СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи. Обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Части речи" обобщает знания обучающихся по таким частям речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союзы и союзные слова. Закрепление знаний проходит в форме игровых заданий: "Четвертый лишний", "Различай".

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Обобщение.»

Части речи   9 класс Автор: Афонина Н.В., учитель ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»

Части речи

9 класс

Автор: Афонина Н.В.,

учитель ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»

Имя существительное  часть речи, которая обозначает предмет  и отвечает на вопросы кто? или что?  Грамматические признаки имени существительного: Одушевленное / неодушевленное. Собственное / нарицательное. Род: мужской, женский, средний. Склонение: 1-е, 2-е. 3-е. Число: единственное, множественное. Падеж: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. (По) полю – сущ., неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Д.п..

Имя существительное

часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы кто? или что?

Грамматические признаки имени существительного:

  • Одушевленное / неодушевленное.
  • Собственное / нарицательное.
  • Род: мужской, женский, средний.
  • Склонение: 1-е, 2-е. 3-е.
  • Число: единственное, множественное.
  • Падеж: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

(По) полю – сущ., неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Д.п..

Имя прилагательное  часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы какой?  какая? какое? какие?  Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже . (На чём?) на лодке (ж.р., ед.ч., П.п.). На лодке (какой?) парусной (ж.р., ед.ч., П.п.).

Имя прилагательное

часть речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы какой?

какая? какое? какие?

Прилагательное согласуется с существительным

в роде, числе и падеже .

(На чём?) на лодке (ж.р., ед.ч., П.п.).

На лодке (какой?) парусной (ж.р., ед.ч., П.п.).

Местоимение  часть речи, которая указывает на предмет ,  но не называет его. Личные местоимения Предлоги с местоимениями пишутся раздельно. К местоимениям 3 – го лица добавляется согласная « н », если местоимение стоит после предлога. Например, у н его, к н ей, без н их, над н ими. Ед. ч.  1 – е лицо Мн. ч. я  2 – е лицо ты мы вы  3 – е лицо он она оно они

Местоимение

часть речи, которая указывает на предмет ,

но не называет его.

Личные местоимения

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно. К местоимениям

3 – го лица добавляется согласная « н », если местоимение стоит

после предлога. Например, у н его, к н ей, без н их, над н ими.

Ед. ч.

1 – е лицо

Мн. ч.

я

2 – е лицо

ты

мы

вы

3 – е лицо

он

она

оно

они

Глагол  часть речи, которая обозначает действие  предмета и отвечает на вопросы  что делает? что делал? что сделает?  Грамматические признаки глагола: 1. Неопределённая форма – что делать? строит ь  что сделать? построит ь 2. Время: настоящее – что делает? строит  прошедшее – что делал? строил  будущее – что сделает? построит 3. Число : ед. – что делает? строит  мн. – что делают? строят 4. Род (в прош. вр. ед. ч.): м.р. – что делал? строил  ж.р. – что делала? строила  ср.р. – что делало? с троило 5. Лицо ( в наст. вр. и буд.вр.): я  строю , мы  строим , ты  строишь ,  вы строите , он, она, оно строит , они  строят .

Глагол

часть речи, которая обозначает действие

предмета и отвечает на вопросы

что делает? что делал? что сделает?

Грамматические признаки глагола:

1. Неопределённая формачто делать? строит ь

что сделать? построит ь

2. Время: настоящее – что делает? строит

прошедшее – что делал? строил

будущее – что сделает? построит

3. Число : ед. – что делает? строит

мн. – что делают? строят

4. Род (в прош. вр. ед. ч.): м.р. – что делал? строил

ж.р. – что делала? строила

ср.р. – что делало? с троило

5. Лицо ( в наст. вр. и буд.вр.): я строю , мы строим , ты строишь ,

вы строите , он, она, оно строит , они строят .

Наречие  часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как?   Наречия времени отвечают на вопрос когда? : вчера, давно.  Наречия места отвечают на вопросы где? куда? откуда? :  внизу, сюда, издалека.  Наречия способа действия отвечают на вопрос как? : дружно,  тихо, радостно, неожиданно.   Наречие – это неизменяемая часть речи.  Читаю быстро, читаешь быстро, читай быстро.

Наречие

часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как?

Наречия времени отвечают на вопрос когда? : вчера, давно.

Наречия места отвечают на вопросы где? куда? откуда? :

внизу, сюда, издалека.

Наречия способа действия отвечают на вопрос как? : дружно,

тихо, радостно, неожиданно.

Наречие – это неизменяемая часть речи.

Читаю быстро, читаешь быстро, читай быстро.

Имя числительное часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? или какой? (который?)  Сколько? пятьдесят (бочек), девять (граммов) – это количественные числительные . Какой? (который?) девятый (класс), шестой (этаж) – это порядковые числительные.  Запомни правописание числительных  девяностО, двестИ, тристА, четырестА.

Имя числительное

часть речи, которая обозначает количество

предметов и порядок их при счёте и

отвечает на вопросы сколько? или

какой? (который?)

Сколько? пятьдесят (бочек), девять (граммов) – это

количественные числительные .

Какой? (который?) девятый (класс), шестой (этаж) – это

порядковые числительные.

Запомни правописание числительных девяностО, двестИ,

тристА, четырестА.

Предлог  служит для связи слов в предложении Например: Знал я невысокий дом в  переулке за  углом. в , за - предлоги.

