СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»









Технологическая карта урока

Русский язык

2 «А» класс

МАОУ Гимназия № 23








Выполнила: Родионова В.Н.

студентка группы НК – 4

Методист: Мухамадеева Р. Ф.

Учитель: Гуляева Н.Е.








2025 уч.год

Предмет, УМК

Русский язык, Школа России

Школа, класс

МАОУ Гимназия № 23, 2 «А» класс

Тема:

Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель:

Организация деятельности обучающихся по изучению распознавания имен прилагательных и правильное употребление их в тексте-описании.

Задачи урока:

Дидактические:

  • Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;

  • Развивать умение определять связь имени прилагательного с именем существительным;

  • Развивать умение находить в тексте-описании прилагательные и объяснять их роль; составлять содержание для текста-описания на предложенную тему.


Развивающие:

  • Развивать интерес к получению новых знаний;

  • Развивать мышление и речь;

  • Формировать умение планировать и проводить контроль своей деятельности;

  • Способствовать формированию объективной самооценки и взаимооценки.

Воспитательные:

  • Воспитывать ценностное отношение к учебе и предмету «Русский язык»;

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и к учителю.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

Что такое текст-повествование, а также часть речи имя прилагательное.


Понимать:

Содержание для текста-описания на предложенную тему


Применять:

Развивать умение определять связь имени прилагательного с именем существительным;


Анализировать:

Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;


Синтезировать:

Развивать умение находить в тексте-описании прилагательные и объяснять их роль; составлять содержание для текста-описания на предложенную тему.


Оценивать:

Полученный текст-описание, находить орфограммы.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  2. Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.


Познавательные:

  1. Умения добывать новые знания через выполнение предложенных заданий.

  2. Осмысление прочитанной и услышанной информации

  3. Умение применять смысловое чтение.

  4. Умение пользоваться различными источниками

(словарем, учебником)


Коммуникативные:






Личностные:

  1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи при работе в группах.

  2. Умения договариваться с людьми, согласую с ними свои интересы и взгляды.

  3. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.


  1. Учиться выстраивать стиль своего общения со сверстниками в разных ситуациях совместной деятельности.

  2. Учиться адекватно оценивать свою деятельность на уроке, через определения числа имени существительного.

Методы, технологии:

Рассказ, беседа, иллюстрация, упражнения, ситуация занимательности, создание ситуации успеха, проблемная ситуация, взаимооценка, прием «Физминутка».

Ресурсы для учителя:

Учебник, презентация, сигнальные карты, раздаточный материал

Ресурсы для учащихся:

Учебник, сигнальные карты, раздаточный материал.











Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационно – мотивационный.


- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Положите руку на плечо своего одноклассника и пожелайте успеха. Присаживайтесь!

- Откройте свои тетради и красиво, каллиграфически запишите число, месяц, и классная работа.

Минутка чистописания


Приветствуют учителя



Садятся правильно. Открывают тетради, записывают число и классная работа.


  1. Актуализация знаний.


Орфографическая разминка.

(На доске записаны слова.)

Ул..ца, м..г..зин, з…вод, м…тро.

- Прочитайте словарные слова. Поставьте ударение и вставьте пропущенную букву.

- Недавно вы запомнили новое словарное слово, метро.

- Предлагаю с этим словом составить простое предложение.

- Посмотрите на доску, прочитайте про себя.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч летел и попал на жаворонка. Встрепетнулсяжаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебрянную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

- Эти предложения являются текстом? Почему?

- О ком или о чём повествуется в тексте? Что произошлло с жаворонком?

- Существует много разных видов текстов, с одним из них вы уже познакомились. Если в тексте описывается, события, действия происходящие одно за другим, то как мы можем его назвать?

Читают слова.


Улица, магазин, завод, метро.




-Я сегодня поеду на метро.







- Да. Связанны по смыслу и его можно озаглавить

- О жаворонке, о солнце, о лучах. Выпорхнул, поднялся


- Текст-повествование

  1. Целеполагание.


- Верно, ребята.

- Из скольких частей состоит текст?

- Что такое текст-повествование, какие вопросы можно задать к нему?

