Беседа «Земля – наш общий дом»
Подготовила воспитатель ГПД Сосна Е.А.
Беседа «Земля – наш общий дом»
Цель : Расширять представления детей о планете Земля.Привести детей к понятию, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.
Формировать желание и умение любить ,беречь и охранять природу.Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
.
Ход беседы:
Воспитатель ГПД: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, а чтобы угадать какой, вы должны отгадать загадку. Готовы? Тогда слушайте внимательно
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? Дети:Это глобус
Воспитатель ГПД: Верно, это глобус- маленькая модель огромной планеты Земля, гдевсе мы живем. Земля - это наш общий дом. Посмотрите на глобус. В какие только цвета он не раскрашен :голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.
А вы, ребята, обратили внимание на то,какого цвета на глобусе больше всего? Дети: Да, голубового цвета
Воспитатель ГПД:Верно, голубого. Поэты и писатели часто в своих произведениях используют выражение «Голубая планета Земля!».
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Дети: Моря и океаны, реки и озера.
Воспитатель ГПД: Молодцы, всё верно. Всё это-вода.А кому в природе нужна вода? Дети:Человеку, деревьям, животным
Воспитатель ГПД:Нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
Как выдумаете, ребята, откуда в наши дома попадает вода?
Дети: Воду качают из рек, а потом подают нам в водопроводы
Воспитатель ГПД: Как мы используем воду?Для чего она нам нужна ?
Дети: Чтобы умываться , пить, готовить кушать , мыть полы, стирать
Воспитатель ГПД:А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими?
Дети:Чистая
Воспитатель ГПД:А грязную воду человек может ли употреблять? Почему?
Дети: Нет.В грязной воде много микробов, можно заболеть
Воспитатель ГПД:Перед вами парте картинки.Давайте вместе представим путь воды от её истоков к нашему столу. (Составляют схему: река - фильтр-трубопровод-кран-чайник-чашка )
Воспитатель ГПД: Молодцы, с этим вы справились отлично. А как вы считаете, ребята, что может обозначать белый цвет на глобусе? Дети: Снег
Воспитатель ГПД:Правильно,дети, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.
(Показывает на глобусе). Жёлтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.
(Показывает на глобусе).
А как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? Дети: Деревья
Воспитатель ГПД:Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете. (Показывает на глобусе).
Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.
(Звучит запись пения птиц, шума деревьев, журчанье воды).
Под ногами мягко стелется трава, над головой звонко поют птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет ягодами, грибами и травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать? Дети: В лесу свежий воздух
Воспитатель ГПД: Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.
Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.
Давайте вспомним, что растет в лесу?
Дети:Ягоды ,орехи, грибы, лекарственные растения
Воспитатель ГПД: А какие деревья растут в наших лесах?
Дети: Ели. Дубы, берёзы, осины, сосны
Воспитатель ГПД: В лесу живут звери и птицы. Кто мне может назвать лесных птиц?
Дети:Дятел ,кукушка, клест, соловей
Воспитатель ГПД: Молодцы, всё верно.А какие дикие звери обитатают в лесу?
Дети:Волк, медведь, лиса, заяц, белка, ёж
Воспитатель ГПД: Давайте вспомним пословицы о лесе
Дети: * Лес – богатство и краса. Береги свои леса.
*Много леса – не губи!Мало леса – береги!Нету леса – посади!
Воспитатель ГПД: Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?
Дети:
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы.
Не кричать, не включать громко музыку.
Не разорять птичьих гнезд.
Не ловить насекомых.
Не разжигать костров.
Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Воспитатель ГПД: Ребята, вы все такие молодцы, всё правильно говорите. Но и выполнять эти правила не забывайте, договорились? А сейчас давайте немножко отдохнём и проведём физкультминутку Физминутка:
По родному краю дружно мы шагаем (ходьба на месте)
Справа от нас зеленый луг (поворот головы вправо)
Слева находится лес (поворот головы влево)
В таком лесу полно чудес ( поднятьруки через стороны вверх и опустить)
Белка с ветки на ветку – скок ( прыжки на месте)
Филин крыльями машет. Ух! ( взмахи руками)
Аж захватывает дух! (глубокий вдох-выдох)
Солнце над березами светит нам( поднятььруки над головой , пошевелить пальчиками)
Мы рады ягодам, грибам( опустить руки, улыбнуться)
Воспитатель ГПД: Ребята , хочу предложить вам послушать стихотворение Виктора Викторова «Цветок»
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял –
И завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
Хорошо ли поступил этот мальчик? А почему?
(Ответы детей)
Воспитатель ГПД: Я надеюсь, что вы, ребята, так делать не будете.
Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.
Вот, к примеру, дятел-санитар леса. Что ему нужно для жизни, чем он питается?
Дети:Червячками, жучками, букашками.
Воспитатель ГПД:А откуда он их достает?
Дети:Из-под коры деревьев.
Воспитатель ГПД: По-этому и живёт дятел в лесу на деревьях.
А что нужно дереву, чтобы оно росло?
Дети:Солнце – оно дает свет и тепло.
Вода – она нужна всему живому.
Земля – почва, где находятся необходимые питательные вещества.
Воспитатель ГПД: А будет ли дерево расти на камнях? Как вы думаете? Дети: Нет
Воспитатель ГПД:А теперь представьте себе, что случится с дятлом, если вдруг исчезнет вода, солнце, насекомые?
А если не будет дятла и не останется на земле ни одной птицы?Что тогда произойдёт?
(Ответы детей)
Воспитатель ГПД: Тогда погибнут все деревья от вредных насекомых.
Вот видите, как важно все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.Ведь Земля-наш общий дом!