СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билеты по психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билеты по психологии. В форме шпаргалки. 

Просмотр содержимого документа
«Билеты по психологии»

1.предмет методы и структура психологии развития

ПР – отрасль псих знания изучающая развитие как процесс взаимосвязанных изменений организма психики и поведения на протяжении всей жизни человека. Как самостоятельная наука сформировалась в к 19 века. Сначала называлась детской П,предметом изучения было детство.

Предметом исследования ПР является исследование псих особенностей человека в онтогенезе. Объектом изучения–человек на разных этапах жизни

Основные методы возрастной психологии

организационными(сравнительный-сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Лонгитюдный-многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (физического, физиологического, психического, социального развития личности) и комплексный)

эмпирические(наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств).

обработки данных(количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы).

интерпретационные(генетический и структурный). Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Структурный устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Структура возрастной психологии. Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

  1. Психология детства: *п внутриутробного развития,* п раннего детства или младенчества, *п дошкольного в

  2. П школьного в : *п младшего школьника, *п подрасткого в\пубертатный период, *п юношества

  3. Взрослость: *юность, *молодость, *взрослость

  4. Акмеология(вершина развития):* п старости, *п старения и все что с ней связано(герондо)

  5. синимность – от 100 лет









2. основные категории психологии развития: развитие возраст новообразования личности втд соц ситуация развития

Ключевым понятием явл развитие. Развитие – последовательные прогрессирующие, в целом не обратимые, количественные и качественные изменения психики.

Этот процесс, вкл:
1. Физическое\биологическое созревание: анатомы физиологи

2. психическое(развитие всех псих функций и свойств)

3. личностное\социальное(р личности в опред соц условиях)

Возраст – цикл развития имеющий свою структуру и динамику:

1-хронологический-отрезок времени с момента рождения до данного момента

2- Умственный\интеллектуальный возраст – уровень психического развития человека на данный период времени

Втд – дтн которая в наибольшей степени обуславливает процесс развития личности на данном этапе и который вбирает в себя все остальные виды дтн

- внутри ее возникают другие виды дтн

- перестраиваются частные психические процессы

- дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с соц средой

ССР –конкретные соц условия от которых зависит развитие личности и который определяет уровень ее псих развития на данном этапе

Новообразования – такие качества и свойства личности которые возникают на данном этапе ее развития

























3. условия, источники и движущие силы психического развития ребенка

Условия психического развития – органические особенности, ход их созревания в онтогенезе

Источником псих развития явл наследственность, к создает предпосылки для развития и становления отдел свойств, качеств и функций психики. Но условием развития явл и соц среда в которой это развитие и осуществляется

3 фактора влияющие на псих развитие:

  1. Наследственность (предпосылка для развития)

  2. Соц среда (конкрет истор условия)

  3. Хар-ер воспитания (система) и особенности дтн и общения

Движущие силы развитий – механизмы способствующие развитию потенциала чел в опред условиях жизни. Дср – противоречия между:

  1. Достигнутым ур псих развития и нов требованиями соц среды

  2. Ур псих развития и образом жизни(вся система отношений чел и общества в конкрет условиях) в к это развитие осущест

  3. Сформир умениями и навыками и нов обязанностями соц среды

  4. Старыми и новыми умениями при исполнении нов вида дтн

  5. Возрастающ способностями(физич духов) и старыми формами дтн

  6. Порождаемыми новой дтн потребностями и возможностями их удовлетворения

  7. Новыми требованиями дтн и несформ умениями

































4. Проблема наследственной и средовой обусловленности психического развития ребенка и основные направления ее решения

В к19века сформ и получил распространение биогенетич подход. Осн-принцип развития(все живое со временем меняется и приобрет нов формы).принцип появ на осн работ дарвина,гегеля. Основопологающ фактором считали влияние наследственности. Этот термин внес спенсер. Выдвинул след утверждение: «жизнь-непрерывное приспособление организма к внеш воздействиям при этом развитие сознания – биологическая адаптация, осущ-ся и развивающ-ся под влиянием 2ух механизмов – адаптация и приспособление». Псих-я по спенсеру изуч внеш и внутр явления. развитие психики-проявление органической наследств жизни

Социогенетический подход – множество теорий. осн явл труды локка и русо. «все дети рождаются с одинак способностями». Считали что только соц условия опред развитие ребенка и его способностей.

В нач 20 века появл теория конвергенции шпрангера. Наследственность и соц условия в равной мере влияют на развитие человека













































5.Критерии возрастной переодизации

Рассматривая процесс развития многие ученые пытались опрелить типологические особенности развития, чтобы было легче понять и выявить примеры нарушений развития.

Поиск критериев по кот пытались опред периодичность развития многообразен. Сложилось множество классификаций, описывающих периодичность развития человека.

Проблемы поиска критериев объясняется рядом причин:

  1. Развитие человека столь многообразно что трудно выявить какой либо один признак

  2. Труно опред четкие возрастные рамки согласно выделен критерию

  3. В связи развитием общ-ва в различ истор соц условиях происходит смешение хронолог рамок отдел периодов возрастного развития

17век – детство взрослость – развитие физическое главное (крепость мышц строение)

18-19век – детство взрослость - дети работают в шахтах

2ая пол 19в – детство школьный в отрочество взрослость – соц развитие (усил подготав к жизни в общ)дети учатся

20в – детс школ отроч молод зрелость – появл специализир университет

Сегодня – д ш ранняя юность м з старость дряхлость – осн(интеллект развитие) но физич также шагает быстр темпами

3 группы периодизация по выготскому:

  1. Периодизации созданные по биогенетическому принципу: онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез(периодизации штерна заззо)

