Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке мы уже начали знакомство с творчеством русского писателя Андрея Платоновича Платонова. Необходимо отметить, что автор уделяет большое внимание герою своих произведений, обращается к личности, к душевному миру ребенка, ставит перед собой задачу показать особенности мировосприятия персонажа в рамках текста. - Поясните, что такое мировосприятие? Какие слова составляют это понятие? - Правильно, молодцы! Дома вы самостоятельно познакомились с произведением А.П. Платонова «Никита». Именно мировосприятие главного героя этого рассказа нам предстоит проанализировать на сегодняшнем занятии. - Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита»» (Слайд 1). | Ответ учащихся: мировосприятие – это то или иное восприятие человеком окружающего мира. Учащиеся оформляют записи в тетради. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П); Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
- Для начала давайте с вами вспомним, что такое рассказ? - Да, вы правы. Давайте запишем это определение в тетрадь (Слайд 2). - Как вам известно, у любого рассказа, как и у человека, есть имя. Что считается именем художественного произведения? - Что такое заглавие текста? - Хорошо. Запишем определение в тетрадь (Слайд 2). - Действительно, заглавие, являясь именем текста, выполняет важную роль в произведении: оно расположено непосредственно перед повествованием и помогает читателю верно определить тему рассказа. Обратите внимание на заглавие произведения А.П. Платонова и определите тему рассказа. О чьем мировосприятии мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Молодцы! Наше внимание должно быть сосредоточено на ребенке, на его мировосприятии, которое построено на взаимосвязи реального и фантастичного. | Ответ учащихся: рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Ответ учащихся: заглавие (заголовок). Ответ учащихся: Заглавие – это название какого-либо литературного произведения или отдельных его частей. Ответ учащихся: Тема рассказа – мальчик Никита, который воспринимал окружающий мир вещей и предметов как живой организм, проводил ассоциации между предметом и человеком, наделял вещь поистине человеческими свойствами. Сегодня мы будем говорить о восприятии мира глазами Никиты. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) |
- Скажите, каким вы представляете себе мальчика Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа, используя прилагательные и существительные. - Хорошо, а в какое время суждено жить такому необычному мальчику? Когда происходят описанные в рассказе события? Почему вы так решили? - Почему Никита остается дома один («на всем дворе оставался хозяином один Никита»)? Куда уходит его мама? - Кто-нибудь обратился к словарю, когда читал рассказ, и узнал, что такое «трудодень»? - Хорошо, давайте запишем определение трудодня в тетрадь (Слайд 3). Знание этого термина пригодится вам на уроках истории в старших классах. - Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? Если затрудняетесь дать полный ответ, то можете воспользоваться текстом рассказа, который дан на страницах 113-121 учебника. - Знаете ли вы значение слов «плетень» и «закут»? - Можно сказать, что мировосприятие мальчика Никиты зависит от того, в какое время он живет. Пока идет война, он видит в окружающем злое начало, боится, что любой предмет во дворе может его обидеть. Как только война завершилась, воцарился мир, вернулся домой отец-фронтовик, ребенок научился видеть даже в гвозде доброго маленького человечка. То есть быль, реальное положение в обществе в данном случае определяет характер фантазии и воображения юного героя. Согласны со мной? - Когда вы читали произведение, заметили ли вы, при помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения. Как характеризуют эти глаголы главного героя? - Да, я согласна с вами. Герой стремится понять окружающий мир. Именно реальность, быль, окружающая обстановка становятся отправной точкой его фантазийных образов. Эта черта как раз и является особенной в мировосприятии ребенка: дети в своем воображении создают особенный мир, в котором каждый предмет является живым существом. | Ответы учащихся: добрый, пугливый, фантазёр, впечатлительный и т.д. Ответ учащихся: события происходят во время Великой Отечественной войны: отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был». Ответ учащихся: мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень». Ответ учащихся: Трудодень – это единица измерения труда в колхозе. Трудодень определяет количество и качество затраченного колхозником труда, соответствующие выполнению определенной нормы работы. Сумма затраченного колхозником труда за год (или до момента распределения доходов), выраженная в трудоднях, определяет его долю в распределяемых среди колхозников натуральных и денежных доходах колхоза. Ответ учащихся: «В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином». Ответ учащихся: плетень - Плетеная изгородь из прутьев, ветвей. Закут - хлев для скота (обычно мелкого) Ответ учащихся: Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил. Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии. В этом пятилетнем мальчике явно присутствует творческое начало. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К); Контроль, коррекция, оценка (Р) Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
Исследовательская работа (Слайд 4). - Теперь давайте попытаемся понять суть фантазийных образов, которые рождает воображение Никиты. Найдите в тексте описание предметов, которые «оживляет» с помощью своего воображения Никита. Какие чувства вызывают у мальчика эти объекты действительности? 1 группа: пустая бочка, колодец, две земляные норы, старый пень; 2 группа: стол, банька, чужой петух; 3 группа: жёлтый цветок, колья из плетня, доброе солнце, земля. - Молодцы! А почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? С кем еще связан этот образ? Можете обратиться к тексту рассказа при необходимости. - Да, вы правы. Отец Никиты видит условие доброты в труде: «Давай все трудом работать, и все живые будут». Как вы думаете, каково значение этой фразы? - Действительно, в этой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.П. Платонова «Никита». Давайте запишем эту цитату (Слайд 5). | Работа в 3 группах: учащиеся работают с текстом рассказа. Ответ учащихся: Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам. «Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец ответил ему, что тех он выдумал. Поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый» только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если в дальнейшей жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым навсегда. Ответ учащихся: Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть плоды своего труда | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Оценивание усваемого содержания (Л) |