"Безумству храбрых поём мы славу"
Я, Дмитриев Кирилл ученик 8 класса. Работа, которую я представляю связана с Донским казачьим этносом. История казачества на Дону своими корнями уходит в Древние времена.
Когда-то мои далекие предки в поиске свободы и с счастливой жизни пришли в благодатный край на Донскую землю. И обустраивали эту землю, живя в землянках и шалашах. Привлекала эта земля своим климатом и изобилием еды. Много разных племен и народностей жили на Донской земле. А в эпоху великого переселения на Дон, русские, украинцы, татары, калмыки, белорусы, соединились с коренным населением, образовали новые населения, новый этнос, который и получил название «Донские казаки». Это новое население имело свои обычаи, культуру, свой язык, свой семейный уклад, свой менталитет.
Они создали новый тип хозяйствования и систему общественного управления. «Казак»- с тюркского означает вольный человек. Хотя на Дону господствовал принцип личной свободы, в тоже время казаки имели сильную военно-гражданскую власть- в лице атаманов и их помощников есаула и военного дьяка. Высшим органом власти был круг, т.е. Собрание казаков-войнов, который решал все вопросы в жизнедеятельности казачьего государства, судил и избирал атаманов. Вся история казачества связана с войнами. 16в.-это официальная дата возникновения Донского казачьего этноса.
На просторах Донского края сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образований Российской империи с особым военно-демократическим укладом жизни, самостоятельное военно-демократическое государственное образование, успешно процветающее. Обстановка на Дону резко изменилась в 1917 с приходом к власти большевиков. Казаки не принимали революционных новшеств. Атаман войска Донского А.М. Каледин не признал октябрьский переворот и отказался от передачи всей власти на Дону военно-революционному комитету, председателем которого был казак Подтелков.
Большевики для наискорейшего насаждения своей властной воли нарушили все человеколюбивые заповеди, запустив молот внутринародного самоистребления. Под влиянием их идеологии казаки разделились на два враждующих лагеря «за» и «против».
Вернувшееся казаки с первой Мировой войны, уставшие воевать под влиянием большевистской пропаганды, сменили свое казачье знамя на знамя социалистической революции.
У атамана Каледина не было такой военной силы, которая могла бы противостоять захвату власти на Дону. Тогда он в ноябре 1917г. Подписал указ о формировании добровольческих отрядов молодежи для борьбы за свой край, за право жить по законам своих предков. Этот период истории казачества связан с именем Чернецова Василия Михайловича, который своей личностью и своими делами наложил отпечаток на эпоху. Василий Михайлович Чернецов родился в обычной казачьей семье в станице Калитвенской. После окончания станичного приходского, а затем Новочеркасского казачьего юнкерского училищ проходил действительную военную службу в составе 9-го Донского казачьего полка. Вгоды первой мировой войны проявил чудеса храбрости и героизма. «За лихие дела и смелую работу»В.М.Чернецов многократно был отмеченв благодарственных приказах командиров. К ордену Св. Георгия, полученному им в 1914 году, прибавились еще пять боевых орденов и почетное Георгиевское оружи. В начале 1917г., после участия в первой Мировой войне, Чернецов вернулся на Дон. Он обратился к молодежи с призывом защитить свою родину. Молодежь откликнулась. Дух казачества угасающий загорелся ярким пламенем. Они объявили партизанскую войну большевикам. Он сформировал несколько сотен которые так и назывались «Черносотенцы».
Отряды работали во всех направлениях и даже получили прозвище «Донской кареты скорой помощи». Чернецовцы перебрасывались с фронта на фронт, исколесив область Войска Донского, сражаясь за каждый город, станицу, хутор. Военно-революционный комитет Ф. Подтелкова захватывает окружную власть и объявляет себя революционным правительством всей области. Чернецов В.М. Со своим отрядом был послан для ликвидации митингов и восстаний. Отряд отчаянным рейдом захватывает узловые станции Зверево, Лихую и Каменскую, а так же в задачу Чернецова входило уничтожить красных в станции Глубокое.
Отряд выступил в глубокое до рассвета, но в степи они потеряли направление, и к Глубокому подошли только ночью. Они пытались с севера провести атаку, что бы выбить красных из Глубокой. Это было 21 января 1918г.. Дул сильный холодный ветер. Не желая морозить людей Чернецов отдал приказ наступать, а орудию-обстрелять станцию, что бы вызвать панику у противника. Но в ответ на орудие партизан загремело четырехорудийная батарея, в результате которой партизаны понесли большие потери. Красные пошли на них лавиной. Три раза партизаны пытались отбить атаки красных, но силы были не равны.
В последнюю атаку Чернецов был ранен в ногу и взят в плен. Его отряд был почти полностью уничтожен. Полковник Чернецов был зверски убит Подтелковым. Это был последний поход партизанского атамана. 21 января 1918г.-трагическая страница казачества.
Полковника Чернецова убил не иноземец, а донской казак Подтелков. Это событие положило начало гражданской войне на Дону. Со смертью Чернецова как будто ушла душа от всего дела обороны Дона. Все окончательно развалилось, закончилась Чернецовская эпопея на Дону. Большевики применили к казакам самую беспощадную практику террора, практику уничтожения казаков. Подтверждением этого явилось принятие циркулярного письма орг бюро ЦК РКП(б).По разным подсчетам репрессиям подверглись от 1 500 000 до 3 000 000 казаков.
В настоящее время возрождение казачества стало объективной реальностью этот процесс начался с середины 80-х годов 20в. С духовного и культурного возрождения Донского казачества: концерты, фестивали, казачьи театры... Большим толчком к этому стали фольклорные праздники в станице Вешенской «Шолоховская весна». Свой вклад в возрождение казачества внес и «Военно-исторический клуб им.Платова». Создано общественно-политическое движение в России под лозунгом «Возродим казачество-возродим Россию», создаются казачьи круги, фонды, студии, полки, кадетские корпуса. В 1990г. прошел съезд казаков, который завершил свою работу обращением к казакам «Казачество просыпайся!» И ещё одной приметой современной жизни является то, что появляются люди, не жалеющие своих денег и сил, для возрождения казачества. Например Мелихов недалеко от станицы Вешенской построил на свои деньги исторический музей казачества.
Мне хочется еще процитировать часть пламенной речи выступления Черницова, обращенной к офицерам, которых он призывал пополнить партизанский отряд: «Господа офицеры! Если так придется, что большевики меня повесят, то я буду знать, за что я умираю. Но, если придется так, что большевики будут вешать и убивать вас, благодаря вашей инертности, то вы не будете знать, за что вы умираете...».