  2. Периодизации где главным является внутренний критерий какая либо одна сторона развития (развитие костных тканей по блонскому и развитие детской сексуальности по фрейду)такие периодизации субъективны тк авторы произвольно выбирают одну из многих сторон развития

  3. Периодизация возр развития на основе нескольких существенных особенностей этого развития (выготкий эльконин)



















6.Роль дтн в психическом развитии ребенка

Втд – дтн которая в наибольшей степени обуславливает процесс развития личности на данном этапе и который вбирает в себя все остальные виды дтн

2 типа вд по эльконину:
1. Дтн ориентирующие ребенка на нормы отношений между людьми(непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, интимно-личностное общение подростка). Тип системы отношений – «ребенок-взрослый», «человек-человек». Развивается мотивационно-потребностная сфера

2. дтн благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны(предметно-манипулятивная дтн ребенка раннего возраста, учебная дтн младшего школьника, учебно-профессионал дтн старшеклассника). Тип системы отношений – «ребенок-общест предмет», «человек-вещь». Развивается интеллектуально-познавательная сфера

















































7.Общение и психическое развитие ребенка

Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологии прослеживается, как дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом

Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Если потребность в общении не удовлетворяется - дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка. Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на развитии позже, причем проявления этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеют свою специфику. Каждый возраст, принося ребенку новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.































8.Понятие кризиса возрастного развития. Механизм возникновения кризиса.

Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого.

Кризисные стадии развития – краткие но бурные стадии сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием соответствующего возраста.

Итак, типологическое (возрастное) развитие детей характеризуется рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.









































9.Закономерности психического развития

По выготскому:

1.Цикличность – периоды подъема развития сменяются периодами замедления

2.Метаморфозы в детском развитии – развитие(цепь качественных изменений превращений одной формы другую)психики ребенка отличается на каждой возрастной стадии

3.Сочетание процессов эволюции и инволюции развитии ребенка – процессы «обратного развития» вплетаются в ход эволюции. Если инволюционные процессы запаздывают наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст сохраняет старые детские черты

4.Неравномерность развития – разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей изменение отношений между ними















































































































10.Роль среды в психическом развитии ребенка. Теория развития высших психических функции выготский







































































































































































11.Периодизация развития личности в детском возрасте

Петровский рассматривает личность как процесс интеграции в различных соц группах

Становление личности человека зависит от взаимоотношений с членами референтной группы(группы людей чье мнение для данного человека значимо) на каждом этапе он включается в новую соц группу которая для него референтная

Периодизация:

  1. Эпоха детства(процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации):

Раннее детство 0-3года

Дошкольное детство 3-7лет

Младший школьный возраст 7-11длет

  1. Эпоха отрочества(доминирование индивидуализации над адаптацией):

Средний школьный возраст 11-15лет

  1. Эпоха юности(доминирование интеграции над индивидуализацией):

Старший школьный возраст 15-17лет

Детство- приспособление ребенка к соц среде. Отрочество – время проявления индивидуальности. Юность – период интеграции обществе (при норм развитии)

Главная особенность детского мышления – эгоцентризм (ребенок рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной)

Эриксон изучал процесс самоидентификация личности и определял что процесс образования идентичности позволяет личности принять себя во всем богатстве взаимоотношений с окр миром.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи перед ним ставит на разных возрастных этапах. Созревая человек проходит последовательный ряд

  1. Младенческий возраст – от 0 до 1г.Соц отношения – мать или лицо ее заменяющее.Кач-ва – форм-е доверия\недоверия.Результат – энергичность\жизн радость

  2. Ранний возраст – от 1 до 3.Со – родители и др близкие родственники. К – самостоятельность\либо стыдливость сомнения.Р – независимость

  3. Дошкольный возраст – от 3 до 6.Со – родители братья сестры. К – целеустремленность, инициатива\пассивность или чувство вины.Р – целеустремленность

  4. Предпубертатный период – от 7 до 12.со – школа знакомые соседи приятели. к – компетентность(чувство собств возможностей)либо чувство неполноценности.р – овладение знаниями и умениями

  5. Юность – от 13 до 16 – период активн форм личности.Со – группы сверстников.К – идентичность(самовосприятие)\либо неприятие к себе.Р – самоопределение, появление чувство верности преданности

Всем возрастным стадиям присущи кризисные моменты выбора между прогрессом и регрессом. Когда закреплено одно из полярных качеств личности, противоположный полюс продолжает существовать и может проявиться значительно позже когда взрослый человек столкнется с серьезной неудачей



Колберг (Канада США Китай )в качестве критерия возр развития выбрал отношение чел к морали. Установл – нет четких хронолог рамок. Продолжил эксперименты пиаже предлагал детям оценивать поступки героев и обосновывать свои суждения. Выяснил что на разных возрастных этапах дети по разному решают нравственные проблемы, сделал следующие выводы:

*Ребенок исходит из практических соображений не обращаясь к моральным принципам

*Для подростка важна ценность жизни

*Позиция взрослого многогранна

Рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс выделяя при этом 6 стадий которые объединяются в 3 ур-ня:

  1. Доморальный уровень:

*ребенок ориентируется на наказание и ведет себя так чтобы его избежать

*ребенок ориентируется на поощрение

Нормы морали форм из вне. Осн составляет мнение взрослых. Дети дошкольного возраста

  1. Конвенциальная мораль:

*ребенок ориентируется на мнение сверстников(делаю как все)

*опирается на мнение значимых или влиятельных сверстников

3. автономная мораль:

*опри на собствнное представление о нормах морали

*опир на собств представление с уч принятых норм в обществе (я не мог сделать по другому)

*чел ориентир на придуманные нормы поведения

Фрейд рассматривает псих развитие ребенка и человека в целом, в качестве основополагающего признака\критерия взял отношение чел к эрогенным зонам. Человек – биологическое существо обладающее инстинктами жизни и инстинктами смерти, энергией жизненных поступков – энергией либидо (от лат «хотеть, желать») которая находит разрядку секс удовлетворении

Развитие обусловлено внутр борьбой направл на удовлетворение инстинктивн влечений и соблюдение опр соц норм с другой стороны

5 периодов развития:

1.оральный –до 1-1,5года(осн потребность – сосательный инстинкт затем это становиться рефлексом)Потребность в еде – удовлет\Неудовлет жизнью(комплекс голод ребенка).

