ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ.
ГБОУ СОШ №10 (г. Жигулёвск)
У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям и нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки.
Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом объёма учебной информации. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут узнать, как использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а в последствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать современные информационные и коммуникационные технологии, является совмещение компьютерных технологий с традиционными.
Особенность обучения химии, как и по другим предметам, состоит в том, что учащиеся приходят в старшую школу с разным уровнем знаний, с разной теоретической и практической подготовкой. Сложность работы учителя при таком обучении в том, что необходимо учитывать разный уровень подготовки учащихся и создавать такие условия обучения, чтобы каждый чувствовал себя успешно. В основном все ученики в наше время умеют и активно пользуются интернетом, ведь предоставленной им разнообразной информации много по любым интересующих их темам. Но как только вопрос касается того, чтобы выделить главную мысль из текста, то с этим возникают проблемы. Поэтому основная роль учителя консультативно-координирующая, это помощь ученику из огромного объёма информации найти нужную информацию и преобразовывать в виде презентаций, проектов творческих и исследовательских.
В качестве приоритетного дидактического подхода в обучении я выбрала поисковый и исследовательский. На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету и обучение исследовательской деятельности. Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Работу можно организовать по плану:
1.Анализ содержания учебного материала, рассматриваемого в данной теме курса.
2. Постановка проблемы.
3. Формулирование целей и задач исследования.
4. Планирование эксперимента на основе теоретических и практических знаний и умений (работа с научными источниками, подбор оборудования, объектов исследования).
5. Анализ результатов исследования. Обсуждение.
6. Формулирование выводов.
7. Оформление результатов работы.
8. Выступление перед учащимися класса.
Для примера, как я использую информационные технологии на уроке химии, предоставлен урок по теме «Вода». Класс делится на пять групп, им даётся задание. По этим заданиям все группы выходят в интернет по заданным адресам и готовят отчет. Первая группа готовит слайдовую презентацию. Вторая группа по таблице заполняет схему влияния вредных веществ на организм человека. Третья группа выходит в интернет, знакомится с информацией и выстраивает слайды по схеме очистки воды. Четвёртая группа готовит текстовый документ по методам очистки воды. Пятая группа ищет информацию в интернете, и отвечают устно. В конце урока подводятся итоги.
На данном уроке, кроме использования информационных технологий, я использую различные методы подхода к изучению теоретической части материала. Это позволяет ученикам решить следующие задачи:
- приобретение общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли, осуществлять самоконтроль)
- приобретение специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету)
- приобретение интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.)
- умение выделять проблемы, формулировать гипотезы.
Но кроме теории, есть ещё и практическая часть. Практическая часть изучается с учениками, которые изучают химию профильно, углубленно. Для этого мы посещаем предприятия, где ученики знакомятся с оборудованием, проводят опыты, делают расчёты. В результате получается не просто урок, а исследовательский проект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева С.Ю., Солянкина Н.Л. Рекомендации к организации исследовательской работы учащихся. Красноярск: ККИПКР, 2000.
2. Ольгин О. опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.
3. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников. Школьные технологии, 2006, №4 с.108 -114.
4. Сушко Т.В. Формирование у учеников способности самостоятельно учиться: научно-методический журнал.- М.: Издательская группа «Основа».2011.-39с.