеры, которые поставляли бетон на строительную площадку. Эти заводы собирались прямо на строительных площадках как конструктор. Четко работали водители самосвалов, успевая подвозить необходимые материалы и заводам и строительным площадкам. Вереницей шли длинномеры –тягачи, они подвозили трубы всех размеров.
В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.
Так же в проливе высокая вероятность землетрясений (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия: сильные ветра и плавучие льды в период ледохода.
К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура.
Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) - навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла - ввели в эксплуатацию летом 2016 года.
10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая - на морских участках. Для такой работы необходимы краны – великаны на суше и плавкраны на море. Эти механические гиганты поднимали и переносили в расчетные места длинные и тяжелые трубы, перекрытия для автомобильной и железнодорожной части моста. И все это управлялось, приводилось в движение высококвалифицированные инженеры и рабочие – мостостроители. На строительстве моста работало более 30 мостоотрядов, ведь стройка шла круглосуточно. При строительстве моста специалисты обеспечивали применение самых современных технологий, а некоторые технологии применялись впервые. В возведении моста было задействовано более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов. В возведении моста было задействовано почти 220 российских предприятий
Кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес - около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения - арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.
В конце июля 2017 года на керченском берегу завершили сборку автодорожной части моста (вес - около 5,5 тыс. т, состоит из почти 200 крупных элементов). Арочные пролетные строения - самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого - 227 м, высота свода в высшей точке - 45 м. 11 октября 2017 года началась операция по транспортировке автодорожной арки. 12 октября арочный пролет подняли на фарватерные опоры и закрепили. После установки он обеспечил беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 м и высотой 35 м от уровня моря.
2 февраля 2017 года началось строительство пролетов между морскими опорами перехода. К началу 2018 года были установлены практически все сваи под автомобильную и железнодорожную части будущего моста - более 6,5 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома. Собрано более 130 тыс. из почти 250 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений.
К концу апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода, выполнили статические и динамические испытания этой части моста.
Строительство транспортного перехода также включает железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Было построено более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.
Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма - это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они были введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.
До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.16 ноября 2017 года на сайте назовимост.рф стартовало голосование, в ходе которого пользователям предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.
17 декабря 2017 года 64% проголосовавших выбрали в качестве официального названия транспортного перехода через Керченский пролив вариант "Крымский мост".
Крымский мост в минувшем 2020 году пересекли 4,5 миллионов автомобилей.
Такие данные опубликовали в группе информационного центра «Крымский мост». Как уточняют специалисты, рекордное количество машин было зафиксировано 16 августа. В этот день по мосту проехали 37347 машин за сутки.
С момента запуска пассажирских поездов дальнего следования по Крымскому мосту и по сегодняшний день (31.03.2021г.) составы "Таврия" перевезли уже 1450000 пассажиров. По Крымскому мосту вдоль его знаменитых арок прошли уже около 3500 поездов дальнего следования. Поезда "Таврия" связывают полуостров более чем с 30 крупными населенными пунктами в уральском и северо-западном регионах, в центральной и южной части России. Из Симферополя поезда курсируют в Москву, Смоленск, Астрахань, Омск, Пермь, Кисловодск. Из Севастополя и Евпатории - в Москву, Санкт-Петербург и Псков. В конце мая 2021 года перевозчик откроет новый маршрут Мурманск - Симферополь. Также будет запущен запущен поезд Москва - Феодосия с периодичностью курсирования два-три раза в неделю
https://www.youtube.com/watch?v=JQYB3w8PS8k
https://crimea.ria.ru/infographics/20140708/1106066613.html?inj=1#top