Урок 1 Богатство и выразительность русского языка.
Цель: 1.познакомить пятиклассников с учебником, его содержанием и структурой, способами представления теоретического материала и основными типами упражнений, а также дать общее представление о содержании курса русского языка в пятом классе;
2.дать учащимся представление о богатстве русского языка и речи, повторить сведения по лексике и стилистике русского языка
3. воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятие « Родина»
Тип урока: открытие новых
ХОД УРОКА.
Организационный этап.
Приветствие. Поздравление (слайд 1). В этом году у вас появятся новые предметы, но у вас всегда будет верный помощник. Кто он? (Учебник)
Знакомство с учебником. (слайд 2)
Главный помощник в учебе – учебник,
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит,
Ты сбереги его праздничный вид!
- Учебник «Русский язык», по которому вам предстоит учиться, создан авторским коллективом (слайд 3) По учебнику этих авторов учились ещё ваши бабушки и дедушки.
Таиса Алексеевна Ладыженская (5 апреля 1924 - 22 ноября 2017) - российский филолог, педагог, методист. Автор учебников по русскому языку, доктор педагогических наук. Лауреат государственной премии СССР (1984).
Михаи́л Трофи́мович Бара́нов (20 апреля 1924 — 9 июля 1999) — советский и российский педагог и методист, специалист в области методики преподавания русского языка. Доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку.
Лидия Александровна Тростенцова (18.11.1929–26.12.2016) – известный ученый московской методической школы, доктор наук, профессор.
- Чтобы уметь пользоваться учебником, надо внимательно его рассмотреть. На стр.3 даны условные обозначения, без которых правильно выполнить задания невозможно.( Посмотрите, с какими условными обозначениями вам необходимо познакомиться) На стр.212 - 236 есть приложения.
- Посмотрите, чем они интересны и важны.
- А где найти тот материал, который мы будем изучать в этом году? (Содержание.Стр.237-239)
- Познакомьтесь с памяткой, как надо обращаться с учебником. (слайд 4)Прочитайте.
Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей.
Обращайся с ним аккуратно.
Никогда не пиши в учебнике ручкой, записи делай в черновике.
Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.
- Со всеми пунктами согласны? Что добавите? (Обложка)
Мотивация учебной деятельности.
Подписать тетради.(слайд 5) Запись числа, вида работы.(слайд 6) Писать буквы правильно, красиво, аккуратно.
Как называется первый раздел курса русского языка в 5-ом классе? Как вы поняли название? Общие сведения о языке)
Прочитайте высказывание под названием раздела. Кто знает, как называется высказывание, передающее основную мысль темы, текста? (Эпиграф) Как надо записывать эпиграф? ( справа)
IV. «Открытие» нового знания.
Как вы думаете, стОит ли изучать русский язык на протяжении всех лет обучения в школе? Обоснуйте свой ответ.
Как называется & 1? (Богатство и выразительность русского языка) О чём, по-вашему, будем говорить? Запись темы.(слайд 6) Запишите эпиграф справа, по образцу.
Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева. (слайд 7) Определите основную мысль. Запишите её. (Язык - и стар и вечно нов!)
Упр.4,задание 1.Есть ли общее у стихотворения Шибаева и высказывания Н.В.Гоголя? Каким словосочетанием можно ответить?(обогащаться ежеминутно)
- Списать текст.
- Задание 2(manager (mænɪdʒə)-менеджер, руководитель, управляющий, директор, администратор, заведующий, computer (амер. |kəmˈpjuːtər| американское произношение слова computer брит. |kəmˈpjuːtə|) – компьютер, ЭВМ, принтер (амер. |ˈprɪntər| американское произношение слова printer брит. |ˈprɪntə|) – принтер, печатник, типограф, печатное устройство, набойщик
- Задание 3 ( сеть – интернет, мышка – компью́терная мышь — координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру, загрузить – отдать, отправить в интернет то, что до этого хранилось на компьютере или в телефоне.
Вывод: 1. Изменяется ли язык? (Язык обогащается, потому что этого требует время.)
Упр.1 (слова шумит дождь, поток, непогода, в голове (ушах)
гремит гром, выстрел, колокольчик,музыка
журчит ручей, вода, речь (перен)
Упр.2 (устно) Подтвердите высказанную в поэтической форме мысль автора о богатстве и выразительности русского языка.
Рефлексия.
