Гришина Кристина Владимировна
1ПС ОЗФО
Сдано 25.09.2024 г.
МОДУЛЬ 1
Вопрос 1. Чем объяснить трудность определения предмета психологии?
Во-первых, предмет любой науки меняется с развитием самой науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука изменяла свой предмет, однако, так и не достигла решения этого вопроса. Существует множество направлений и школ в психологии, каждая из которых имеет свои собственные взгляды на то, что является предметом психологии. Одни говорят, что психология изучает явления и функции сознания, другие – поведение, третьи – деятельность и т.д. Н-р, бихевиоризм фокусируется на поведении, когнитивная психология – на мышлении, психоанализ – на бессознательном … Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрений на решение проблемы предмета исследования, и других фундаментальных вопросов.
Психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить все изучаемые в психологии феномены, соединить в целостную систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно).
Итак, 1 причина – многообразие подходов к определению предмета психологии.
Во-вторых, психологическая наука – одна из самых сложных наук вообще. Она охватывает множество областей человеческой жизни и деятельности, включая эмоции, мотивацию, личность, межличностные отношения, развитие, обучение, память, восприятие, сознание и др. Это делает определение предмета очень широким и всеобъемлющим.
Лев Семёнович Выготский писал:
«Нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединений различного в одном, как в психологии. Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут.»
Итак, 2 причина – широкий спектр проблем, которыми занимается психология + постоянное изменение и развитие науки.
В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи со многими иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счёте может привести психологию к утрате собственного предмета. Поэтому психологическая наука должна чётко ограничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.
Итак, 3 причина – тесная взаимосвязь с др. науками и необходимость отделения от них.
Таким образом, трудность определения предмета психологии связана с разнообразием подходов, широким спектром изучаемых проблем и постоянным развитием этой науки, а также с тесной взаимосвязью с др. науками. Каждый человек уникален и обладает своими особенностями, поэтому универсальное определение, которое бы удовлетворило всех, труднодостижимо.
Вопрос 2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали друг с другом?
Институт комплексного человекознания – это учебно-научное учреждение, которое занимается изучением человека как сложной системы, включающей физические, психологические, социальные и духовные аспекты его существования. Главная цель института – расширить наше понимание человека и его потенциала, а также разработать новые методы и подходы к его изучению.
В институте комплексного человекознания могут работать различные специалисты из разных научных дисциплин. Рассмотрим примерный список таких специалистов и их возможную кооперацию.
Психологи. Они занимаются исследованием психологических процессов, эмоций, поведения и личности человека. Психологи могут проводить эксперименты, наблюдения и интервью для изучения человеческого поведения.
Социологи. Эти специалисты исследуют социальные структуры, процессы и явления, а также взаимодействие между людьми и группами. Социологи могут анализировать данные опросов, интервью и социологических исследований для понимания влияния общества на человека.
Антропологи. Изучают культурные особенности и традиции различных народов, а также их влияние на человеческое поведение и мышление. Они могут проводить этнографические исследования, изучая жизнь и культуру различных групп людей.
Биологи и медицинские специалисты. Биологи и врачи исследуют биологические основы человеческого организма, физиологию, генетику и здоровье. Они проводят исследования в лабораториях, изучают анатомию и физиологические процессы, влияющие на поведение человека.
Философы и философы науки. Философы исследуют фундаментальные вопросы о природе человека, смысле жизни, морали и этике. Философия науки помогает понять методологические аспекты научного исследования и способствует развитию новых теоретических концепций.
Экономисты и социологи экономики. Экономисты изучают экономическое поведение, рынки, распределение ресурсов и экономические системы. Они используют статистические методы и моделирование для анализа экономических данных и прогнозирования будущих тенденций.
Педагоги и педагоги-психологи. Специалисты в области образования занимаются разработкой методов обучения и воспитания, изучением факторов, влияющих на учебный процесс и развитие ребёнка.
Культурологи и историки культуры. Культурологи исследуют культурные феномены, такие как искусство, религия, философия и язык, их взаимосвязь и эволюцию во времени. Историки культуры помогают понимать прошлое и его влияние на современность.
