Вебинар на тему: Защита от вербальной агрессии в оффлайн- и онлайн-пространстве состоялся 18.05.2021. в 18-30. Провел его Киселёв Сергей Тренер Школы безопасности, кандидат юридических наук Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
На семинаре шла речь о важности и необходимости культуры поведения в ИТ. Современную культуру масс-медиа называют культурой агрессии. Если физической агрессии мы уже научились более или менее противостоять, то с вербальной сложнее. Культура защиты чести и достоинства у нас еще не сложилась.
Вместе с экспертом по безопасности разберем:
Что делать, если вы столкнулись с вербальной агрессией в интернете?
Как себя вести, если вербальная агрессия демонстрируется в «живом» пространстве?
Правовые и психологические инструменты защиты
Принципы и правила амортизации агрессии
Проверьте себя, чтобы выяснить: не применяется ли по отношении к вам вербальная агрессия.
На сегодняшний день выделяются 10 типов такого поведения:
критика личных качеств (character attack)
критика способностей (competence attack)
критика фактов биографии (background attack)
критика внешности (physical appearance attack)
проклятия (curse)
поддразнивание (teasing)
насмешки (ridicule)
угрозы (threat)
ругательство, сквернословие (swearing)
невербальные знаки (nonverbal emblems) стоят отдельно. Как и средний палец, который стал элементом культуры. Но он не так уж и безобиден!
Педагогам предлагают статьи:
Аннотация
Как работать с «трудными» подростками? Трудная жизненная ситуация или «трудный ребенок»? Все мы делаем свой выбор стратегии поведения уже в момент ответа на этот вопрос. Статья будет полезна взрослым, взаимодействующим с ребятам подросткового возраста.
Сначала давайте поговорим о «трудных подростках». В регулярной работе с подростками я заметила, что слово «трудный» применительно к детям и подросткам неуместно и даже снижает качество работы специалиста с ними. Почему? Во-первых, подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные. К сожалению, иногда детям приходится пройти через такие испытания, с которыми не каждый взрослый человек может справиться. То, что в непростой ситуации подросток стал проявлять неудобные для педагога качества, может быть адекватной реакцией на ненормальную ситуацию. В этом контексте словом «трудный» точнее будет обозначить ситуацию, в которой оказался подросток. Во-вторых, когда специалист называет своего ученика «трудным подростком», он сужает спектр взаимодействия с ним, увеличивает дистанцию и существенно снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи. Что можно сделать с «трудным подростком»? Можно отругать, поставить плохую оценку, выгнать. Если этот же специалист видит, что подросток оказался в трудной ситуации, меняется контекст. Он может помочь, посочувствовать, обсудить варианты решения. Без ярлыков увидеть за подростком человека, которому в данный момент может быть непросто. По отзывам специалистов, одно только то, что они перестали называть подростков «трудными», в том числе для самих себя, дает качественный скачок в работе с подростками.
Читайте также: Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет Бывает, класс состоит в основном из послушных, внимательных учеников. Они слушают все, что им рассказывают, вовремя задают вопросы, кивают, все понимают. «Удобные» дети легче воспринимают сложную, не подходящую по возрасту, неинтересно поданную информацию. «Неудобные» подростки задают неудобные вопросы, например: «Зачем вы нам это рассказываете?», «Как нам это поможет в дальнейшем?» и другие. Учителю приходится тщательно продумывать занятия. И в конечном итоге повышать качество образования. Поэтому если вам приходится иметь дело с учениками, которые не «заглядывают в рот», а имеют свое мнение, которых не так-то просто заинтересовать учебной дисциплиной, у вас есть возможность повышения квалификации прямо на рабочем месте. Что может помочь педагогу в работе с подростками, не заинтересованными в учебе? Во-первых, человеческое отношение и сочувствие. Очень жаль, что подростки проводят много времени там, где их держат только формальные требования, но нет их собственного интереса. К сожалению, у многих ребят в этой ситуации нет выбора: им просто надо «отсидеть» в школе полдня, и так каждый день. Многие из них не могут сменить учебное заведение, преподавателя, окончить школу экстерном, пойти работать и т. д. Если они встречают педагога, который это понимает, ситуация уже немного улучшается. Во-вторых, обозначение минимальных требований к