СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет для родителей "Альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Альтернативная коммуникация"»

Какие же формы дополнительной альтернативной коммуникации подойдут именно Вашему ребенку?



При подборе средств дополнительной альтернативной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка, оценить индивидуальные возможности и уровень его коммуникативного развития.

Понаблюдайте за ребенком в различных ситуациях и проанализируйте:

  • какие коммуникативные действия (способы сообщить о своих потребностях) ребенок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения с ним;

  • какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребенка.

Рассмотрите варианты использования средств альтернативной коммуникации в помощь ребенку – использование различных приспособлений (альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).



Требования к жестам и символам системы дополнительной коммуникации

жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы можно было догадаться об их значении;

поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади руками ребенка сделать жест;

  • картинки должны быть яркими, привлекательными, удобными для манипуляций с ними (приклеивать- отклеивать, опускать в ящик – доставать из ящика);

  • лица и предметы, изображенные на фотографиях, должны быть знакомы ребенку.

Важно не терять надежду на успех, ведь ребенок может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

МАДОУ детский сад № 19 «Теремок»


Составила : учитель – логопед

Смирнова А.В.







ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ








СРЕДСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация – это способность выразить свои мысли и чувства. Можно сказать, что коммуникация – это техническая сторона общения. Неговорящий ребенок может испытывать значительные трудности в общении с окружающими, что в свою очередь влияет на его социальное и эмоциональное развитие.

Альтернативная коммуникация – это

способ коммуникации, дополняющий или заменяющий устную речь людям, которые не могут с ее помощью общаться.

Дополнительная альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно либо ситуативно, а также рассматриваться как помощь в овладении устной речью.

Одним из наиболее доступных средств

Дополнительной альтернативной коммуникации является жест – действие или движение тела, имеющее определенное значение или смысл. Иногда жесты могут быть единственно доступным средством выражения сообщений и понимания окружающих.

Начиная работу по обучению ребенка использованию систем дополнительной альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.

На сегодняшний день существуют различные системы дополнительной альтернативной коммуникации. Рассмотрим две из них.

Карточки PECS

PECS – система, которая позволяет неговорящему ребенку общаться при помощи карточек.


Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребенка собственного желания что-то получить или сделать.

Начиная работу с карточками PECS необходимо определить круг интересов ребенка: чем занимается, что любит есть, с кем проводит время, куда ходит - это и будет являться мотивационным стимулом. После следует подготовить материалы: фотографии, карточки мотивационных стимулов и занятий (размер 5х5 см); папку и бумажные разделители, на которые можно будет приклеить фотокарточки и картинки на липучках. Общение при помощи карточек предполагает как использование отдельных изображений, так и построение предложений из нескольких карточек в определенном порядке.

Конечная цель занятий – ребенок учится сообщать о желании получить определенный предмет или сделать что- либо, используя карточки с изображениями.


Программа МАКАТОН

Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям. Она разработана в Великобритании, адаптирована в более чем 40 странах мира.


МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Преимущество программы – использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Программа предлагает три уровня использования жестов:

1. Ключевой уровень: жесты, отражают только ключевые понятия.

2. Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы (действия).

3. Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании. МАКАТОН учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.

Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребенка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.