2.анальный (осн потреьность - чистоплотность)Продолжается до 3,лет.Форм чувство меры аккуратности тактичности.Комплекс стыдливости застенчивости

3.генитальный(интерес ребенка к своему полу)Форм восприятние себя принадлежность опред полу.До 7 лет

4.латентный\скрытный(скрытное отношение к себе, потребность в уходе, жажада познаний интерес к окруж миру)Форм – открытость общитеьность либо замкнутость комплекс неполноценности неуверенностьв себе.До16-17 лет

5.фалический – 16-19лет.Яркая потребность в сексуальном наслаждении быть с любимым объектом.Форм – инициативность жизн активность формирование в личнсоть либо как ущербность

12.Стадия младенчества: комплекс оживления, кризис 1 года

Младенчество от 1-2 мес до 1 года. Втд – эмоциональное общение. В 2-2,5 мес появляется комплекс оживления на взр: улыбка, двиг реакция. 6 мес – узнавание мамы. Взр развивают руку ребенка – дают игрушки, в 1 г – потребность в вербальном общении. Сср – ситуация неразрывного развития ребенка и взрослого, соц ситуация комфорта.новообраз-потребность в общении с взрослыми

Пояление комплекса оживления – появление первой соц потребности общении (1 месяц жизни)при виде близкого человека ребенок останавливает взгляд на его лице вскидывает руки быстро двигает ногами издает громкие звуки начинает улыбаться

годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативная и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении с взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Кризис одного года.

Начинается в 9 мес. Ребенок становиться на ножки начинает ходить(происходит расширение пространства ребенок отдел от взр)ходьба – 1ое осн новообразование(не мама ведет ребенка а он маму)

2ое новообраз – первое слово. Оно носит хар-ер указат жестов.речь специфичная «язык нянь»-обрывки слов понятные тольок близким

3е – манипулятивные действия с предметом. Ориентир на физич свой-ва.сопровождает негатив реакицией: ребенка кормят одеваю против его воли. Это гипобулическая реакция(выготский кречмер)

Итог-осн задача воспитания ребенка на этой стадии-максимально расширять и развивать ориент-ию ребенка в окр среде

























13.Общая характеристика раннего детства. Кризис 3 лет. Раннее детство или ранний возраст – 1-3 года

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и происходит психологическое отделение от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

ССР – в раннем возрасте ребенок активно познает мир осваивая действия с предметами, пытается установить равные отношения со взрослыми

Втд – предметно-манипулятивная(возникновение первых примитивных игр с сюжетом: ребенок открывает\закрывает дверь, пересыпает песок) Операционно-техническая фаза – овладевает действиями с ложкой карандашом ведром нос платком

Новообразование – сознание «я сам»(возникает эмоционально завышенная самооценка)

*возник схематич детск мировоззрение

*появление 1ых эстетич и этич норм

*появл соподчинения мотивов

*появл личн сознания и осознания своих возможностей

*произвол поведение

Противоречия между появившейся личностью у ребенка и непринятие ее взрослыми чаще сего оборачивается кризисными проявлениями(могут продолжаться от полугода до полутора лет)Признаки кризиса 3 лет:

Негативизм (ребенок отрицает требованиям взрослых)-отриц даже собств действие. Ключ фраза – я не буду, стремление настоять на своем,

Строптивость(протест против установленных дома правил). Протест-бунт(частые ссоры между ребенком и родителями)

Своесловие(стремление отделиться от взрослых как физически так и реальных мыслях ).Кризис выделения своего Я

Упрямство (ребенок настаивает на своих требованиях)

Обесценивание взрослых(использование слов без понимания их значений)

Деспотизм(стремление ребенка подчинить себе всю семью всех взрослых)

Чтобы смягчить кризис необходимо признать ребенка личностью. Ребенок же находит выход через сюжетно-ролевую









14.Общая хар-ка дошкольного возраста

Дошкольный возраст 3-7 лет. Это:

  1. Период познавания мира человеческих отношений

  2. Период творчества (наиболее бурно развиваются творческие способности художеств музык спорт)

  3. Период наиболее благоприятный для развития определенных качест умений (сенситивный период по выготскому)

  4. Ребенок внешне самостоятелен имеется определенная внутренняя позиция

Соц ситуация – стремление ребенка отделиться от мира взр(Пытается установить партнерские отношения отстаивая свои вкусы и интересы. Начинает проявляться феномен я-сам. Ребенок старается проявить независимость в поступках и действиях)

Втд – игра:*развивает мотивациооно-потребностную сферу ребенка*формирует творческое воображение*помогает становлению произвольной памяти

Новообразования:

  1. Возникновение схематичного детского мировоззрения

  2. Ребенок осваивает этические и эстетические формы

  3. Появление соподчинения мотивов

  4. Возникновение произвольного поведения стремление управлять собой

  5. Возникновение личностного сознания и осознания своих способностей и возможностей

Стремление проявить свои возможности сталкивается с устоявш нормами взрослых и вступает в противоречие. Родители часто не готовы принять самовыражение ребенка, а он наоборот заявляет о собств желаниях и хочет чтобы с ними считались. Наступает кризис 3 лет































15.Игра как втд дошкольника

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Происход воссоздан объекта в другом не натур материале (листик – деньги. Песок - пирожки) игра – дтн в которой реб сначала эмоц а затем интел осваивает систему чел отношений путем их воспроизвед и моделирования

Структура игры:

*роль – единица центр игры – профессии

*игр действия – несут изобраз характер

*перенос значений – воображ ситуация «все может быть всем»

*товарищ – если его нет то действие не имеет смысла (смысл в отношениях)

Виды игры: 1. Сюжетная(ребенок-режиссер) 2. Образно-ролевая(ребенок воображает себя кем угодно и как угодно). Два этих фактора являются составляющим сюжетно-ролеой игры.

