·
Хочешь быть лидером - читай!
Открывай новые миры - читай!
·
Человек успешный -
человек читающий!
Цели массовой работы – повышение культуры чтения, привитие любви к чтению, книге
для того, чтобы через литературу читатели воспринимали «разумное, доброе, вечное»;
чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума,
они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.
В нашей библиотеке проводятся следующие мероприятия:
- Книжные выставки - "Азбука прав человека", Спасибо Вам, УЧИТЕЛЯ!", "Ребятам о зверятах", "Это лаковое слово мама","Новогодняя кутерьма", "Шумна рождественская ночь", "Раз в крещенский вечерок...", "Что за прелесть эти сказки!", "Разные дороги в бездну", "Сто дорог - одна твоя", "Масленица пришла!", "Держава Армией крепка", "Великая реформа", выставки к юбилейным датам.
- Читательские конференции: по повести А. Алексина "Безумная Евдокия", по повести Н. Гоголя "Тарас Бульба", по творчеству С.Есенина.
- Громкие чтения: чтение вслух — наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с
младшими школьниками.
- Конкурсы чтецов: "Учителю дарованное слово ", к юбилейным датам поэтов
- Викторины: "Любимые герои", "Самый умный", "По сказочной стране Андерсена".
- Литературно-музыкальные композиции: "Вечер русской народной песни"."Собираю на нить я как жемчуг слова о любви...", "Целую руки мат
- В библиотеке – тишина,
Лишь время письмена листает.
Библиотечная страна
Тебя в объятья заключает.
-
- Библиотечный урок «Как работать с книгой»
- "Учитель русского языка, библиотекарь:
- Свобода письменного выражения мысли – одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится писать легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Приобрести умение писать сочинения, конспекты невозможно без упорного труда, но для увлеченного делом человека этот труд станет радостью. Однако такая работа требует определенных навыков и умений.
- Изучая литературу, вы учитесь понимать и анализировать романы, повести, стихотворения.
- Свидетельством того, как правильно или неправильно, поверхностно или глубоко – вы понимаете прочитанное, являются ваши устные ответы или письменные сочинения. В них вы формируете свое понимание произведения и вызванные им чувства, передаете свои мысли и впечатления другим.
- Вам придется писать разного рода отчеты по работе, заметки и статьи, деловые и личные письма. И тут без опыта работы над сочинением не обойтись.
- Важным звеном в изучении литературы является работа с учебником – основным пособием, которым пользуются учащиеся. Но работа с ним не может и не должна заменять чтения самой художественной литературы. Учебное пособие призвано помочь разобраться в прочитанном, лучше понять его. Учебник всегда обобщает и надо уметь видеть за каждой его строкой страницы художественного произведения.
- Лучше понять идейный смысл и художественные особенности произведения, определить свое отношение к прочитанному поможет чтение критической литературы. Известный русский педагог У.П. Балталон писал: «Сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведений художественной литературы, невозможно без помощи литературной критики».
- Чтобы по-настоящему понять прочитанное, следует несколько раз перечитать основные положения книги.
- Весьма полезным является создание домашней библиотеки. Книги для этой цели тщательно подбираются с учетом того, сколь необходимы они в работе: здесь не должно быть случайных книг: их подбор во многом отражает ваши интересы, вкусы. При этом в любом книжном собрании должны быть справочные издания.
- Но как бы ни была богата ваша личная библиотека, она никогда не сможет полностью удовлетворить ваши потребности в самых разнообразных источниках. Такую возможность представляют библиотеки. Выбор в библиотеке нужной, полезной книги – дело не простое. Ее вам смогут рекомендовать преподаватель и библиотекарь, а также библиографические пособия. Список литературы по теме нередко приводится в конце книги (или главы), обзоры текущей литературы и рецензии на вышедшие книги публикуются в журнальных разделах критики и библиографии.
- Сегодня в библиотеках практикуется открытый доступ к книгам. Ознакомившись с книгой, находящейся в открытом доступе, непременно поставьте ее на место, чтобы не затруднить поиск книги другими читателями, не усложнять работу библиотекаря.