Информационные технологии и специалисты по данным. IT-специалисты разрабатывают и внедряют информационные системы и технологии, которые используются для сбора, хранения и анализа данных. Аналитики данных работают с большими объёмами информации, используя алгоритм машинного обучения и искусственного интеллекта для выявления закономерностей и прогнозирования.
Сотрудничество между этими специалистами будет зависеть от конкретных задач и проектов института. Например,
- Многодисциплинарные проекты. Комплексные исследования, требующие участия специалистов из разных областей знаний. Н-р, изучение влияния экономической ситуации на психологическое состояние населения – экономисты, психологи и социологи.
- Междисциплинарное сотрудничество. Регулярные встречи, обсуждения для обмена идеями и данными, координации совместной работы и планирования будущих исследований.
- Обмен знаниями и опытом. Организация семинаров, конференций и повышения квалификаций, где каждый специалист может поделиться своим опытом и знаниями с коллегами из др. областей.
- Разработка общих методик и инструментов. Совместная работа над созданием общих методологических подходов и инструментов для проведения исследований, чтобы обеспечить согласованность и качество данных.
- Публикация результатов исследований. Совместные публикации статей и книг, участие в международных конференциях и симпозиумах для распространения результатов исследований.
В целом, сотрудничество в институте комплексного человекознания должно быть направлено на интеграцию различных дисциплин и методов для глубокого понимания человека в контексте его социального, культурного, биологического и экономического окружения.
Институт также будет предоставлять образовательные программы, включающие курсы и семинары по комплексному человекознанию. Студенты смогут изучать различные дисциплины, связанные с человеком, и получать практические навыки, необходимые для работы в этой области.
Институт комплексного человекознания будет играть важную роль в развитии науки и практики, связанных с изучением человека. Он поможет расширить наше понимание сущности человека и его места в мире, а также способствовать развитию новых подходов к личностному росту и саморазвитию.
Вопрос 3. В каких областях практической деятельности необходимы знания психологии? Выскажите ваши соображения по вопросу.
Образование. Обучение и воспитание подрастающего поколения, иначе говоря, сфера педагогики. Учителя и преподаватели должны понимать особенности детского и подросткового развития, их эмоциональные потребности и способы обучения. Знания о мотивации, обучении и коммуникации помогают создавать эффективные учебные программы и методы преподавания.
Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, которая должна обеспечить научное обоснование программ и методов обучения, установить круг понятий, доступных детям соответствующего возраста, и способы подачи материала, которые обеспечат его наилучшее усвоение. Резвившийся за последнее время новый раздел педагогики – программированное обучение (или теория программированного/поэтапного усвоения знаний) вносит научную психологическую основу для разработки оптимальной последовательности предлагаемого материала и применения наиболее эффективных методов обучения. Такие вопросы, как степень развёрнутости процесса поэтапного усвоения знаний, соотношения наглядных и словесно-логических средств обучения, способ оптимальной формулировки знаний, приёмы адекватного усвоения понятий – лишь часть вопросов, изучаемых педагогической психологией.
Другой стороной использования психологии для рационального построения обучения и воспитания является анализ психологических особенностей детей, которые мешают их успешному обучению. Н-р, неуспеваемость учеников, задерживающих успешную работу всего класса. Важнейшей задачей должно быть своевременное распознание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей, и диагностика различных форм неуспеваемости. Эта задача может быть выполнена лишь при ближайшем участии психологов, которые могут описать психологические особенности неуспевающих детей, выяснить основные причины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении описанных дефектов.
Область промышленности и труда. Раздел прикладной психологии, которая занимается связанными с этими областями вопросами, называется инженерной психологией и психологией труда. Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, авиацией и т.п., предполагает сложное взаимодействие системы «человек-машина». Создаваемая техника должна быть приспособлена к возможностям человека; необходимо обеспечить условия, при которых управление системами протекало бы оптимально, с наименьшими затратами времени и с наименьшим числом ошибок. Эти требования относятся прежде всего к рациональному построению пультов управления, которое можно удовлетворить лишь при учёте законов человеческого восприятия, объёма человеческой памяти, чтобы наилучшим образом приспособить машину к возможностям человека.