Характеристика сюжетно-ролеой игры:

  1. Наличие определенных правил

  2. Содержание(что воспроизводится в игре: мытье посуды нарезание хлеба и тд)

  3. Игровые условия(участвующие в игре дети куклы и тд)

  4. Сюжет(сфера дтн отражающаяся в игре: «дочки-матери»)































16.Развитие эмоционально-манипулятивной сферы личности дошкольника

Эмоционально развитие:

  1. Появление соподчинения мотивов(способность сдерживать желания под влиянием соц среды)

  2. Складывается индивидуальная мотивационная система ребенка (должные мотивы)

  3. Появление самосознания самооценки (в 5-6 лет чаще всего завышенная самооценка в 7 лет – у большинства самооценка становиться более адекватной)

  4. Образность представлений ребенка приобретает эмоциональный характер вся его дтн становиться эмоционально насыщенной

  5. Осознание переживаний

  6. Усвоение этических норм

  7. Появление мотивов достижения успеха соперничества (связано с формированием самосознания самолюбия)















































17.Психологические основы готовности ребенка к школьному обучению. Кризис 7 лет

6тилетние дети–дошкольники не могут полноценно развиваться в условиях жесткой системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную дтн требует особого «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др

Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально исходя из его психологической готовности к школе: достаточно высокого уровня развития мотивационной интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других

Были выделены осн аспекты готовности реб к школе:

1.Физ раз-ие(здоровый норм телосложение прочность иммунитета система закаливаний развитая моторика водные процедуры-обливания)

2.Интел раз-ие(логичность рассуждений-сост рассказ 5 предлож с помощью картинок, правил поставленная речь – не должно быть никаких логопед нарушений шепелявость картавость, умение сравнивать объекты, овладение яз грамотность – читать считать)

3.Соц аспект(умение строить отношения со сверстниками-руководить и подчиняться, умение подчин требованию взр и выполн нормы соц общения,соблюдение норм самообслужив-собрать вещи)

4.Эмоц-волевой аспект(форм-е мотивации к учению-не платить за учебу, эмоциональность должна регулироваться вшен ориентирами-указания взр учителя ,Желание быть щкольником ,способности сдерживать желания под влиянием соц среды)

Кризис 7 лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции - позиции школьника и требованием от ребенка высок интел ур-ня развития. В этом возрасте самосознание ребенка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей.

Симптомы:*потеря непосредственности – переживание последствий*манерничанье – ребенок строит из себя что то*симптом горькой конфеты – не показывает что ему плохо*труд-стти восп-ия – р замыкается становиться неуправл

В осн всех симптомов – переживания

Характеристика кризиса 7 лет:*период рождения социального Я*кривляние манерность натянутость поведения*формирование комплекса неполноценности оскорбленного самолюбия*переоценка ценностей

Теперь между желанием что то сделать и самой дтн возникает – что принесет р осущ-ие того или иного действия

Кризис требует перехода к нов соц ситуации – стремление пойти в школу(вступление в нов соц отношения).и здесь важно уследить готов р или нет







18.Общая хар-ка детей младшего школьного возраста

Выделился недавно, не был у детей к не посещали школу. Связан с введением обязательного полного и неполного сред образования. Младш шк возраст традиционно рассматривается как период с 6-7 лет и завершается к 10-11 годам. Связано с поступлением ребенка в шк появл нов соц ситуаций развития начало полового созревания

Соц ситуац развития – поступление ребенка в школу, отношение в системе «ребенок-учитель», дифференциация игры и труда(теперь ребенок приобрел новый соц статус «школьник» и теперь ценно все что связано с учебной дтн, особенно оценки)

Втд – учебная

Психологические новообразования школьника:*рефлексивное мышление*обращенность к коллективу сверстников*произвольные формы поведения*чувство компетентности*познавательное отношение к действительности*относительно устойчивые формы поведенческой дтн

Основные новообразования личности:*изменение самосознания*переоценка ценностей*возникновение внутр жизни*возникновение новых соц мотивов*формирование нового ур-ня в сфере потребностей*рождение соц Я









































19.Особенности соц ситуации развития младшего школьника

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений с взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть: *освоение нового школьного пространства; *выработка нового режима дня; *вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); *принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение; *установление взаимоотношений с учителем; *построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

1тип трудностей - особенностями нового школьного режима (вовремя просыпаться, не пропускать занятия, сидеть спокойно на уроках, выполнять домашние задания). Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни ребенка, контролировали их выполнение.

2 тип - взаимоотношений с учителем, с одноклассниками, с членами семьи. Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся, учитывать их индивидуальные особенности для выбора того или иного способа воздействия. В первые месяцы пребывания в школе учитель должен привить ученику чувство того, что класс - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников. У первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений - каждый из учащихся пока еще "сам по себе", контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

К середине учебного гаснет первоначальная тяга к учению, наступают апатия и безразличие. Способом предупреждения "насыщения" учением является постановка учителем достаточно сложных учебно-познавательных задач, постановка системы заданий, требующих активного выяснения путей и средств их решения.