ученикам. Это базовые правила, они могут относиться как к поведению на уроках, так и к освоению учебной дисциплины. Правила могут касаться использования гаджетов, времени возможного опоздания, наличия домашних работ . Хорошо, чтобы правил было немного и они четко соблюдались. Правила задают структуру, внутри которой возможно договариваться с учениками о менее принципиальных вещах и проч. Также эти правила выполняют важную функцию – вы становитесь более предсказуемым, а значит, и более безопасным для учеников. Когда ученики понимают, что правила работают для всех одинаково, вне зависимости от обстоятельств, они перестают в этой точке сопротивляться, повышается ваш авторитет. Также часто подростки сами начинают поддерживать заданную рамку. Читайте также: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками Легализация требований к ученикам. Это продолжение темы про правила, но немного в другом аспекте. В каждой семье, в каждой школе и в каждом классе есть некоторые негласные правила. Это такие правила, которые все понимают, но их редко кто-то озвучивает. Когда дети становятся подростками, часто они начинают проверять все существующие правила. В этот период учителям сложнее всего с негласными, например яркой одеждой, отсутствием бумажного дневника, небольшим опозданием или чтением книги под партой. Потому что учителя это продолжают требовать «по умолчанию», хотя про это никогда не заявляли. Негласные правила лучше пересмотреть, и какие-то позиции отнести к базовым правилам, а какие-то, наоборот, разрешить. Например, иногда можно ходить по классу. Или, выступая у доски, можно использовать планшет . Сотрудничество с учениками. Если ученики действительно не заинтересованы в учебе, то в чем они заинтересованы? Можно придумать довольно много вариантов, как именно время урока может быть полезным для конкретного ребенка. Это можно обсуждать вместе с учениками. Даже если вы не сразу получите ответ, то хотя бы ребята будут думать об этом. Что может дать обычный школьный урок? Кто-то может тренировать мастерство устного выступления, эффективную работу в малых группах, написание текстов, готовиться к поступлению в колледж и т. д. Один из вопросов, который можно задать ученикам (устно или письменно, лично, в классе или в мини-группах): «Подумай, как можно сделать это время максимально полезным для тебя?» Для учеников это будет также посланием, что вы цените то время, которое они проводят в одном с вами кабинете. Адаптация материала для аудитории. Зачастую материал в учебниках сформулирован так, что даже «хорошие» ученики понимают его не с первого раза. И личное присутствие педагога – это одна из самых ценных вещей, которая сейчас отличает очное образование от дистанционного. Поддержка учеников за их успехи. Стоит оценивать ученика по его заслугам. Не так важно, что другие знают больше, если сегодня «засидевшийся двоечник» постарался выступить у доски. Поддержите его в первую очередь своим отношением и только во вторую – оценкой. Мы можете сказать, например: «Знаю, было сложно, но ты постарался, я это вижу, и я это уважаю». При этом не стоит преувеличивать успех. Не сравнивать с другими классами. Если у вас есть несколько классов, то какие-то ученики могут оказаться в ситуации «плохого класса». Подростки из таких классов могут терять мотивацию к учебе просто из-за того, что им говорят педагоги, что они неспособные или хуже, чем другие классы. Даже если класс в параллели самый слабый, ученики это и так понимают.
Читайте также: Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность Внимание к «тихоням». В тени шумных подростков очень часто оказываются тихие неприметные ребята, которым также нужны помощь и внимание. Иногда учебные трудности таких ребят могут быть связаны с неловкостью или стеснительностью, им может быть сложно выступать перед всем классом. В этой ситуации можно их поддержать или предложить альтернативный вариант (например, письменную работу). В работе с подростками, которые не заинтересованы в учебе, много нестандартных творческих решений, интересных открытий, иногда бессилия и точно много возможностей для профессионального развития. Педагогу важно быть достаточно авторитетным и стабильным, чтобы продолжать управлять классом, а с другой стороны – внимательным и сочувствующим, чтобы сохранять позитивные отношения с учениками.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-rabotat-s-trudnymi-podrostkami-v-shkole/
Обзор материалов вебинара подготовила учитель ГОУ ЛНР «АСШ №3» Иоцук М. В.