- В больших библиотеках только часть книг выставлена для открытого доступа, другая часть находится в хранилище, откуда книги выдаются по просьбе читателя. Подобрать нужное вам издание помогает каталог – ящички с библиотечными карточками, содержащими информацию о книгах: сведения об авторе, полное название, указание на место и год издания и т.д. Наиболее распространенными видами каталогов являются алфавитные (по порядку расположения фамилий авторов) и систематические (по содержанию; например, физико-математические науки, техника и т.д.).
- Из большого числа книг и статей, на интересующую вас тему надо прочитать те работы, которые наиболее содержательны и понятны вам. Вам, учащимся, в первую очередь адресованы книги с конкретным указанием на титульном листе: «Пособие для учащихся».
- Взяв книгу, внимательно ознакомьтесь с ее титульным листом. Вспомните, читали ли вы другие работы этого автора, что знаете о нем. Заглавие книги определяет ее содержание, аспект рассмотрения темы. Полистайте книгу, просмотрите отдельные параграфы, абзацы, страницы. Это поможет понять, трудно для вас изложены материалы или нет, интересно или не очень.
- В книге имеются указатели, они помогают найти те страницы, на которых говорится о заинтересовавшем вас лице, событии (указатели предметные, личных имен и т.д.).
- Оглавление – путеводитель по книге. Знакомство с ним дает представление о книге в целом и о ее разделах. Оглавление поможет найти тот раздел, в котором содержится нужная вам информация.
- Предисловие (введение) раскрывает замысел книги, поставленную автором задачу.
- Глубже понять текст помогают примечания – внутритекстовые (они помещены внизу страницы) и затекстовые (в конце книги).
- Предлагаем вам послушать некоторые «заповеди читателя», написанные в 20-е годы. Они не утратили своего значения и в наши дни:
- 1. Не читай все книги на один лад.
- 2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных и серьезных работ.
- 3. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги
- 4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было отчетливо понятн6о.
- 5. Не бросай книгу недочитанной без серьезных причин.
- 6. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке: делай конспект, заметки, выписки.
- 7. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
- 8. Руководствуйся каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
- При чтении вам могут встретиться незнакомые слова и понятия. Их значение следует определять по справочным пособиям: «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, «Толковому словарю русского языка» под редакцией Ушакова, «Словарю иностранных слов» и т.д.
- Большую помощь вам могут оказать такие справочные издания, как «Большая советская энциклопедия», «Советский энциклопедический словарь», «Краткая литературная энциклопедия», «Краткий словарь литературоведческих терминов».
- Всего, что необходимо вам для работы, что представляет определенный интерес, в памяти не удержишь, какой бы хорошей она не была. Рекомендуется выписывать из книги все, что представляется важным и интересным – иногда дословно, иногда своими словами. В конце каждой выписки надо указать соответствующую страницу книги. Выписки можно делать в тетради или на карточках. Вести записи лучше на правой половине страницы, оставляя левую для собственных пометок и примечаний. Записи облегчают запоминание, так как записанное лучше фиксируется в памяти. Записывание воспитывает навыки отчетливости. Записи могут носить различный характер: план, выписки, тезисы, цитаты, конспект, реферат, аннотация.
- Что же представляет собой каждый вид записи в отдельности?
- План – это перечень основных мыслей прочитанного текста. Он может быть кратким или развернутым. Он удобен как памятка при подготовке к выступлению.
- Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Они могут быть простыми и сложными. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания. Тезис представляет как бы ответ на этот вопрос, выражая саму мысль. Составление тезисов требует глубокого понимания материала, умение выделять главное.
- Цитаты – деловые выдержки из какого-либо сочинения, особенно удачно и четко излагающее определенную мысль. Цитатами пользуются для обоснования своих мыслей со ссылкой на авторитет. Цитаты обогащают язык, делают мысль острее.
- Аннотация – очень краткое изложение основных положений книги, статьи с критической оценкой содержания.
- Реферат – это сводный или тематический конспект, объединяющий по определенному плану материалы разных источников (книг, статей, на одну тему). Он может быть изложен в письменном виде или в форме доклада. Хорошие образцы различных рефератов можно найти в специальных реферативных журналах.
- Конспект – краткое последовательное изложение основного содержания книги. В него включают фактический материал, цитаты. Таким образом, конспект является универсальной формой записи, содержащей записи всех других видов. Особенно необходим конспект при проработке первоисточников. Слово «конспект» происходит от латинского «конспектус» - обзор. Хороший конспект – это действительно обзор прочитанного: подробностей нет, но основные мысли, общий план изложения проступает четко. По своему объему самый подробный конспект значительно меньше изученного текста. Но каким бы кратким он не был, конспект должен передать основные идеи и ход мыслей автора.