- Существует много разных видов текста, сегодня мы познакомимся еще с одним. И это «текст-описание»




-Откройте учебники на 93 странице, прочитайте тему урока.

-Что мы должны сегодня узнать?

- Текст это несколько предложений связанных между собой по смыслу.

- Из 3-х, начало, основная часть, концовка.

- Текст-повествование - когда о чем-то или о ком-то сообщают. Вопросы что случилось, что произошло?


- Тема урока «Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?»

- Узнать, что такое текст-описание и какова в нём роль имён прилагательных.

4.Открытие новых знаний.


Работа по теме урока.

- Ребята, давайте же узнаем, чем отличается текст – повествование от текста – описания. Как вы думаете, в чем их отличие?

- Запомните, что в тексте – описании всегда кого-то или что-то описывают с помощью прилагательных.

Например: Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками.

В тексте-описании автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то.

- Скажите, а что нам помогает представить?

- Откройте учебники на с. 94. Тётушка Сова составила для вас правило, прочитайте его и запомните.

- Кто хочет прочитать правило громко, выразительно, выделяя интонацией слова, выделенные жирным шрифтом.

- Сейчас хором проговорим это правило.

- Открывают учебник на странице 93.

- Их отличие в том, что в тексте-повествовании рассказывают о ком-либо, а в тексте-описании описывают кого-то или что-то.






- Имя прилагательное.


- Текст (часть текста), в котором дается описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? Какие?

5.Физкульт-минутка.


- Давайте немного отдохнём и подготовим наши пальчики к дальнейшей работе.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

- Повторяют за учителем.

6.Закрепление.


 Работа по учебнику.

Упражнение № 164

- Откройте страницу учебника 94, прочитайте упражнение № 164.

В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки. Г. Х. Андерсен

- Ребята, из какой сказки этот отрывок?

1. Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?

2. Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор?







- Выпишите из текста имена прилагательные. И подчеркните их волнистой линией.


Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном. 


Карточка 1.

Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ. 

Наш кот.

У нас жил ___________ кот. У него была _________ , ________, _____ шубка, ____ усы. На всех четырёх лапах ______ манжетки, глаза цвета ____ волны.


Слова для справок: отличный, морской, бурые, чёрная, опасные, пушистая, блестящая, страшный, белые, длинные, белые.


Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.

Волк.

Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!


Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.


- Прочитайте, что у вас получилось? У кого по-другому? (Спрашиваю 2-3 учеников)


Выполним с вами упражнение с учебника, прочитайте упр. 165


Крокодил – опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

_Докажите, что эти предложения являются текстом.

-Это текст-описание или повествование?







- Из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

- Тема текста: маленький человечек, который сидел в чашечке цветка. Вопрос к тексту: какой?

- Прилагательные: маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестяще.

- Автор употребил эти прилагательные в тексте, для того, чтобы описать, как выглядит человечек.

Выполняют требование учителя.










Карточка 1.

Наш кот.

У нас жил отличный кот. У него была черная, блестящая, пушистая шубка, длинные усы. На всех четырех лапах белые манжетки, глаза цвета морской волны.


Карточка 2

Волк.

Волк хищный зверь. Он живёт в лесу. У волка острые зубы, серая, густая шерсть. Хвост у волка длинный. Ноги быстрые, сильные. Мы видели волка. У-У-У- страшный какой!








Это текст, потому что все предложения связаны между собой одной темой – описание крокодила. Текст отвечает на вопрос какой? Поэтому это текст-описание.





  1. Итог

Итак, давайте подведём итог.

- Какие задачи мы ставили себе в начале урока? Смогли ли мы их выполнить?

- Что такое текст-описание?

- Какова роль имён прилагательных в тексте-описании?

- Молодцы ребята, вы хорошо сегодня поработали. А вы довольны своей работой?


- Текст (часть текста), в котором дается описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

- Имена прилагательные делают текст ярче, красивее, выразительнее.

8.Рефлексия.


Использую приём сигнальных карт.

Поднимают сигнальные карты.

9.Домашнее задание .

Стр., 96 выучить правило, стр., 95 упр., 166.

Записывают домашнее задание.