С другой стороны, современная индустрия ставит вопросы подбора людей, соответствующих формам и условиям работы; создание условий для сохранения внимания и минимального истощения человека. Она ставит вопрос о том, какие психологические факторы необходимо учесть для обеспечения максимальной надёжности работы и минимальной аварийности.
Медицина. Врачи, медсёстры и др. медицинские работники используют знания психологии для диагностики и лечения психических расстройств, а также для улучшения качества общения с пациентами и повышения уровня их удовлетворённости медицинскими услугами.
Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента, но и от того, что врачи-терапевты называют «внутренней картиной болезни» (как больной сам относится к своей болезни, как её оценивает). Само отношение к болезни связано с рядом психологических факторов, особенностями эмоционального строя личности.
Изучение характерологических особенностей и строя личности, которым занимается психология, имеет поэтому важное значение в медицине, позволяет ближе подойти к научной основе практики психотерапии, психогигиены и психопрофилактики.
Особое место занимает психология в специальных отраслях медицины – неврологии и психиатрии. Здесь она может оказать существенную помощь в решении двух важнейших вопросов: диагностика природы заболевания и восстановление нарушенных функций.
За последние десятилетия возникла новая область психологической науки – нейропсихология. Она позволила увидеть, какие факторы, входящие в состав сложных форм психической деятельности, связаны с определёнными участками мозга и какие виды нарушений этих участков мозга не приводят к их заметным поражениям.
Не менее важное значение имеет психология и для уточнения диагностики психических заболеваний. Применение методов экспериментальной патопсихологии в психиатрической клинике позволяет существенно уточнить диагностику психических заболеваний и входит как составная часть в общую психопатологию.
Юриспруденция. Адвокаты, судьи и полицейские применяют знания психологии в работе с жертвами преступлений, свидетелями и подозреваемыми. Это помогает им лучше понимать мотивы преступников и обвиняемых и оценивать достоверность свидетельских показаний. Следователь и судья постоянно имеют дело со сложными формами психической деятельности человека, с его мотивами и характерологическими чертами, с границами его восприятия и памяти, с особенностями его поведения – судебная психология. Поэтому учёт психологических характеристик этих процессов должен быть обязательным компоненом в подготовке и деятельности судебно-следственных работников.
Психология разработала научный подход к двум важным разделам судебно-следственной практики: анализу свидетельских показаний и психологической диагностике причастия к преступлению. Современное преступление оставляет следы не только во внешней обстановке, но и в психике самого преступника, поэтому существуют объективные психологические методы, с помощью которых эти следы могут быть обнаружены. Включение психологии в решение этих вопросов позволяет сделать важный вклад в построение судебно-следственного дела на научной основе и составляет важный раздел практического приложения психологии.
Реклама и маркетинг. Специалистам в этих областях знания психологии помогают понять, как потребители принимают решения о покупке товаров и услуг и как создавать рекламные кампании, которые будут наиболее эффективно воздействовать на целевую аудиторию.
Бизнес и управление. Руководителям и менеджерам знание психологии помогает эффективно управлять персоналом, улучшать командную работу, разрешать конфликты и производительность труда.
Спорт. Тренерам и спортсменам знания психологии позволяют оптимизировать тренировочный процесс, справляться с давлением соревнований и развивать уверенность в своих силах.
Военная служба. Военнослужащие и военные психологи используют знания о стрессе, адаптации и групповых динамиках для повышения боевой готовности и снижения посттравматического стресса.
Консультирование и психотерапия. Профессиональные психологи и консультанты применяют свои знания для помощи людям в решении личных и профессиональных проблем, преодолении кризисов и достижении личностного роста.
Знания психологии важны в любой сфере, где взаимодействие с людьми играет ключевую роль. Они помогают улучшить качество работы, повысить эффективность и достичь лучших результатов.
Вопрос 4. Противоречат ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.