- Строгих правил конспектирования нет – каждый вырабатывает свои. Рекомендуем вам поступать следующим образом.
- Внимательно прочитайте работу, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты. Затем, вторично прочитав статью, изложите своими словами ее положения, доводы, процитируйте наиболее важные формулировки. Можно отразить в конспекте и свое отношение к прочитанному, дополнить положения конспектируемой работы ссылками на другие известные вам источники. Как и книга, конспект делится на главы, параграфы – так легче усвоить записанное, найти нужное место.
- Конспект обычно записывается в отдельную тетрадь. В самом начале указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год. При цитировании обязательна ссылка на страницы книги. Форма конспекта зависят от целевого назначения. При простом изложении содержания книги, статьи, текст конспекта может быть сплошным, с выделением особо важных положений подчеркиванием. Лучше всего писать конспект на одной стороне листа, оставляя широкие поля, где можно сделать пометки, схемы, выводы.
- Для лучшей ориентировки в записях материал располагается в наиболее удобной, легко обозримой форме: можно колонками, ступенями и т.д. Основные положения записываются более крупными буквами, независимо от формы записи. В конспект следует вводить самое главное, и более кратко. Это не легко, требует навыка и тренировки. Зато потом эти навыки с лихвой окупают себя с точки зрения экономии времени.
- Конспекты и другие записи следует хранить. При необходимости по ним нетрудно восстанавливать в памяти содержание прочитанной работы.
- Сделать работу с книгой более эффективной помогут также следующие рекомендации:
- - при чтении необходимо полностью сосредоточить свое внимание на читаемом. В культуре чтения, умственном труде научиться быть внимательным – одна из главных задач. Внимание при работе – при чтении в частности – обеспечивает не только хорошее понимание, но и хорошее запоминание прочитанного. Читать одновременно несколько книг или приниматься за следующую лишь по прочтении предыдущей – дело индивидуальное. Но вот обращаться с книгой бережно и аккуратно – требование обязательное. Особенно бережно следует относиться к библиотечной книге: неаккуратное обращение с ней сократит срок ее службы, лишит книги многих читателей. Рабочее место должно быть по возможности постоянным, а расположение на нем предметов – неизменным: это позволит лучше сосредоточиться, создает рабочее настроение. Под рукой должны быть письменные принадлежности: ручки, карандаши, бумага.
-
-
Поиск информации.
Библиотечный урок для учащихся 7 класса
Цель: формирование умений и навыков поиска информации
Задачи: закрепить на практике умение поиска информации в справочном фонде библиотеки.
Оборудование: справочная литература, карточки – задания.
Ход занятий
Библиотекарь: На прошлом уроке мы познакомились с понятием справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), как самостоятельно пользоваться справочной литературой для поиска информации.
Вспомните, пожалуйста, что относится к справочному фонду библиотеки?
(Отвечают учащиеся)
А теперь назовите, что является помощником в работе со справочной литературой?
(Отвечают учащиеся)
(алфавитный указатель, алфавитно-предметный указатель, алфавит)
Библиотекарь: Правильно, т.е. ключ. Правила работы с ключом доступны каждому любознательному человеку, знающему алфавит.
(Повторяем правила)
Правила работы с ключом
1. Сформулировать вопрос.
2. Определить тему вопроса.
3. Подобрать ключевое (главное) слово-запрос.
4. Найти соответствующие издания.
5. Найти ключ.
6. Искать ключевое слово по алфавиту.
7. Открыть рекомендованную страницу.
Библиотекарь: А сейчас приступим к выполнению практических заданий по карточкам.
Работать будем в группах по четыре человека (две парты).
(Раздаются карточки - задания, бумага, справочная литература).
Карточка - задание №1
1. Кто и когда открыл на озере Байкал остров Ольхон?
2. Древнегреческий ученый 287-212 г.г. до н.э., высчитал число «пи»
3. Грибоедов А.С. Когда и где родился?
4. Назовите древнерусское название Азовского моря.