Период адаптации к школе (принятия учебной ситуации) при благоприятных условиях длится около 2 мес. (всю первую четверть), иногда весь первый год обучения. Родители должны помочь ребенку освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.















20.Учение как ведущий тип дтн в младшем школьном возрасте

Структура учебной дтн по эльконину:

  1. Мотивация(учебно-познавательные мотивы)

  2. Учебная задача(система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает общие способы действий)

  3. Учебные операции(входят в состав способа действий)

  4. Контроль(сначала учителем потом - самостоятельный)

  5. Оценка (не только учителем но и самооценка)

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на предварительную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений с взрослыми образцами и оценками, следованием правилам общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.









































21.Основные психологически новообразования детей младшего школьного возраста

Основные новообразования личности:

  1. Изменение самосознания

  2. Переоценка ценностей

  3. Возникновение внутренней жизни

  4. Возникновение новых соц мотивов

  5. Формирование нового уровня в сфере потребностей

  6. Рождение социального я























































22.Развитие интеллекта и способностей в младшем школьном возрасте. Формирование аффективно потребностной сферы младшего школьника

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.



























23.Психологические новообразование младшего школьника

Психологические новообразования школьника:

  1. Рефлексивное мышление

  2. Обращенность к коллективу сверстников

  3. Произвольные формы поведения

  4. Чувство компетентности

  5. Познавательное отношение к действительности

  6. Относительно устойчивые формы поведенческой деятельности























































24.Общая хар-ка подросткового возраста

Подростковый период (11-15л)– один из самых сложных периодов в жизни человека, период полового созревания, для которого характерны наибольшие перестройки организма, происходящие на протяжении всей жизни, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Соц сит раз – 1. Активное стремление приобщиться к миру взрослых2. Неопределенность признания взрослости подростка3. Перестройка отношений к миру и к себе

Втд – 1. Общественно-полезная дтн 2. Общение со сверстниками

Личностные новообразования:*система личностных ценностей*формирование я-концепции*личностная нестабильность*формирование нравственных убеждений и мировоззрения*активное стремление к личностному самосовершенствованию

Психологические новообразования:*иерархия мотивов*пубертатный период*чувство взрослости*социальное сознание*развитие рефлексии и самосознания*самоопределение как понимание себя своего места в обществе









































25.Своеобразие соц ситуации развития подростка

1.Активное стремление приобщиться к миру взрослых

2.Неопределенность признания взрослости подростка

3.Перестройка отношений к миру и себе

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая соц ситуация развития: подросток-ровестник. Идеальная форма, те то что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся соц взаимоотношения. Эльконин выделил и описал своеобразный морально-этический кодекс, присущий этому возрасту. Он включает в себя уважение к личности равенство в отношениях помощь во всем верность в дружбе. Все эти нормы соответствуют чувству взрослости возникающему у подростов.

Особенности соц ситуаций в различного рода отношениях:

1.Со сверстниками: огр желание быть рядом желание получить помощь защиту но не умение строить отношения

2.С родителями: иметь защиту в семье желание быть независимым самостоятельным

3.С учителями: необходимость получить знания критическое отношение к дтн учителей недоверие к учителям





































26.Псих проблемы отрочества как пубертатно периода развития. Кризис подросткового возраста и его хар-ка

Кризис подростк возраста прежде всего обусловлен стать взрослым по настоящему но понимание взр жизни лишь иллюзорно. Круг общения реб не должен выходить из под контроля взр – трудный переломный возраст

Признаки подросткового кризиса

  1. Эмоциональная и личностная нестабильность

  2. Нравственная неустойчивость

  3. Половая идентификация

  4. Неустойчивая самооценка

  5. Противоречивость характера

  6. Обостренная потребность в общественном признании

Хочется «взрослых» заданий но соц среда препятствует. Интеллектуальный уровень резко возрос но среда не предъявляет должных требований

Этот кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание. Следовательно повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.

Одно из важнейших новообразований - ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает сильное желание - быть или хотя бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты с взрослыми. Главный круг общения в данный период - это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы.





























27.Чувство взрослости и взаимоотношения подростка со взрослым

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти
равные права, принимая решение; решения часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Помимо контроля, в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Что касается отношений с учителем то тут подросток считает место которое он занимает внутри коллектива важнее оценки учителя . в этот период учебная дтн смещается на задниц план. Теперь главная деятельность - общение







28.Особенности самооценки подростка как ведущие тенденции его развития

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования:

1.Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2.В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3.В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4.Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5.Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6.Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7.Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.

8.Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

29.Учебная дтн подростка

Так как учебная дтн отходит на второй план сменяясь общением, то не трудно догадаться что в учебной дтн будут проявляться отрицательное наплевательское отношение подростка.

Выраженность дефектов может быть различной. В 5 кл это может привести к неспособности самостоятельно усваивать новый материал. Проявляется негативное отношение к учителям и формируются новые критерии оценки дтн и личности взрослого:1.качество преподавания2.отношение учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на 2 группу а старшие ценят учителей знающих и строгих, справедливых и доброжелательных, понятно объясняющих материал. Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и по оценкам. С возрастом их все больше привлекает содержание. Появляется деление предметов на интересные\неинтересные, нужные\ненужные. В подростковом возрасте расширяется понятие учение. Вноситься элемент самостоятельного интеллектуального труда направленного на удовлетворение индивидуальных интел потребностной. Приобретение знаний для части подростков становится необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения связанные с формир жизн перспективы и проф намерений идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.













































30.Роль общения и коллектива сверстников в развитии личности подростка

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.

круг общения подростков не ограничивается близкими друзьями, он становится гораздо шире. У детей в это время появляется много знакомых и, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.

