Л
Рисунок 1

ечение без таблеток !
Терапевтические игры.
ТРЕВОЖНОСТЬ
Тревожность – это частое и длительное ощущение беспокойства или нервозности из-за реальных или предпологаемых последствий ежедневных ситуаций. Тревожность может помешать наслаждаться радостями жизни и препятствовать здоровому развитию.
Упражнение «Портрет тревожности»
(понимание тревожности)
Необходимые материалы: бумага, карандаши, цветные карандаши, фломастеры, клей, старые журналы или распечатанные изображения, иллюстрирующие тревожность.
Пошаговые инструкции:
1. Попросите детей дать определение тревожности своими словами. Обсудите, насколько по-разномуможно испытывать тревогу.
2. Выделите ребятам несколько минут на размышление о том, что для них значит тревожность и как она на них влияет.
3. Выделите детям 15 минут на создание портрета тревожности с помощью имеющихся в наличии материалов.
4. Пока участники группысоздают портрет, задавайте вопросы, которые помогут им посмотреть на тревогу по-новому, например «Как тревожность выглядит для вас?»
5. Предложите детям поделиться своими портретами тревожности и расказать о них.
6. Обсудите открытия, сделанной группой.
Вопросы для обсуждения:
Как творчество помогает дать личное определение тревожности?
Какие инсайты были у вас во время создания портрета?
Как понимание своей тревожности поможет снизить её в будущем?
Упражнение «Беспокойство или тревога»
(выявление и оценка ежедневных поводов для песпокойства, чтобы избежать подпитывания тревожности)
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
1. Попросите ребенка дать определение беспокойству и тревоге.
2. Попросите привести примеры беспокойства. Обсудите то, что беспокоиться – это вполне нормально, но беспокойство может привести к тревожности.
3. Выделите несколько минут на размышление о ежедневных поводах для беспокойста и попросите составить список из 10 пунктов.
4. Теерь попросите оценить по шкале от 1 до 10 (10 – это самая сильная тревога) степень беспокойства, которое они вызывают.
5. Просмотрите рейтинг поводов для беспокойства и тревоги. Обсудите, нормальные ли эти тревоги или же они мешают наслаждаться жизнью.
6. Обсудите, как можно совладать с сильными тревогами и чувствовать себя спокойнее.
7. Возле каждого пункта попросите ребенка записать конкретный способ совладания с беспокойством и тревогой с помощью позитивного внутреннего диалога или стратегий совладания.
Вопросы для обсуждения:
Что беспокоит вас чаще всего? Как вы считаете, почему?
Не хотите ли вы изменить какие-либо из оценок после обсуждения?
Как определение и оценка личностных поводов для беспокойства помогают снизить тревожность?
Упражнение «Разговор со своими страхами» (варианты позитивного разговора со своими страхами)
Необходимые материалы: открытое пространство.
Попросить детей набросать идеи тревожащих их мыслей и ситуаций.
Обсудите, как внутренний диалог, возражающий этим страхам, или стратегии совладания помогают снизить тревожность.
Попроситие ребят встать в линию с одной стороны комнаты. Попросите одного ребенка стать лицом к линии на расстоянии около трех метров и поделиться мыслями или ситуацией, провоцирующей тревогу.
Попросите каждого ребенка, стоящего в линии, предложить вариант позитивного внутреннего диалога или стратегии совладания, а ребенка напротив – выбрать два варианта, которые понравились ему больше всего.
Р
ебенок, предложивший первый вариант, делает три шага вперед. Ребенок, предложивший второй понравившийся вариант, делает один шаг вперед.
Тот, кто стоит перед линией, продолжает делиться тревожащими его мыслями и ситуациями, пока кто-либо из детей не поравняется с ними.
Теперь победитель становится напротив других ребят, и упражнение повторяется.
Обсудите идеи и открытия, сделанные во время занятия.
Вопросы для обсуждения:
Какие ключевые открытия, сделанные во время упражнениями, вы сможете использовать в повседневной жизни?
Как навык возраажения своими страхам помогает справиться с тревожностью?
Упражнение «План совладания с тревогами»
(мозговой штурм конкретных способов совладания с тревогой, способы совладания с тревожностью)
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Пошаговые инструкции:
Обсудите, насколько проще сделать правильный выбор в тревожащей ситуации, если есть план конкретных действий.
Объясните, что хороший план совладания включает реалистичные способы справиться с тревогой.
Попросите детей записать вверху листа бумаги минимум пять людей, мест или ситуаций, которые провоцируют у них тревогу.
Внизу под этими триггерами попросите детей составитьт список минимум из трех стратегий совладания, которые помогают им справляться с тревогой.
На противоположной стороне листа попросите участников составить план совладания. Попросите их записать не меньше пяти я-сообщений, которые выражали бы тревогу и намериение справиться с ней, например «Когда мне будет одиноко и тревожно, я позвоню лучшему другу и расскажу ему, как прошел мой день».
Обсудите прогресс и открытия, сделанные во время выполнения упражнения.
Вопросы для обсуждения:
Опишите ситуацию, когда вы испытывали тревогу и не знали, как поступить.
Почему важно распологать стратегиями совладания, котороые подходят именно для ваших тревог?
Как составление плана совладания помогло иначе взглануть на собственную тревожность?
Упражнение «Горная медитация»
(использование направленной медитации, чтобы осознать тревожные мысли в прошлом, способы совладания с тревожностью)
Необходимые материалы:никакие материалы не нужны.
Пошаговые инструкции:
Обсудите, как тревожные мысли просто проходят сквозь нас, точно так, как и другие мысли или эмоции.
Попросите детей удобно сесть или стать, закрыв глаза, и проведите их по следующей медитации.
Вы – гора: высокая, сильная и нерушимая.
Сейчас весна. Весна приносит штормы.
Штормы сильны, но они просто проходят, как и ваши тревожные мысли.
Теперь наступило лето. Вы изнываете от жары, но внутри вы остаетесь холодным и собранным.
Осень приносит перемены. Листья на ваших деревьях окрашиваются в разные цвета. Вас могут беспокоить эти изменения, но вы все так же нерушимы.
С зимой приходят холода и мрак. Но даже самые холодные ночи не могут вас поколебать, вы все так же сильны. Вы знаете, что и это пройдет.
Меняются времена года, и все меняется вокруг вас, но ваша сила остается нерушимой, способной справиться со всем, что произойдет. Вы – гора. Вы – сильны.
Предоставьте ребятам возможность сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и вернуться к действительности.
Вопросы для обсуждения:
Помогло ли это упражнение изменить ваше отношение к тревоге? Каким образом?
Как понимание временности тревог поможет вам быть сильным в сложной ситуации?