Карточка - задание №2
1.Самый быстрый зверь –
2. Альберт Эйнштейн (1879-1955) -
3. Козьма Прутков – это
4. Назовите годы жизни российского императора Александра III
Карточка - задание №3
1. Зевс – это
2. Великий русский поэт. 1799-1837 г.г. –
3. Под какими псевдонимами печатались произведения Чехова А.П. в раннем творчестве?
4. Где находится Бенгальский залив?
Карточка - задание №4
1. Что такое папирус?
2. Народная героиня Франции. 1412 -1431 г.г. -
3. В какой семье родился Ершов П.П., и где прошло его раннее детство?
4. Назовите несколько произведений русского писателя Виктора Петровича Астафьева.
Карточка - задание №5
1. Что такое фонетика?
2. Испанский мореплаватель. 1451-1506 г.г.-
3. Кем был Жуковский Василий Андреевич?
4. Ашшурбанипал – кто это?
Использованная литература.
- Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова.- М.: Глобус, 2009.- 336 с.
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 320 с.
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Новое время. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 320 с.
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднеесредневековье. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 320 с.
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: ХVIII-ХIХ века. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 320 с.
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: ХIХ-ХХ века. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 320 с.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1. Аа - Ар. – М.: Большая Российская энциклопедия, Мир книги, 2006. – 256 с.
Карточка - задание №1
1. Кто и когда открыл на озере Байкал остров Ольхон? В июле 1643 г. Курбатом Ивановым с отрядом из 74 человек.
2. Древнегреческий ученый 287-212 г.г. до н.э., высчитал число «пи». Архимед
3. Грибоедов А.С. Когда и где родился? Александр Сергеевич родился 4 (15) января 1795 г. (по другим данным – 1794 г.), в Москве.
4. Назовите древнерусское название Азовского моря. Сурожское море
Карточка - задание №2
1.Самый быстрый зверь – гепард – самое красивое и ловкое животное, способен, преследуя добычу, некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч
2. Альберт Эйнштейн (1879-1955) - физик – теоретик (теория относительности)
3. Козьма Прутков – это пародийная личность (маска) литератора – чиновника, созданная Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Алексеем Михайловичем и Владимиром Михайловичем Жемчужниковыми при участии Александра Михайловича Жемчужникова.
4. Назовите годы жизни российского императора Александра III 1845 - 1894
Карточка - задание №3
1. Зевс – это самый великий и могучий из богов. С ним неразлучны Мощь, Сила и Победа – Ника. Его называют тучегонителем, высокогремящим, метателем молний, громовержцем. Он обладатель волшебного щита – эгиды, в середине которого голова горгоны, наводящая ужас и леденящая сердце. (Мифология)
2. Великий русский поэт. 1799-1837 г.г. – А.С. Пушкин
3. Под какими псевдонимами печатались произведения Чехова А.П. в раннем творчестве? Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. свыше 50 чеховских псевдонимов
4. Где находится Бенгальский залив? В Индийском океане, между п-островом Индостан на западе и п-островом Индокитай и островами Андаманскими и Никобарскими на востоке
Карточка - задание №4
1. Что такое папирус? Это гигантская трава высотой до 5 метров с толстым стеблем до 1 см. диаметром. Папирус немного напоминает пальму. В начале III тысячелетия древние египтяне начали делать из папируса материал для письма – свитки шириной 20-30 см. и длинной 10-30 м.
2. Народная героиня Франции. 1412 -1431 г.г. – Жанна Д Арк, «Орлеанская дева»
3. В какой семье родился Ершов П.П., и где прошло его раннее детство? Родился в семье чиновника. Раннее детство провел в г. Березове, месте ссылки петровских вельмож Меншикова, Остермана, Долгоруких.
4. Назовите несколько произведений русского писателя Виктора Петровича Астафьева. «Кража», «Царь – рыба», «Затеси», «Веселый солдат», «Людочка», «Пастух и пастушка».
Карточка - задание №5
1. Что такое фонетика? Раздел лингвистики, в котором рассматривается звучащая речь. Предмет фонетики – звуки. (по – гречески фонэ значит звук)
2. Испанский мореплаватель. 1451-1506 г.г.- Христофор Колумб
3. Кем был Жуковский Василий Андреевич? Поэтом, переводчиком, критиком.
4. Ашшурбанипал – кто это? Царь Ассирии в 669 – ок. 633 до н.э. Вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: библиотека Ашшурбанипала найдена в 1849-54 на месте Ниневии (холм Куюнджик)