СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "Поэтом можешь ты не быть..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Поэтом можешь ты не быть..."»

Единый час общения

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Цель:

- ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;

- развивать интерес к истории России;

- воспитать у учащихся уважительного отношения к государственным символам России, Конституции РФ.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

  2. Определить отношение каждого учащегося к позиции «быть гражданином».

  3. Сформировать гуманное отношение к понятиям «Родина», «Отечество».

  4. Воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности.

  5. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.

6. Дать определение понятиям «Конституция», «Герб», «Флаг», «Гимн».

  1. Расширить представления о родной стране.

  2. Развить познавательную активность.

Оформление: 

  1. Конституция РФ.

  2. Изображения флага, герба РФ, слова гимна.

  3. Учебная доска с темой урока.

  4. Установка мультимедиа.

  5. Презентация к классному часу.

  6. Раздаточный материал.

Ход часа общения

Учитель:

Ребята, у нас сегодня необычный час общения. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Ведущие раздают ребятам камушки и предлагает рассмотреть их.

Рассмотрите, какие камушки у вас в руках? Ответы детей.

Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

И хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что… живем мы в одной стране.

Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «гражданин» означает следующее:

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

  2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

А как вы смогли бы ответить на следующие вопросы: «Кто же такой гражданин?» и «Какими качествами должен обладать гражданин?»

Ответы детей.

Учитель: Могу ли я к вам обратиться: Граждане России? Ответы детей.

Какие ассоциации у вас со словом Россия? Давайте их назовём на каждую букву этого слова.

Р – Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – сильная, славная.

С – смелая, свободная.

И – искусная, историческая.

Я – яркая, ясная, я.

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах, Конституции Российской Федерации. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

Но сначала я задам вам несколько вопросов:

- Как называется наша страна? (Россия)

- Столица нашего государства? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут Президента России?

- Какие народы живут в России? (Русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и т.д.)

- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

- Какой праздник мы отмечаем 12 декабря? (День Конституции)

- А 12 июня? (День России)

- Что такое Конституция? Ответы учащихся

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что людям можно делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что у них прав нет?

 Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Выступление ученика: __________________

 Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.

В  1948  году  10 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла  Всеобщую  декларацию  прав  человека, с тех пор этот день отмечается как День прав человека.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы и справедливости, всеобщего мира.

Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой, без всякого исключения, личности и ценность человеческого братства (ст. 1, 2). В последующих статьях последовательно провозглашаются гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); равенство перед законом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии (ст. 7); запрещение рабства, пыток, жестокостей (ст. 5); право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства.

Завершается Декларация статьей, в которой очень четко сказано об ответственности гражданина перед обществом (ст. 29). Каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, поступать в соответствии с требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29).

Таким образом, Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих документов, например конституций конкретных государств.

Конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.

История Конституции России началась в 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), затем первая Конституция СССР принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Потом на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Государственный праздник «День Конституции Российской Федерации» отмечается в нашей стране 12 декабря. В этот день на референдуме в 1993 году была принята российская Конституция.

Полный ее текст был опубликован 25 декабря 1993 года в «Российской газете». Принятие Конституции является одним из самых значимых моментов в истории каждого государства и народа. Поэтому такой праздник существует не только в России, но и в очень многих странах мира.

Конституция представляет собой главный закон государства, она является основой всей правовой системы России. Все остальные законы нашей страны основаны именно на этом документе. Со времени ее принятия в этот документ были внесены некоторые поправки. Вносить в конституцию поправки могут только: президент страны, Госдума, Совет федерации, Правительство Российской Федерации.

Первый экземпляр конституции хранится в президентской библиотеке в Кремле.

Конституция была принята путем проведения всенародного голосования. Она является юридическим, идеологическим и политическим документом.

Учитель:

Конституция РФ состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;

  • 2-я глава — права и свободы человека и гражданина;

  • 3-я глава — федеративное устройство;

  • 4-я глава — президент Российской Федерации;

  • 5-я глава — федеральное собрание;

  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;

  • 7-я глава — судебная власть;

  • 8-я глава — местное самоуправление;

  • 9-я глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство)

Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат)

Учитель:

Теперь проверим ваши знания. Каждой команде раздаю задания. За ___ минут вам необходимо их выполнить и записать (озвучить) ответы. Время пошло.

ЗАДАНИЕ №1. «ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ»

- Из чего состоит Конституция? (из разделов)

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)

- Какие права человека вы знаете? (на жизнь, труд, отдых, образование, мед. помощь, неприкосновенность, защита чести и имени, на жилище и его неприкосновенность, соц. помощь, юридическую помощь, свободу мысли и слова, свободу совести, вероисповеданий, свобода информации, творчества)

- Когда человек приобретает права? (при рождении)

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека? (Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения).