1.Посмотрите на выполненные задания и скажите, что нового узнали на уроке.
2.Дайте оценку своей учебной деятельности на уроке.(слайд 8) Нарисуйте на полях после работы нужного цвета квадрат.
Слово учителя: Все мы с вами граждане великой страны – России. И все мы говорим на государственном языке нашей страны – русском языке. Наш язык не прост и поэтому интересен! На каждом уроке мы с вами будем познавать тайны великого могучего русского языка!
VI. Домашнее задание: 1.https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/obshchie-svedeniia-o-iazyke-6967328/bogatstvo-i-vyrazitelnost (Теория. Пересказ статьи)
2.Упр.6 (Списать. Ответ устный)
3.Упр.7
4.Принести чистую тетрадь.
Урок 2. Лингвистика как наука о языке.
Цели урока: Образовательные: 1) сформировать представление о лингвистике как науке о языке; 2) определить цели изучения лингвистики в школе.
2. Развивающие: развитие речи, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать разделы лингвистики; развитие умений самостоятельной работы.
3. Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись числа.(слайд 9)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В начале урока предлагаю послушать притчу о древнегреческом философе, баснописце Эзопе.
Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
- На каких языковых явлениях основана притча об Эзопе и языке?
- Как эта притча связана с темой предыдущего урока «Богатство и выразительность русского языка»?
- Как вы думаете, что нужно выполнить на уроке, чтобы перейти к новому материалу? (Повторить изученное)
III. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).
Какой эпиграф вводит в тему урока? («Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн).
О чём говорит А.И.Куприн? (Куприн говорит о том, что только тот человек, который хорошо владеет языком, может сделать его прекрасным, мелодичным и выразительным.)
Расскажите, что вы узнали, прочитав теорию на ЯКлассе?
Упр.6 Прочитайте высказывание писателя.Как бы вы доказали, что знание языка необходимо человеку.
Упр.7.»Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное» (Лев ВасильевичУспенский)
Рассуждение: Согласны ли вы с ним? Достаточно ли мы знаем свой родной язык? Необходимо ли постоянно совершенствовать свои знания?
IV. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
1.У кого из вас были затруднения при выполнении домашнего задания? С чем, по-вашему, они вызваны?
V. Открытие новых знаний. Запись числа.(слайд 8)
1. Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. О чём говорит Н.В.Гоголь? (слайд 10)
Сегодня у нас снова урок открытия новых знаний. Что такое лингвистика? (ответы) Спасибо. А сейчас, открыв стр.7, вы сможете проверить правильность своих ответов. Запись, темы (слайд 11)
2. Чтение теории вслух.
3. Запись в тетрадь.( слайд 12)
4. Упр.8.(слова для справок + слайд 13) Ответы на вопросы учебника.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Кто выполнил упражнение с ошибками? Причина? Как можно исправить? (повторить материал)
6. Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя. Какое отношение к высказыванию имеет раздел лингвистики «Фонетика»? (слайд 14)
7. Включение в систему знаний. Выполнение упражнений 9, 10. (слайд 14)
1. Упр.9.Затранскрибируйте слова пары, в которой слова состоят из одинаковых звуков.(Эталон: слайд 16)
2.Упр. 10 ( слайд 15)
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой.(Оценки в журнал после проверки работы по желанию)
А) Упражнение 11. Прочитайте задание. В каком разделе лингвистики изучаем морфемы? (Морфемика).
Б) Упражнение 12
В) Упр.13
3.Как вы думаете, можно ли обойтись без морфем? Обоснуйте, опираясь на материал упр.11-13
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
1) Что такое лингвистика? (Лингвистика (языкознание, языковедение) –
это наука о языке человека).
2) Кто такой носитель языка? (Носитель языка – это человек, который
знает его с рождения и для которого этот язык является основным
средством общения).
3) С какими науками связана лингвистика? (Лингвистика связана со
многими науками – историей, математикой, кибернетикой, медициной и рядом других).
4 Какие разделы включает лингвистика?(Фонетика, графика, орфография, орфоэпия, фразеология, текстоведение).
5.Дайте оценку своей работе на уроке.(слайд 16 )
VI.Д/З: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/obshchie-svedeniia-o-iazyke-6967328/lingvistika-kak-nauka-o-iazyke-(Теорию подготовить к пересказу)
&2, упр.14 (всё по заданию), упр.15 (устно) (слайд 17)