Методы объяснительной, описательной и практической психологии не противоречат друг другу, а наоборот, могут успешно дополнять друг друга для достижения общей цели понимания психических процессов и поведения человека.
Объяснительная психология направлена на поиск причин и закономерностей, описывающих психические процессы и поведение. Она использует такие методы, как эксперименты, наблюдения, опросы и анализ данных для создания теорий и моделей, объясняющих психические явления.
Она ориентирована на требования и познавательные средства, характерные для естествознания, стремится объяснять уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами.
Описательная психология стремится к точному и детальному описанию явлений, наблюдаемых в психике и поведении. Она применяет такие методы, как интроспекция, самонаблюдение, интервью, наблюдение за поведением. Описательные методы помогают собрать подробную информацию о различных аспектах психической жизни и поведении людей.
Практическая психология фокусируется на применении знаний и методов психологии для решения конкретных проблем и улучшения качества жизни. Она включает в себя консультирование, психотерапию, тренинги и др. формы вмешательства, направленные на улучшение психического здоровья и благополучия.
Примеры областей, где могут применяться данные подходы.
- В образовании. Объяснительные методы помогут понять, как работает обучение и память, описательные методы позволят наблюдать за процессом обучения и оценивать его эффективность, а практические – будут использоваться для разработки образовательных программ и методик преподавания.
- В клинической практике. Объяснительное знание поможет понять причины психических расстройств, описательное знание позволит проводить диагностику и оценку состояния пациента, а практическое знание – для разработки эффективных методов лечения и реабилитации.
- На рабочем месте. Объяснительно-описательные исследования помогут понять факторы, влияющие на производительность труда, мотивацию и удовлетворённость работой, а практическая психология – для создания условий, способствующих повышению эффективности работы и снижению стресса.
- В юриспруденции. Описательная психология используется для сбора и анализа информации о поведении, эмоциях и мыслях участников юридического процесса. Свидетельские показания – точные описания событий, ставших предметом расследования или разбирательства. Интервью и анкеты – использование структурированных и неструктурированных методов для получения информации от свидетелей, подозреваемых, потерпевших и др. участников. Анализ документов – изучение переписки, записей телефонных разговоров и др. материалов, связанных с делом.
- В спорте. Описательная психология – индивидуальные характеристики спортсмена – описание личности спортсмена, его сильных и слабых сторон, предпочтений и мотиваций; спортивное поведение – детализация стиля игры, манеры выполнения упражнений, реакций на различные ситуации в игре; медицинские показатели – фиксация физиологических показателей (пульс, давление) и их влияние на спортивные результаты. Цель описательной психологии – создать максимально полный портрет спортсмена и условий его тренировок и выступлений.
Объяснительная психология помогает понять, почему спортсмены ведут себя определённым образом и как это влияет на его выступления. Эти знания позволяют тренеру и самому спортсмену глубже понимать свои сильные и слабые стороны и разрабатывать стратегии для улучшения своих результатов.
Практическая психология применяется для непосредственной поддержки спортсменов и улучшения их спортивных достижений: тренировки на концентрацию внимания – способность спортсмена сосредоточиться на задаче; релаксационные техники – для снятия напряжения и стресса перед соревнованиями; эмоциональная регуляция – стратегии для контроля негативных эмоций и поддержания позитивного настроя; поддержка в кризисных ситуациях – психологическое сопровождение в случае неудач или травм.
Комбинация всех трёх подходов позволяет создать комплексную программу поддержки спортсменов, которая учитывает индивидуальные особенности каждого участника и способствует их максимальному раскрытию потенциала.
- В здравоохранении.
- Социальная работа.
- Армия и полиция.
- Бизнес и менеджмент.
- Политика и общественная деятельность.
- Личное развитие.
- Коучинг.
Вопрос 5. С какими из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими нельзя?
Согласиться с этим утверждением нельзя. Психические процессы могут изучаться не только посредством самонаблюдения, но и через наблюдение за поведением других людей, анализ их действий и реакций.