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете? (соблюдение Конституции и законов РФ, уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, охрана природы и окружающей среды, защита Отечества)

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

Проверка выполненного задания, выставление баллов.

Учитель:

Молодцы! Справились с заданием.

У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны? Ответы учащихся

Правильно, к государственным символам любой страны относятся: Герб,  Флаг и  Гимн. Есть они и у нашей Родины.

На столе перед вами пазлы, я прошу вас собрать картинку. Кто первый соберет, поднимает руку.

ЗАДАНИЕ №2. «СОБЕРИ ПАЗЛ»

Проверка выполненного задания, выставление баллов.

Учитель:

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - Солнечный рассвет.

- Что такое флаг? (Символ государства)

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

Выступление ученика: __________________

С 21 августа 1991 Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к длине 2:3. Каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий цвет – небо, верность, вера, правда;

красный цвет – власть, огонь, отвага.

22 августа – день государственного флага РФ.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

Учитель:

Переходим к следующему символу – это герб.

«Герб» в переводе с немецкого языка означает наследие, наследство.

- Что мы знаем о создании гербов?

Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Рассмотрим герб РФ. 

Выступление ученика: __________________

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель:

Что мы узнали о гербе РФ? (Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости).

Что он символизирует? (На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества).

Молодцы!

Следующий символ государства - это гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраниях, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Музыка: Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Генерал-майор. Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Слова: Серге́й Влади́мирович Михалко́в — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 — председатель Международного сообщества писательских союзов. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.)

А теперь небольшая ВИКТОРИНА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. А команды работают над заданиями, которые они получили.

  1. Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ)

  2. Какими словами начинается гимн РФ? (Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна…)

  3. Авторы текста и музыки современного гимна РФ это:

  1. Александров, Михалков, Эль-Регистан;

  2. Глинка, Жуковский;

  3. Александров, Михалков

  1. Наша страна имеет самое большое в мире количество соседей. Сколько же их всего?

(18 - Россия граничит по суше с такими странами как: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; по морю граничит с Японией и США)

  1. Какая крепость нашей страны самая крупная во всем мире?

(Московский Кремль — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. Год постройки 1482-1495гг).

  1. Какова ее длина и высота?

(Высота от 5 до 19 м., протяженность стен 2235 м., толщина стен от 3,5 до 6,5 м., количество ворот - 4, количество башен – 20 (Водовзводная, Боровицкая, Оружейная, Комендантская, Троицкая, Кутафья,Средняя Арсенальная, Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская, Спасская, Царская, Набатная, Константино-Еленинская, Беклемишевская, Петровская, Вторая Безымянная, Первая Безымянная, Тайницкая Благовещенская), высота башен до 80 м.).

  1. В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?

  2. Какое название у статуи?

  3. Какова ее высота?

(г. Волгоград. Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн)

  1. Какая картинная галерея самая большая в мире и в каком городе находится?

  2. Сколько в ней залов и какова их общая протяженность?

(Эрмитаж. Санкт-Петербург. Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км. Потому-то в 1988 г. Эрмитаж попал в книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея в мире)

  1. Какую республику в составе России называют «страной тысячи озер»?

(Республика Карелия)

  1. Какую горную систему назвали «каменным поясом земли русской»? (Урал)

  2. Где находится «ноль» в каждом российском городе? ( Это главный почтамт. От него считаются все расстояния на автодорогах)

  3. По какому озеру РФ можно пройти пешком и проехать на поезде?

(По Баскунчаку: оно заполнено солью и по нему проложена узкоколейная железная дорога, по которой вывозят добычу на берег. Находится в Астраханской области, к востоку от Волги)

  1. Сколько раз можно встретить Москву на картах мира?

(Москва – столица, Москва – река, Москва – пик в восточной части хребта Петра Первого на Памире, В США как минимум 17 населенных пунктов с названием Moscow)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:

А теперь давайте попробуем применить законы Конституции к сказкам. Перед вами вопросы, вы должны продумать, какое право нарушено и записать ответ.

 1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2.    Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4.    Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

А теперь маленькие задания. Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался.

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища, нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка (нарушено право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (нарушил право на неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность).

9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения, свобода слова).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Знайка (воспользовался правом на образование).

14. Буратино (воспользовался правом на образование).

15. Герои Простоквашино (воспользовались правом на отдых).

16. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

17. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

18. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

19. Наф-наф (воспользовался правом на труд).


Итог часа общения.

Итак, ребята, подведем итоги нашего общения:

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?