Предлог

служит для связи слов в предложении

Например:

Знал я невысокий дом в переулке за углом.

в , за - предлоги.

Союзы и союзные слова  и, а, но, когда, где, что, чтобы, который, потому что  служат для связи частей предложения  Например: Стояла осень на дворе, и  ветер дул сырой. Месяц под косой блестит, а  во лбу звезда горит. Ночь наступает, когда солнце  уходит за горизонт. Я хочу, чтобы  песни звучали. Мы любим Родину, потому что всё в ней для нас родное.

Союзы и союзные слова

и, а, но, когда, где, что, чтобы, который, потому что

служат для связи частей предложения

Например:

Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Ночь наступает, когда солнце уходит за горизонт.

Я хочу, чтобы песни звучали.

Мы любим Родину, потому что всё в ней для нас родное.

Дай определение каждой части речи. Выбирай нужные вопросы и грамматические признаки. Значение Вопросы Называет предмет. Называет признак предмета. Называет действие предмета. Называет признак действия. Указывает на предмет. Называет количество или порядок предметов при счёте. Служит для связи слов по смыслу. Грамматические признаки  что делать?  что сделать? род  какой?  который? число  какая? падеж  какое?  какие? склонение  сколько?  кто? лицо  что?  где?  когда? время  как?  куда? спряжение  откуда? не изменяется

Дай определение каждой части речи. Выбирай нужные вопросы и грамматические признаки.

Значение

Вопросы

  • Называет предмет.
  • Называет признак предмета.
  • Называет действие предмета.
  • Называет признак действия.
  • Указывает на предмет.
  • Называет количество или порядок предметов при счёте.
  • Служит для связи слов по смыслу.

Грамматические признаки

что делать?

что сделать?

род

какой?

который?

число

какая?

падеж

какое?

какие?

склонение

сколько?

кто?

лицо

что?

где?

когда?

время

как?

куда?

спряжение

откуда?

не изменяется

Назови разные части речи в ряду однокоренных слов гром –  громыхает –  громко –  громкий – существительное глагол наречие прилагательное

Назови разные части речи в ряду однокоренных слов

гром –

громыхает –

громко –

громкий –

существительное

глагол

наречие

прилагательное

«Четвёртый лишний» росток, вырастил, собрал. Посеял, Она, вы, на, ты. ручка. Пять, тетрадка, пятёрка, Длинный, высокий, высоко, низкий. говорить. крик, Шёпот, разговор, Утром, вечером, днём, ночь. третий, хороший. второй, Первый, Их, из, под, за. Умный, смелый, честный, шестой.

«Четвёртый лишний»

росток,

вырастил,

собрал.

Посеял,

Она,

вы,

на,

ты.

ручка.

Пять,

тетрадка,

пятёрка,

Длинный,

высокий,

высоко,

низкий.

говорить.

крик,

Шёпот,

разговор,

Утром,

вечером,

днём,

ночь.

третий,

хороший.

второй,

Первый,

Их,

из,

под,

за.

Умный,

смелый,

честный,

шестой.

Прочитай предложение. Разбери его по членам предложения . Определи, какой частью речи выражен каждый член предложения. На десятой версте от столицы одиноко темнеет курган, его любят пролётные птицы, обнимает болотный туман.

Прочитай предложение. Разбери его по членам предложения . Определи, какой частью речи выражен каждый член предложения.

На десятой версте от столицы одиноко

темнеет курган, его любят пролётные

птицы, обнимает болотный туман.

Различай.   Имя прилагательное Порядковое числительное называет признак предмета . называет порядок предметов при счёте. День (какой?) хороший.   День (какой?) третий. Человек (какой?) смелый.  Человек (какой?) шестой.

Различай.

  • Имя прилагательное
  • Порядковое числительное

называет признак предмета .

называет порядок предметов

при счёте.

День (какой?) хороший.

День (какой?) третий.

Человек (какой?) смелый.

Человек (какой?) шестой.

Различай. Имя прилагательное обозначает  Наречие обозначает  признак предмета. признак действия.   Улыбка (какая?) ласковая.   Улыбаться (как?) ласково. Нападение (какое?) внезапное.  Нападать (как?) внезапно.

Различай.

  • Имя прилагательное обозначает
  • Наречие обозначает

признак предмета.

признак действия.

Улыбка (какая?) ласковая.

Улыбаться (как?) ласково.

Нападение (какое?) внезапное.

Нападать (как?) внезапно.

Различай.   Имя существительное называет  предмет. Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.   (Что?) – судно; (Что?) – оно; (Кто?) – капитан. (Кто?) – он.

Различай.

  • Имя существительное называет предмет.
  • Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

(Что?) – судно;

(Что?) – оно;

(Кто?) – капитан.

(Кто?) – он.

Укажи части речи и приведи примеры. указывает на предмет; а) называет предмет  (что?) весна (что?) она  б) называет признак действия называет признак предмета  прийти  (когда?) сегодня  день  (какой?) сегодняшний  в) называет признак предмета  класс (какой?) светлый  называет порядок предметов при счёте класс (какой?) девятый

Укажи части речи и приведи примеры.

указывает на предмет;

а) называет предмет

(что?) весна

(что?) она

б) называет признак действия

называет признак предмета

прийти (когда?) сегодня

день (какой?) сегодняшний

в) называет признак предмета

класс (какой?) светлый

называет порядок предметов при счёте

класс (какой?) девятый