критерии развитиягруппы(1) единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность, (2) организационное единство, (3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности, (4) психологическое единство. Пример - класс в новой школе. Наиболее развитые группы — корпорация и коллектив. Они отвечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности. Для корпорации характерны групповой эгоизм и, противопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепляющая за собой территорию и воюющая с соседними группами. В коллективе преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодаря чему эффективнее решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. позволяет создать в группе благоприятную психологическую атмосферу. Подросток может входить одновременно в несколько групп.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на ' эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки
он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.











31.Система личностных ценностей подростка. Формирование я– концепции подростка

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. главная особенность подростка — личностная нестабильность. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию». ребенок объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Чувство взрослости — особая форма самосознания. проявляется оно в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий но и помощь. появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».Образы «Я», разнообразны — они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я»-представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания

32.Формирование нравственных убеждений и мировоззрения подростка

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт и способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. Статус взрослого человека дает определенные права (например, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс. Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку.

Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.











33.Развитие потребностей в самосовершенствовании подростков. Особенности самовоспитания подростков

Возникновение потребности в самовоспитании - одна из самых ярких возрастных особенностей подростков. Уровень развития мышления, воли в этот период, формирования личности позволяет открыть подростку «волшебную» силу воли в этой ответственной и значительной для него деятельности.

Во всех этих случаях естественная и положительная потребность в самосовершенствовании характера выливается в нежелательные для воспитания виды активности подростков. Но педагогически управляемое самовоспитание, начинающееся с мечты, с интереса, превращается постепенно в важнейший факт развития личности. Самовоспитание может быть разным по содержанию (умственное, физическое, волевое, нравственное) в зависимости от установки личности, создаваемом в процессе воспитания. самовоспитание является волевым процессом.

Подавляющее большинство учащихся рассматривают волевые качества как основу для активной и плодотворной жизни, ориентируются на выработку их у себя. К этому подростка подводят и его социальное положение, и предъявляемые к нему требования. Успех протекания самовоспитания в значительной мере определяется не только отношением к нему ученика, но и отношением к нему воспитателей, взрослых людей. Практика показывает, что пока существует неправомерная недооценка самовоспитания, остается низкой и эффективность воспитания. Перенос в систему личных ценностей того, что узнает ребенок (нормы морали и этики, оценка поступков, знаний и т.д.), происходит при таком обязательном условии, как поддержка взрослых авторитетных людей, подкрепление ценностей ориентации подростка со стороны учителей, родителей, старших братьев и сестер и т.д. Следовательно, рассмотрение вопроса о побуждении подростка к самовоспитанию должно идти по двум аспектам взаимосвязи с целостным процессом воспитания: готовность подростков к самовоспитанию и готовность воспитателей к педагогически правильному руководству самовоспитанием ребенка.





























34.Характеристика подростков - группы риска. Причины появления асоциальных форм поведения

Подростков, попадающих в "группы риска", можно разделить на следующие категории: неуспевающие учащиеся; бросившие школу; с отклоняющимися (от правовых и нравственных норм) поведением; подростки из бедных семей или традиционно осуждаемых групп населения - сбежавшие из дома, гомосексуалисты и одинокие матери-подростки.
Большинство бежит из дома или места проживания потому, что им не хватает внимания, ухода, ощущения безопасности и открытости во взаимоотношениях. Беглецы ищут лучшего и более безопасного места жительства; вместо этого их обычно подстерегает опасности, голод, одиночество и сексуальная эксплуатация.
Молодые гомосексуалисты. Они чувствуют себя принадлежащими к презираемой категории людей, считающейся отвратительной и непристойной. Это клеймо может привести к таким последствиям, как остракизм со стороны товарищей; изгнание из семьи; злоупотребление наркотиками и попытки самоубийства от чувства одиночества; вызывающее поведение, особенно в сексуальной сфере, включая проституцию; побег из дома; обострение чувства отчужденности, изоляции и смятения.

Одинокие матери-подростки. Матери-одиночки подросткового возраста рискуют оказаться изолированными, подвергнуться эксплуатации и жить в бедности. Трудности, связанные с воспитанием ребенка, сами по себе немалые, неизбежно усугубляются отсутствием партнера, профессии, образования, работы, денег и родительского опыта. Такой матери-одиночке необходима помощь семьи, чтобы она могла справиться с родительской ролью, получить образование, работу и стать активным членом общества. Иначе она с большим трудом найдет себе место в жизни и возможность обеспечить себя и своего ребенка. матери-одиночки в значительной степени подвержены депрессии, отчаянию и отчуждению. Главная задача общества - защищать подрастающее поколение от подстерегающих опасностей в ранимый, трудный период юности и оказывать ему всестороннюю помощь.































35.Общая хар-ка ранней юности от 15 до 18

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап — раннюю юность — считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Сср-1. Изменение отношений со взрослыми(становятся более спокойными меньше упреков)2. Определение своего места в обществе статус проф выбор

Втд-учебно-проф дтн и самоопределение– форм мировоззрение проф интересы

Ранняя юность – период завершения физического развития человека(более устойч нерв система, улучш дтн сердечно-сосуд системы, нарастают мышцы), определение жизн пути, опред проф обучения в старших классах или же дальнейший выбор проф обучения или труд дтн. Эмоц состояние систематизируется но появл более глубокие и серьезные вопросы

Центральные личностные новообразования:*завершение формирования определенного мировоззрения*стремление в автономии(обособление от родителей)*появление вопроса о смысле жизни*опора на профес качества(не на личностные) при оценке окружающих*появление опред жизн планов, выбор профессии*стремление проявить себя в рискованных операциях

Новообраз:*чувства ответст за свое будущее*проблема обучения и буд профессии*проблема в сфере сем отношений (выбор брач пртнера)

































36.Проблема мировоззренческого выбора старшеклассников в совр условиях

































































37.Профессиональное личностное самоопределение юношества.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени

Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект: развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:*осознание ценности общественно полезного труда;*общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;*осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;*общая ориентировка в мире профессионального труда;*выделение дальней профессиональной цели (мечты);*согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);*знание о выбираемых целях;
*знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

- детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);

- подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

- предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем - его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

- практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

Условия профессионального самоопределения

Объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).