Единый час общения

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Ход часа общения

Учитель: Слайд № 1

Ребята, у нас сегодня необычный час общения. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Ведущие раздают ребятам камушки и предлагает рассмотреть их.

Рассмотрите, какие камушки у вас в руках? Ответы детей.

Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

И хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что… живем мы в одной стране.

Слайд № 2

Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «гражданин» означает следующее:

Слайд № 3

    1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

    2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

А как вы смогли бы ответить на следующие вопросы: «Кто же такой гражданин?» и «Какими качествами должен обладать гражданин?»

Ответы детей.

Учитель: Могу ли я к вам обратиться: Граждане России? Ответы детей.

Какие ассоциации у вас со словом Россия? Давайте их назовём на каждую букву этого слова.

Р – Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – сильная, славная.

С – смелая, свободная.

И – искусная, историческая.

Я – яркая, ясная, я.

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах, Конституции Российской Федерации. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее? Слайд № 4

Но сначала я задам вам несколько вопросов:

- Как называется наша страна? (Россия) щелчок

- Столица нашего государства? (Москва) щелчок

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут Президента России? щелчок

- Какие народы живут в России? (Русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и т.д.)

Слайд № 5

- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн) Слайд № 6

- Какой праздник мы отмечаем 12 декабря? (День Конституции) Слайд № 7

- А 12 июня? (День России) Слайд № 8

- Что такое Конституция? Ответы учащихся Слайд № 9

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что людям можно делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что у них прав нет?

 Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Выступление ученика: __________________ Слайд № 10

 Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.

В  1948  году  10 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла  Всеобщую  декларацию  прав  человека, с тех пор этот день отмечается как День прав человека.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы и справедливости, всеобщего мира.

Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой, без всякого исключения, личности и ценность человеческого братства (ст. 1, 2). В последующих статьях последовательно провозглашаются гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); равенство перед законом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии (ст. 7); запрещение рабства, пыток, жестокостей (ст. 5); право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства.

Завершается Декларация статьей, в которой очень четко сказано об ответственности гражданина перед обществом (ст. 29). Каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, поступать в соответствии с требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29).

Таким образом, Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих документов, например конституций конкретных государств.

Слайд № 11 Конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.

Слайд № 12 История Конституции России началась в 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), затем Слайд № 13 первая Конституция СССР принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Слайд № 14 Потом на смену пришли Конституция 1936 года и, Слайд № 15 так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Слайд № 16 Государственный праздник «День Конституции Российской Федерации» отмечается в нашей стране 12 декабря. В этот день на референдуме в 1993 году была принята российская Конституция.

Полный ее текст был опубликован 25 декабря 1993 года в «Российской газете». Принятие Конституции является одним из самых значимых моментов в истории каждого государства и народа. Поэтому такой праздник существует не только в России, но и в очень многих странах мира.

Конституция представляет собой главный закон государства, она является основой всей правовой системы России. Все остальные законы нашей страны основаны именно на этом документе. Со времени ее принятия в этот документ были внесены некоторые поправки. Вносить в конституцию поправки могут только: президент страны, Госдума, Совет федерации, Правительство Российской Федерации.

Первый экземпляр конституции хранится в президентской библиотеке в Кремле.

Конституция была принята путем проведения всенародного голосования. Она является юридическим, идеологическим и политическим документом. Слайд № 17

Учитель: Слайд № 18

Конституция РФ состоит из двух разделов.

Слайд № 19 Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;

  • 2-я глава — права и свободы человека и гражданина;

  • 3-я глава — федеративное устройство;

  • 4-я глава — президент Российской Федерации;

  • 5-я глава — федеральное собрание;

  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;

  • 7-я глава — судебная власть;

  • 8-я глава — местное самоуправление;

  • 9-я глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство)

Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат)

Учитель:

Теперь проверим ваши знания. Каждой команде раздаю задания. За ___ минут вам необходимо их выполнить и записать (озвучить) ответы. Время пошло.

Слайд № 20 ЗАДАНИЕ №1. «ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ»

- Из чего состоит Конституция? (из разделов)

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)

- Какие права человека вы знаете? (на жизнь, труд, отдых, образование, мед. помощь, неприкосновенность, защита чести и имени, на жилище и его неприкосновенность, соц. помощь, юридическую помощь, свободу мысли и слова, свободу совести, вероисповеданий, свобода информации, творчества)

- Когда человек приобретает права? (при рождении)

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека? (Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения).

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете? (соблюдение Конституции и законов РФ, уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, охрана природы и окружающей среды, защита Отечества)

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

Проверка выполненного задания, выставление баллов.

