Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Час толерантности
для обучающихся дошкольного возраста
«Когда мои друзья со мной!»
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2023 год
Цель: выявить представление дошкльников о том, что такое «дружба» и каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;
способствовать успешному самопознанию и созиданию обучающихся;
содействовать формированию дружного коллектива обучающихся;
развивать культуру поведения.
Необходимый материал и оборудование: экран, видео, аудиоаппаратура, аудиозаписи детских песен о дружбе, пословицы о дружбе, тематические надписи, картинки, презентация, альбомы, акварельные краски, кисти, непроливайки.
Ход занятия.
Звучат детские песни о дружбе.
I. Организационный момент.
В классе включается песня «Если с другом вышел в путь…»
Сообщение темы.
Педагог: Сегодня мы поговорим с вами о том, без чего люди не могут жить на Земле.
Давайте из букв составим это замечательное слово. (ДРУЖБА)
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, древний философ Сократ говорил так о дружбе: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
II. Основная часть.
Педагог: Давайте послушаем «Монолог о дружбе» Л. Измайлова.
Аудиозапись 1 части стихотворения.
Что такое дружба? Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоем в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил все видел, но молчит. | Разве это дружба, если кто-то Примеры в классе не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок дает ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: «Вы не в школе?» - Оба дружно начинают врать. Ну, а может, дружба – это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою, пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда? |
Что такое дружба, каждый знает Может быть, и спрашивать смешно, Ну, а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? |
Педагог: Ребята, вы согласны с мнением автора, что дружба – это поход вдвоем в кино?
- хороший пас в футболе?
- списывание домашнего задания?
- прогуливание вдвоем уроков?
- добрый совет?
- На занятиях, ребята, мы говорим, о важных качествах характера человека, которые ценятся.
Давайте вспомним и назовем их…
Доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь, честность, вежливость, аккуратность, надежность, опрятность, благородство, скромность, справедливость, заботливость, чуткость и т.д.
Игра «Если весело живется, делай так…» (аудиофонограмма)
Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку.
Педагог: Посмотрите, как мы дружно играли, мило улыбались друг другу, девочки - мальчикам, мальчики - девочкам. А ведь некоторые мальчики считают невозможной дружбу с девочками. Давайте послушаем диалог Л. Измайлова «Мальчишки и девчонки».
Педагог читает диалог.
Ты где вчера был? Я вчера с Танькой в кино ходил. С Танькой в кино ходил, и не стыдно? А чего вдруг стыдно? Да она же … Чего? Да она же… как ее… Да что? Да она же девчонка! Ну и что? Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел. Почему? Да потому, что девчонки, это … Ну что - девчонки? Да девчонки, они же… Ну что они? Да они же с косичками. Подумаешь с косичками. Что же тут такого? А Танька тем более без косичек. А это еще хуже. Почему же хуже? Потому что дергать не за что. А зачем их дергать? А что с ними еще делать? Поговорить можно. О чем с ними говорить? Про платье, что ли? Бантики, рюшечки, как у нашей хрюшечки. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все. Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси. Она все равно зубрила. Сегодня все стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась. Плохо учила, наверное, вот и заикнулась. И вообще, все они - ябеды и трусихи. Кто ябеда? Танька? кто Марье Ивановне наябедничал? | А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, Так я же не знал, что это - уж. Я думал, что это - удав гадючий. Вот ты испугался, а Танька в руках держала. Конечно, удавы девчонок не трогают. Это почему же? Потому что они …они…плаксы все они… Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел? Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила? Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула. Зато в футбол она играть не умеет. Зато она лучше всех в классе в теннис играет. В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. Толи дело бокс. А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?! Подумаешь шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают. Таких глупых? Это почему же глупых? Танька глупая? А была бы умная, она бы в кино с тобой не пошла. Почему? Она получше кого-нибудь нашла. Кого же это? Да меня, хотя бы. Да она с тобой не пойдет. Посмотрим, как не пойдет. Вот пойду и приглашу ее в кино. Кого, Таньку? Не Таньку, а Таню. Так она же это … Кто? Девчонка. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино. |
Педагог: Ребята, как вы думаете правильно разделять дружбу между людьми?! Ответы
- Дружить нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
Ведь культура человека проявляется в его поведении каждый день, в его внешнем виде, в отношении друг другу.
- Девочки, давайте дадим несколько советов мальчикам.
Каждому мальчику хочется быть похожим на рыцаря. А рыцари очень вежливы со всеми дамами - девочками и женщинами.
Советы для мальчиков:
Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе место женщине или девочке.
Он никогда не усядется за стол, пока не займут свои места девочки.
Конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!
- А теперь, мальчики, давайте дадим несколько советов девочкам.
Советы для девочек:
1. Честно говоря, на вежливую, аккуратную, добрую девочку и посмотреть приятно. Такие девочки всегда похожи на маленьких принцесс.
2. Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и не ссорятся, не произносят грубых, некрасивых слов.
3. А какие они ловкие и умелые, эти девочки! Не хуже Золушек! Если девочка заметит, что на куртке у друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьет ее.
4. Хорошая девочка никогда не капризничает. Она приветлива, весела, добра со всеми друзьями и заботливо относится к своим близким.
Педагог: Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок:
Для дружбы нет расстояний.
Друг познается в несчастье.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Скажи, кто твои друзья, и я скажу кто ты.
- Молодцы! Хорошие пословицы.
Так, значит, дружба – это… Ответы
III. Завершающая часть.
Вывод.
«Монолог о дружбе» Л. Измайлова.
Аудиозапись 2 части стихотворения.
Дружба – это, если друг твой болен И не может в школу приходить – Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему свое вниманье Дни, недели, месяц или год… | Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он все не сможет, Может быть, обидится он вдруг, Все равно, сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. |
Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей и белых, и цветных. Дружба – это, если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба – это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны! |
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Дерево дружбы». (Под музыку)
Все берутся за руки. Один человек – «дерево».
Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу,
постепенно закручивая всех вокруг «дерева».
- Вот какое большое и крепкое получилось у нас дерево «Дружбы».
Давайте будем, как ветер с морем,
Дружить друг с другом, трава с дождями,
Как птица с небом, как дружит солнце
Как поле с плугом, со всеми нами!
Педагог: Ребята, чтобы все люди жили в мире на планете, важно помнить всегда простую истину… Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!
- А в завершении нашего часа, предлагаю всем вам нарисовать разноцветные ладошки дружбы.
Обучающие выполняют работу акварельными красками в альбомах под песню «Будем вместе!»
Снятие видеофрагмента.
- Ладошки у вас получились разные, красивые, яркие и в то же время одинаковые, как и все люди на нашей планете. Ведь все мы такие разные, но мы все думаем и мечтаем, желаем, чтобы во всем мире между разными народами были мир и дружба.
Фото на память.
Список источников и литературы:
Ермолина В.В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимоотношений у старших дошкольников / В.В. Ермолина, Е.В. Малыхина / Смальта.- 2017. - № 3. - С. 23-26. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29216690_14050881.pdf
Кочисов В.К. Воспитание у дошкольников толерантного отношения / В.К. Кочисов, А.В. Небежева // Синергия Наук. - 2018. - № 30. - С. 1833-1837.- https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36736009_78075082.pdf
Шмелева О.И. Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников / О.И.Шмелева // Наука, образование и культура. - 2019. - № 1 (35). - С. 43-45. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36932747_57445504.pdf
Веракса Н.Е. От рождения до школы: программа/ Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, Э.М. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2019. – 332 с.
Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника//Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С.8–16.