Субъективные условия (возраст, уровень информированности, уровень притязаний).























38.Становление «я-концепции» в юношеском возрасте

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. раннюю юность - критический период формирования самосознания, а развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование - самоопределение.

В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности. существует взаимосвязь Я-концепции с личностным самоопределением.

на успешность личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития.









































39.Юношеская сексуальность. Любовь и дружба в юношеском возрасте

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник
прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте, может появиться первая настоящая влюбленность.

Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.















40.Учебная дтн старшеклассников

Интерес к учению связан с желанием повысить свой культур уровень, стать интересным

Учебная дтн старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. учебная дтн старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с не неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.

Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят па пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.

Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная — наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. старшем школьном возрасте он приводит к формированию познавательно профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных, вечера занимательной науки, викторинах, успех научно-популярной литературы и кинофильмов. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности. Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность









41.Юноши и девушки «группы риска»

Юноши группы риска:

  1. Мол люди с диффузорной идентичностью (кратковременный или длит не спосбосность человека выработать свои цели; не завершено псих-соц самоопределение; некий инфантелизм - детскость)



  1. Диффузия времени – нарушение чувства времени (загнанные люди загружены страхи желание смерти уход от реальности)



  1. Застой в работе – нарушение естествен работоспособности недостаток самоопредел (не могут сосредоточ на необход дтн, не могу решать соответ возрасту задачи возникает желание иллюзорного мира)



  1. Отрицательная идентичность – нежелание принимать соц роли соответ возрасту призрение к различн ценностям в жизни















































42. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Личность, семья и работа: контекст

Молодость 20-23 до 30-период активного соц профес и индивид развития взрослого человека .Это время создания семьи устройство семейной жизни определение своего места в обществе.Молодости свойственен оптимизм легко устанавляиваются дружеские отношения развиваются любовные отношения. Это самое лучшее время для самореализации

Сср – 1. Выбор спутника жизни2. Создание семьи 3. Овладение выбранной профессией

Втд-либо проф учеба-либо труд дтн-либо и то и др

Центральные возрастные новообразования:*семейные отношения*чувство проф компетентности

Главные стороны жизни:

*лбовь и семья: 1. Рождение детей 2. Выбор спутника жизни 3. Создание семьи

*профессиональная дтн(обретение чувства проф компетен-ти при удачном проф самоопределении)

*дружба(для нее характерно совместная дтн общие сходства близкий возраст соц положение культурный уровень ценности соц установки)









































43.Выбор брачного партнера: мотивы и критерии. Варианты совместной жизни.

Критерии и мотивы выбора брачного выбора
1. Родительский архетип: избранник похож на одного из родителей, либо на тот образец, который был внушен родителями как идеальный.
2. Навыки детского общения: нас почему-то очень привлекают люди, чем-то похожие на наших первых знакомых и друзей, оставивших о себе благоприятное впечатление.
3. Наши первые эротические впечатления, возникающие, как правило, в раннем подростковом возрасте.
4. Принцип взаимо-дополнения: мы выбираем в спутники жизни человека, качества которого дополняют те, что отсутствуют в нас самих.
5.Соседство (близость)-пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Соседство повышает вероятность встречи с партнером, который будет иметь сходство по другим личностным и социальным характеристикам.

Для брачного выбора характерны
две тенденции:*Гомогамия*Гетерогамия
Гомогамия
Тенденции выбирать партнера той же расы, религии, национальности, класса, образования, возраста называется гомогамией.
Преимущества гомогамии:С похожим на тебя человеком легче общаться по ряду причин(Общие ценности и установки как результат схожей социализации, а это уменьшает вероятность несогласия, непонимания.Люди, согласные с нами, нами же и поощряются, ибо усиливают чувство нашей правоты.Мы избегаем негативные реакции семей и друзей.)
Гетерогамия
В современном обществе сильно расширены возможности встретить различных по географическому, социальному происхождению людей. Возникает явление гетерогамии – практика выбора партнера с различным социальным происхождением.

Влияние личностных индикаторов на брачный выбор
Социологи выявили три базовых фактора, которые серьезно влияют на брачный выбор:
*Возраст
*Образование
*Социальное происхождение




























44.Этапы профессионального пути. Выбор профессии и профессиональная подготовка. Факторы, влияющие на выбор профессии (пол раса родительские установки личностные факторы практические соображения)

периодов в профессиональном развитии человека.

Первые 10 лет работы человека – период от примерно 20 до 30 лет. период начала развития основных проф способностей человека. важно сделать осознанный выбор своего профессионального пути. возможно только при наличии опыта разной профессиональной деятельности. Следовательно необходимо создать условия для познания как можно большего количества профессиональных ситуаций, и развития умений справляться с самыми различными трудностями.
 
Тридцатые годы жизни  человека – период примерно от 30 до 40 лет. Это время напряжения, организации, последовательности и постоянства в однажды выбранном направлении. Как никогда в жизни, в это время есть готовность бороться за достижения и результаты. Во второй половине тридцатых годов человек находится на вершине своей работоспособности. 

Сороковые годы жизни человека – период примерно с 40 до 50 лет. Очень часто этот период знаменует своего рода «поворотный» пункт в развитии человека. Поскольку достижения прошлых лет больше уже не кажутся значительными, возникает потребность что-то изменить, «обновить» в работе и даже в жизни. Это время формирования «новых» ценностей и обретения «нового» смысла в жизни.