Кроме того, современная наука располагает достаточным количеством диагностических методов для определения процессов, происходящих в нервной системе (МРТ, КТ, УЗИ, РЭГ, МРА, ЭЭГ, ЭМНГ, НСГ и т.д.), которые могут дать намного более конкретные ответы на сущность психических процессов, чем самонаблюдение. Поскольку результаты самонаблюдения нельзя оценить в числах и динамике, а также они подвержены искажениям в результате различных эффектов и явлений (систематические ошибки мозга), то данный момент нельзя считать надёжным источником информации о психических процессах.
Существуют научные исследования психики, такие как эксперименты, тесты и опросы. Самонаблюдение является важным инструментом для изучения собственной психики, но оно не может являться единственным источником познания психических процессов.
О сознательности человека судят не потому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.
С данным высказыванием можно согласиться. Сознательность человека действительно определяется не столько его собственным мнением о себе, сколько его действиями и поступками. Человеку свойственно большое количество эмоций и др. психологических процессов (агрессия, зависть, алчность, жадность и др.), однако, человек, используя свою высшую нервную деятельность, сумел обуздать эти проявления и планировать свою деятельность, исходя из логического обоснования выгоды: он может контролировать эмоции и выполнять только те действия, которые ему необходимы для достижения своих целей в перспективе. Поэтому важно именно итоговое проявление: то есть, действие или не действие.
Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т.д.
С данным высказыванием можно согласиться. Психическая деятельность действительно всегда имеет своё объективное выражение в физиологических проявлениях. Это связано с тем, что любое проявление психической деятельности отражается в поведении человека, его физиологических реакциях, мимике, жестах и речи. Даже мыслительные процессы и эмоции оказывают влияние на функционирование организма, вызывая определённые реакции.
Однако, существуют объекты психической деятельности, которые организм воспринимает нейтрально либо может погасить их физиологические проявления при помощи самоконтроля.
Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта.
С данным высказыванием можно согласиться. Русский психолог Д.И. Введенский писал, что чужой душевной жизни мы не можем воспринимать, сама она остаётся вне пределов возможного опыта; что психические процессы могут познаваться только непосредственно.
Каждый человек обладает своим уникальным внутренним миром, который невозможно полностью постичь др. людям. Мы можем лишь делать предположения о мыслях и чувствах др. человека, основываясь на его поведении, словах и внешних проявлениях эмоций. Однако, внутренняя жизнь каждого индивида остаётся скрытой и недоступной для прямого наблюдения и опыта.
Вопрос 6. Прокомментировать и дать оценку поговоркам:
Современной наукой не доказано существование души. Под термином «человеческая душа» понимается совокупность опыта, личностных наблюдений и выводов индивидуума. Мы не можем точно знать, что происходит внутри др. человека. Наши представления о его мыслях, чувствах, мотивах могут быть ошибочными, поскольку каждый человек имеет свой уникальный внутренний мир, скрытый от окружающих.
Эта поговорка напоминает нам о важности уважения личной жизни и мнений др. людей, а также о необходимости проявлять осторожность в суждениях о них.
Поговорка подчёркивает, что внешне спокойные и уравновешенные люди могут скрывать внутри себя опасности, противоречия или паттерны поведения. Она предполагает, что мы не всегда можем доверять тому, что кажется безобидным на первый взгляд. Тихое место может быть обманчиво спокойным, подобно омуту, но под его поверхностью часто прячутся трудности или скрытые негативные черты.
В жизни эта пословица может относиться к людям, которые не проявляют своих истинных намерений. Человек, кажущийся мирным и тихим, может на самом деле обладать злым или коварным характером. Внешний вид и поведение человека не всегда являются точным отражением его внутреннего мира.
Вопрос 7. Приведите житейские представления (поговорки, пословицы, притчи) о психологии человека. (5-10 пословиц, поговорок, притч).
Пословицы и поговорки.
Гнев – плохой советчик.
Нет худа без добра.
Смелого пуля боится.
Гордость рождается от невежества.
Кто много смеётся, тот меньше грешит.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Доброе слово и кошке приятно.
