Час общения
«Культура – уважение к людям и к себе»
Оборудование: правила культуры поведения (на листе), выражения о культуре поведения выдающихся людей, правила проведения часа общения.
Эпиграф: Красота тем отличается от доброты, что доброту ещё надо доказать, что это доброта, а красота таких доказательств не требует.
Вольтер
1. Организационный момент. Приветствие.
Упражнение « Паутина»
На доске правила работы
1.Главное – факты, логика, доказательство. Мимика, жесты, выкрики как аргумент не считаются.
2.Прежде чем спорить, подумай, о чём будете говорить.
3. Спорь честно, не перекручивай мыслей своих товарищей.
4. Помни, что лучшее доказательство – точные и беспрекословные факты. Не обижай своих товарищей.
5.Доказывая и отрицая, говори ясно, просто, четко и выразительно. Старайся высказывать мысли своими словами.
6. Если ошибки твоих мыслей доказаны, имей мужество признать правоту своего оппонента.
7. Заканчивая выступление, сформулируй выводы.
- Зачем мы вспоминаем эти правила?
- Помогут ли они во время работы?
( ответы учащихся)
2. Вступление. Сообщение заданий. Актуализация опорных знаний.
Если спросить: Как вы понимаете культуру поведения – услышим разные ответы: умение быть вежливым, скромным и аккуратным, уважение к старшим. И каждый из них содержит в себе долю истины.
- Как вы считаете, что же такое культура?
( ответы учеников)
Это аккуратность и вежливость, чувствительность и скромность, вкус и культура речи. И это неврожденные качества человека. Человек не рождается с ними, он получает их на протяжении всей жизни. Каждый при желании может выработать в себе какую-нибудь черту характера.
Основные правила поведения среди людей складывались на протяжении многих веков, закреплялись в обычаях, освященных народной традицией. Отсюда в украинском языке слово « обычай», одним из значений которого – «тот, кто придерживается установленных, общепринятых обычаев», « вежливый».
Обычаи, т. е. правила поведения, существовали на все случаи жизни. Нарушение их считалось большой виной и вело к потере уважения у людей.
( деление учащихся на группы)
Культура – это что-то особенное. Стать культурным человеком – дело нелёгкое. Тут нужно не только желание, а и постоянная работа, воля, настойчивость.
- Каким должен быть культурный человек?
( работа в группах, написать и нарисовать культурного человека)
Культурный человек, в первую очередь, должен быть аккуратным. Культурный человек, прежде чем что-то сказать, подумает. В народе говорят: « слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Поэтому в разговоре с другими следует подбирать такие слова, которыми лучше можно выразить свою мысль, чувства.
- Какие вежливые слова вы знаете и используете во время общения?
( Прошу, пожалуйста, добрый день, до свиданья, извините)
- Да, эти слова – ценное приобретение человечества. Поэтому все, при надобности, должны применять их в своей речи. Но иногда случаются случаи, когда кто-то обидит тебя и, чтобы показать свою культуру, говорит: « Извиняюсь».
- Правильно ли он применяет это слово?
( ответы учащихся)
- Нет, потому что, сказавши слово «извиняюсь», ты как бы сам себя извиняешь. В такой ситуации, необходимо сказать: « прошу извинить» или « извините».
- Культурный человек всегда скромный, он не хвалит себя, не стремится к чему-то необычному, к славе, которой не может достичь. Как говорится в пословице: « Зрелый колос с зерном к земле гнётся, а пустой вверх стремится».
- Работа в группах.
Дайте ответы на вопросы:
- Считаете ли вы себя культурным человеком?
- Есть ли в вашем классе культурный ученик?
- Что необходимо для того, чтобы стать культурным?
- Нужны ли культурные люди?
- Какие примеры культуры поведения старшеклассников вы часто наблюдаете?
- Почему часто можно увидеть мальчиков, которые, зайдя в помещение, не снимают головных уборов?
- С каким человеком вам лучше общаться: культурным или некультурным?
- Учат ли культуре поведения кинофильмы, телесериалы? Приведите пример.
( ответы учащихся)
- Уровень нашей культуры находится в прямой зависимости от личных стремлений, личной инициативы. Жить среди людей – значит ежедневно совершенствоваться, потому что только в преодолении своих недостатков и слабостей может родится прекрасное: доброта и сочувствие, и честность, и знания. И духовность.
Жить среди людей – непросто. В обществе каждый играет определённую роль. Необходимо постоянно учиться вести себя согласно с принятыми нормами поведения.
Известный педагог В.О.Сухомлинский завещал молодёжи: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки отразятся на душевном положении другого человека. Не делай своими поступками, своим поведением боли, переживаний другим людям. Умей поддержать того, у кого горе. Помни, что оно может быть и у тебя. Умей воспитывать себя так, чтобы ты ненавидел хамство, безкультурие, невежество».
- Как вы считаете. Как надо воспитывать себя?
- Какие черты характера необходимо в себе развивать?
- А от каких черт характера необходимо избавиться?
( работа в группах, результаты заносятся на бумагу)
Черты, которые необходимо развивать:
- тактичность, вести себя так, чтобы никому не причинить зла, боли, не оскорбить;
- скромность, умение не ставить себя над другими, не унижать никого, трезво оценивать себя и свои поступки;
- чувство гордости, самоуважение;
- честность;
- правдивость;
- умение придерживаться данного тобой слова;
- точность;
- аккуратность;
Черты характера от которых необходимо избавляться:
- эгоизм;
- зависть;
- зазнайство;
- подхалимство;
- неряшество;
- склонность говорить неправду.
Вывод: Самовоспитание – главный путь усовершенствования характера.
Посмотрите на выражение на доске:
« Стремление к идеалу – первый толчёк, стимул к самовоспитанию; без самовоспитания нельзя представить духовную жизнь. Научить подростков, юношей и девушек воспитывать себя – это одна из вешин мастерства и искуства в педагогике ( В.Сухомлинский)
Главный принцип культуры поведения: уважай людей и обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой.
Чтобы стать понастоящему культурным человеком, необходимо расширять кругозор, сеять красивое и доброе.
Будьте неутомимыми в поиске, приумножении и утверждении прекрасного.
6