Пятидесятые годы жизни – период примерно от 50 до 60 лет. Это время, когда человек оказывается либо «разочарованным тираном» либо «выдающимся лидером». 


Факторы, влияющие на выбор профессии

1) Мнение родителей. Позиция родителей и других старших членов семьи очень часто определяет будущую профессию ребёнка. Некоторые хотят, чтобы дети пошли по их стопам; другие осуществляют свои мечты через ребёнка, пытаясь навязать специальность.
2) Престиж и общество. Именно из-за этого фактора многие учатся на юристов, экономистов и т.д. Эти профессии престижны в обществе и "считаются" высокооплачиваемыми, но в действительности всё иначе.
3) Выбор одноклассника. В школьном возрасте мнение друзей особенно важно и влиятельно на человека. Некоторые выпускники выбирают ту или иную профессию только из за выбора своих друзей и одноклассников.
4) Ложная информация. Информация о профессиях, рынке труда очень часто является искаженной, но абитуриент воспринимает её за истину. Позже это отражается в несоответствии желаемого и действительного, а так же в неправильном выборе спецификации.
5) Школьные учителя. Большое влияние оказывают школьные учителя, которые ещё задолго до выпуска настраивают школьника на ту или иную профессию. Они могут говорить о гарантированном успехе, таланте и проф.расположенности, но доверять подобным фактам можно не всегда.

















45.Изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте зрелости. Профессиональное мастерство как фактор когнитивного развития и компенсации замедления психомоторных процессов. Психосоциальное развитие.

Зрелость от 30-60 до 70лет. Это самый длительный период жизни для большинства людей. Верхняя граница зрелости определяется в основном уходом на пенсию. В зрелости наибольшую роль играют отношения с детьми.

Зрелость и умственный возраст

Опережение умтсвенным возрастом хронологического в зрелости означает преждевременное старение

Отставание умственным возрастом хронологического может иметь различный характер:

*тип вечного юноши(не может и не хочет стареть)

*у творческих деятельных людей продолжает существовать чувство молодости возникают новые планы на будущее

Для одних зрелость лишь хронологическое понятие, для других – время достижения целей или снижения своей активности. Некоторые люди продолжают развивать и расширять свои жизненные перспективы.

Центральные новообразования:*продуктивность в работе*изменение я-концепции*коррективы жизненных планов

Одна из главных особенностей периода средней взрослости – крайний субьектевизм человека при оценке своего возраста. Помимо этого происходят изменения на психологическом биологическом и личностном уровне.

У людей среднего возраста зрелости наблюдается снижение характеристик психофизических функции, но при этом не снижается его работоспособность сохраняет трудовую и творческую активность

В период средней взрослости уровень интеллекта снижается. Интенсивность инволюции, интеллект функций зависит от 2ух факторов – образования и одаренности, которые противостоят старению затормаживая инволюц процесс

Главная особенность этого возраста определяется достижением человека состояния мудрости. Снижается быстрота и точность обработки инфы, но способность пользоваться ее остаются той же. Эффективность мышления выше чем у молодого человека, но сами когнитивные процессы протекают медленней

Это самый продуктивный период в творчестве человека, тем более если его дтн связана с гуманитар науками. Чем больше в течение жизни чел тренирует свою когнитивную сферу тем ярче и продуктивней она функционирует в период средней взрослости, позволяя добиваться высоких результатов в проф дтн.













46.Кризис позднего возраста зрелости и его причины. Эмоциональное сгорание. Психосоциальное развитие в поздней взрослости. Старость и ее проявления.

Поздняя зрелость или старость – после 60-70 лет. Это последний этап жизни когда появляются вопросы связанные со смертью. Помочь избежать страха смерти или смягчить его может вера в бессмертие души или загробную жизнь. Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди бояться смерти, чаще всего боясь только предшествующих ей физических страданий.

В этот Период чел жизни происходит:*ослабевание физ здоровья – немощность*тенденция ухода из сферы общ жизни – пенсия\потеря родственников*осмысление и оценка прожит жизни*усиление депрессив тенденций – обидчивость\ранимость*увелич времени реакции

Стадии: удаление от дел (60-70лет)-старость(более 70)-дряхлость

Признаки старости:

  1. Биологические\физиологические: нарушение сердеч-сосуд мозг дтн снижение слуха зрения повыш чувст-ти наруш опорно-двиг аппарата

  2. Личностный: потеря интереса снижение общения информированности ограничение видов дтн

  3. Психич: ухудшен внимания смена настроений жалобы на память наруш речи

Эмоциональное сгорание\выгорание – спецефич вид проф дтн, вынужденных во время работы тесно общаться с людьми. Термин появл в 1974г (фрейденберг)

Симптомы*чувство безразличия эмоц истощения изнемоения*развитие негатив отношения к коллегам и клиентам*негатив самовосприят

Факторы

– личностный\индивид (холерик сангвиник итп) в силу к возникает данное явление

- ролевой(соц роль человека – не замыкается на какоу либо функции – только работа только семья)

- организационный (сам процесс – контроль проверки)

Стадии(гринберг):

  1. Медовый месяц – чел доволен работой занятиями

  2. Недостаток топлива – появл усталость апатия снижение интереса

  3. Хрнич симптомы – чрезмер работа – причина заболеваний хронич раздражительности злобе. Постоянный недостаток времени

  4. Кризис – потеря работоспособ хрнич заболевания

  5. Пробивание стены – острая форма переживаний развитие смерт заболеваний карьера под угрозой

Для снижения эс – режим дн

-регулярный отдых

-питание

-длит отдых