Глаза боятся, руки делают.
Притчи, раскрывающие аспекты человеческой психологии.
Притча о счастье. Один мудрец сказал: «Счастье не в том, чтобы получать, а в том, чтобы хотеть то, что имеешь». Этот урок напоминает о важности умения ценить то, что у нас уже есть, и находить радость в простых вещах.
Притча о сороконожке. Однажды сороконожка задумалась, как ей ходить. В какой последовательности ставить ноги? Сначала правую переднюю или левую заднюю? Так она запуталась и не смогла сделать ни шагу. Эта притча иллюстрирует, как излишняя рефлексия и анализ своих действий могут привести к параличу.
Притча о зеркале. Один человек увидел своё отражение в зеркале и начал критиковать его за недостатки. Зеркало сказало: «Я просто отражаю то, что вижу. Если тебе не нравится моё отражение, измени сначала себя.» Здесь говорится о том, что прежде чем осуждать других, следует обратить внимание на собственные недостатки и работать над собой.
Притча Соломона. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперёд и наказываются» (Библия. Ветхий Завет, Книга Притчи, глава 27, стих 12). Притча говорит о том, что уважающий мудрость и закон будет ими защищён. Тот, кто любит себя – глуп, и этим наказывается.
Вопрос 8. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологий?
Да, закономерно. Психология как наука развивается на протяжении многих лет, и в процессе её развития появляются различные направления и школы. Каждое направление формируется под влиянием определённых научных взглядов, методов исследования и теорий.
Объективными основаниями для появления отдельных течений и различных психологий являются:
Различия в подходах изучения психики: одни психологи фокусируются на внутреннем мире человека, другие – на его поведении и взаимодействии с окружающей средой.
Методы исследования: некоторые школы используют экспериментальные методы, другие предпочитают качественные методы анализа данных.
Теории и концепции: существуют различные теории личности, мотивации, развития и т.д., каждая из которых предлагает свой уникальный взгляд на психические процессы.
Личные предпочтения и ориентации исследователей: учёные часто выбирают определённое направление в зависимости от своих интересов и научных убеждений.
Таким образом, множественность направлений и школ в психологии отражает разнообразие подходов и взглядов на человеческую природу, что способствует развитию науки и накоплению знаний о психике.
Вопрос 9. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?
Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Педагог в школе может использовать разнообразные психологические методы для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Вот некоторые из них:
Тестирование и оценка знаний: используется для определения уровня знаний учащихся, выявления пробелов в обучении и корректировки учебного процесса.
Индивидуальные консультации: помогают ученикам справляться с трудностями в обучении, разрешать конфликты и повышать мотивацию.
Групповые тренинги и игры: способствуют развитию коммуникативных навыков, командной работы и лидерских качеств.
Социально-психологические игры: развивают навыки взаимодействия, эмпатию и умение решать конфликты.
Проектная работа: стимулирует творческое мышление, самостоятельную работу и умение работать в команде.
Психодиагностика: позволяет оценить личностные особенности учеников, их способности и интересы для выбора оптимального пути обучения.
Беседа: получение сведений об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Список используемой литературы:
Иванников, В. А. Общая психология : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 482 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03357-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511083 (дата обращения: 22.09.2024).
Ильин Е. П. И46 Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-388-00269-3
Маклаков А. Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-272-00062-0
Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9692-1059-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545137
Соколова Е.Е. Трудности определения предмета психологической науки
https://www.psychology-online.net/articles/doc-1163.html
Ссылки на электронные ресурсы:
https://www.chitalnya.ru/work/3845684/
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/09/02/metody-issledovaniya-v-vozrastnoy-psihologii
https://brekitoshka.ru/question/predstavte-sebe-chto-sozdan-institut-kompleksnogo-chelovekoznaniya
Переформатирование и прошивка: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Сканирование, преформатирование и при этом выбрасывание номеров страниц – Vlad. update 26.03.06 Сергей Леонидович Рубинштейн Основы общей психологии
Файловый архив студентов. ВУЗ: Институт фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ.
https://studfile.net/preview/10598663/
9