Учитель:

Молодцы! Справились с заданием.

У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны? Ответы учащихся Слайд № 21

Правильно, к государственным символам любой страны относятся: Герб,  Флаг и  Гимн. Есть они и у нашей Родины.

На столе перед вами пазлы, я прошу вас собрать картинку. Кто первый соберет, поднимает руку.

ЗАДАНИЕ №2. «СОБЕРИ ПАЗЛ»

Проверка выполненного задания, выставление баллов. Слайд № 22

Учитель:

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска - Солнечный рассвет.

Слайд № 23 - Что такое флаг? (Символ государства)

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

Выступление ученика: __________________

С 21 августа 1991 Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к длине 2:3. Каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий цвет – небо, верность, вера, правда;

красный цвет – власть, огонь, отвага.

22 августа – день государственного флага РФ.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

Учитель:

Переходим к следующему символу – это герб. Слайд № 24

«Герб» в переводе с немецкого языка означает наследие, наследство.

- Что мы знаем о создании гербов?

Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Рассмотрим герб РФ. 

Выступление ученика: __________________ Слайд № 24 щелчок

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель:

Что мы узнали о гербе РФ? (Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости).

Что он символизирует? (На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества).

Молодцы!

Следующий символ государства - это гимн. Слайд № 25

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраниях, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Слайд № 26 Музыка: Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Генерал-майор. Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Слайд № 27 Слова: Серге́й Влади́мирович Михалко́в — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 — председатель Международного сообщества писательских союзов. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.)

Слайд № 28 А теперь небольшая ВИКТОРИНА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. А команды работают над заданиями, которые они получили.

  1. Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ)

  2. Какими словами начинается гимн РФ? (Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна…)

  3. Авторы текста и музыки современного гимна РФ это:

А. Александров, Михалков, Эль-Регистан;

Б. Глинка, Жуковский;

В. Александров, Михалков

  1. Наша страна имеет самое большое в мире количество соседей. Сколько же их всего? Слайд № 29

(18 - Россия граничит по суше с такими странами как: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; по морю граничит с Японией и США)

  1. Какая крепость нашей страны самая крупная во всем мире? Слайд № 30

(Московский Кремль — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. Год постройки 1482-1495гг).

  1. Какова ее длина и высота?

(Высота от 5 до 19 м., протяженность стен 2235 м., толщина стен от 3,5 до 6,5 м., количество ворот - 4, количество башен – 20 (Водовзводная, Боровицкая, Оружейная, Комендантская, Троицкая, Кутафья,Средняя Арсенальная, Слайд № 31 Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская, Спасская, Царская, Набатная, Константино-Еленинская, Слайд № 32 Беклемишевская, Петровская, Вторая Безымянная, Первая Безымянная, Тайницкая Благовещенская), высота башен до 80 м.).

  1. В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?

  2. Какое название у статуи?

  3. Какова ее высота? Слайд № 34

(г. Волгоград. Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн)

  1. Какая картинная галерея самая большая в мире и в каком городе находится?

Слайд № 35

  1. Сколько в ней залов и какова их общая протяженность?

(Эрмитаж. Санкт-Петербург. Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км. Потому-то в 1988 г. Эрмитаж попал в книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея в мире)

  1. Какую республику в составе России называют «страной тысячи озер»?

(Республика Карелия)

  1. Какую горную систему назвали «каменным поясом земли русской»? (Урал)

  2. Где находится «ноль» в каждом российском городе? ( Это главный почтамт. От него считаются все расстояния на автодорогах)

  3. По какому озеру РФ можно пройти пешком и проехать на поезде? Слайд № 36

(По Баскунчаку: оно заполнено солью и по нему проложена узкоколейная железная дорога, по которой вывозят добычу на берег. Находится в Астраханской области, к востоку от Волги)

  1. Сколько раз можно встретить Москву на картах мира?

(Москва – столица, Москва – река, Москва – пик в восточной части хребта Петра Первого на Памире, В США как минимум 17 населенных пунктов с названием Moscow)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:

А теперь давайте попробуем применить законы Конституции к сказкам. Перед вами вопросы, вы должны продумать, какое право нарушено и записать ответ.

 1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2.    Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4.    Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

А теперь маленькие задания. Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался.

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища, нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка (нарушено право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (нарушил право на неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность).

9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения, свобода слова).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Знайка (воспользовался правом на образование).

14. Буратино (воспользовался правом на образование).

15. Герои Простоквашино (воспользовались правом на отдых).

16. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

17. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

18. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

19. Наф-наф (воспользовался правом на труд).


Итог часа общения.

Итак, ребята, подведем итоги нашего общения:

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?