Участник: Коржова О.Л.
Тема: Воспитание ответственности у младших школьников
Цель: расширить и углубить знания родителей о проблеме воспитания ответственности детей.
Задачи:
Познакомить родителей с возможными вариантами воспитания самостоятельности у детей.
Совместно с родителями составить портрет ответственного ребёнка.
Формировать у родителей заботливое отношения к ребенку.
Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.
Ход собрания
1. Вступительная часть
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас на нашем мероприятии, наша встреча сегодня пройдет в форме обучающего интерактива.
- Напоминаю, меня зовут Ольга Леонидовна.
- Обращаю ваше внимание на документы, которые регламентируют мою деятельность (учителя) и наши взаимоотношения с вами. СЛАЙД
- Я бы хотела начать наше сегодняшнее родительское собрание с высказывания:
«Взять на себя ответственность – значит быть готовым к последствиям своих решений» – Анна Ахматова СЛАЙД
- Как вы понимаете данное высказывание? (Ответственный человек должен отвечать за свои поступки)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем собрании? (Об ответственности)
- Что ж, я уточнила тему нашего обучающего интерактива. СЛАЙД
- Скажите, пожалуйста, а актуальна ли эта тема?
- Почему вы так считаете?
- Я согласна с вами. Данная тема актуальна, потому что ответственность тесно связано с другими качествами личности, необходимыми для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в обществе.
- Исходя из того, о чём мы с вами говорили, скажите, какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, как воспитать ответственность в личности ребёнка) СЛАЙД
- Хорошо, сходя из того, о чём мы с вами говорили, как вы думаете, какую проблему можно выявить? (Почему ребёнок не может быть ответственным?)
- Предлагаю определить совместно задачи деятельности. Для этого, я поместила на слайд начало фраз, а вы, продолжите их. СЛАЙД
УЗНАЮ:
НАУЧУСЬ:
НУЖНО, ЧТОБЫ:
- Итак, что вы хотите узнать? СЛАЙД
- Чему хотите научиться? СЛАЙД
- Для чего вам это нужно? СЛАЙД
УЗНАЮ: кто такой ответственный ребёнок
НАУЧУСЬ: как воспитать ребёнка ответственным человеком
НУЖНО, ЧТОБЫ: ребёнок был ответственным
- Предлагаю вам оценить свои знания по этой теме. Для этого, найдите на столах линейку оценивания по данной теме. Обведите ту цифру на линейке, которая, по Вашему мнению, отражает Вашу осведомлённость по данной теме, 0 – я ничего не знаю по данной теме; 10 – я всё знаю
2. Основная часть
2.1. Определение понятия «ответственность»
- Уважаемые родители, скажите, а что же такое ответственность? (Ответственность – это обязательность выполнения каких-либо дел, действий, умение отвечать за свои поступки)
- Хорошо, спасибо за ваши ответы. СЛАЙД
- Посмотрите, какое определение я нашла в словаре Сергея Ивановича Ожегова:
«Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».
- Верно, скажите, а нужно ли воспитывать ответственность у ребёнка? (Да, это неотъемлемое качество личности, которое пригодится ему в будущем)
2.2. Составление портрета ответственного ребёнка
- Хорошо. А сейчас, я предлагаю определить, каким должен быть ответственный ребёнок, т.е. составить портрет ответственного ребёнка.
- У вас на столах лежит вот такая прекрасная ромашка. Сейчас подумайте самостоятельно, каким должен быть ответственный ребёнок. Сои варианты запишите на лепестках ромашки. Затем, мы с вами обсудим получившиеся результаты и узнаем мнение друг друга.
(Родители составляют ромашку «Потрет ответственного ребёнка»)
Ответственный ребёнок: самостоятельный, должен принимать решения, анализировать своё поведение, быть осмотрительным, отвечать за свои поступки, честный.
- Итак, вижу, вы уже закончили. Давайте обсудим.
Родители называют варианты, я записываю их.
- Посмотрите, пожалуйста, на ромашку, которая у нас получилась. Какой же вывод мы можем сделать? (Ответственный ребёнок должен уметь отвечать за свои поступки, анализировать свои действия, должен быть честным, осмотрительным).
2.3. Работа с ситуациями
- Уважаемые родители, скажите, как же воспитать ответственность в ребёнке?
- Для этого, чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос, я предлагаю обсудить его в парах. СЛАЙД
- Свои варианты вы можете записывать на листочки.
Варианты ответов: давать поручения (вынести мусор, убраться в комнате), демонстрировать личный пример, право выбора, вводить систему правил в семье (мыть свою чашку, делать все уроки до прогулки), поощрять ребёнка за старания, но не материально.
- Итак, к какому выводу пришла ваша пара?
- А ваша?
- И, давайте выслушаем мнение вашей пары.
- Итак, а теперь, сравните, пожалуйста, ваши выводы с выводами на слайде. СЛАЙД
- Скажите, совпали ли они?
- что мы с вами сейчас сделали? (Вывели памятку)
2.4. Анализ ситуация.
- А сейчас, я предлагаю вам объединиться в группы.
- Найдите карточку под №3. Там у вас дана ситуация. Сейчас вы обсуждаете ситуацию в группе, а затем все вместе придём к общему решению.
Ситуация1: «Мать и сын - второклассник после долгих просьб последнего дать ему больше самостоятельности решают, что мать больше не будет будить сына в школу, а он будет сам заводить будильник и просыпаться. Первые пару дней все идет отлично, но потом мальчик забывает завести будильник и соответственно опаздывает на уроки. «А что я тебе говорила? - Комментирует мама. - У тебя же голова дырявая, вечно летаешь в небесах! Вот тебе и взрослость, вот тебе и ответственность! Все! С завтрашнего дня снова начинаю тебя будить! Подождем, пока повзрослеешь»
Правильно ли поступила мама в этом случае? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация2: Мама просит дочь (второклассницу Машу) убраться на письменном столе. Но, проходит несколько дней, а на столе всё такой же беспорядок, как и было ранее. Тогда мама решает сама убраться на рабочем столе Маши.
Правильно ли поступила мама в этом случае? Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Итак, первая микрогруппа, что у вас получилось? СЛАЙД. Остальные родители могут видеть ситуацию на слайде. (Мать поступила неправильно, потому что она стала будить мальчика сама. Нужно было напоминать ему вечером о том, что нужно завести будильник).
- Хорошо, вторая мигрогруппа. СЛАЙД (Возможно, Маша забыла о просьбе мамы. Ей нужно было напомнить)
3. Заключительная часть
- Дорогие родители, наше родительское собрание подходит к концу.
- Скажите, что нового для себя вы узнали?
- Была ли полезна та информация, которую вы получили?
- Обведите на линейке осведомлённости ту цифру, которая на ваш взгляд отражает вашу осведомлённость по данной теме.
- В завершении нашего мероприятия я хочу раздать вам советы «Как воспитать ответственного ребёнка?», которые мы с вами вывели на родительском собрании.
- Уважаемые родители, спасибо, что нашли время и посетили наше мероприятие. Спасибо вам за внимание. До свидания.
Советы «Как воспитать ответственного ребёнка?»
1. Давайте поручения, которые посильны ребёнку.
2. Вводить систему правил в семье (мыть свою чашку, делать все уроки до прогулки).
3. Поощрять ребёнка за старания (не материально).
4. Давать право выбора.
5. Демонстрировать личный пример.