Актуализация знаний. | Орфографическая разминка. (На доске записаны слова.) Ул..ца, м..г..зин, з…вод, м…тро. - Прочитайте словарные слова. Поставьте ударение и вставьте пропущенную букву. - Недавно вы запомнили новое словарное слово, метро. - Предлагаю с этим словом составить простое предложение. - Посмотрите на доску, прочитайте про себя. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч летел и попал на жаворонка. Встрепетнулсяжаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебрянную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» - Эти предложения являются текстом? Почему? - О ком или о чём повествуется в тексте? Что произошлло с жаворонком? - Существует много разных видов текстов, с одним из них вы уже познакомились. Если в тексте описывается, события, действия происходящие одно за другим, то как мы можем его назвать? | Читают слова. Улица, магазин, завод, метро. -Я сегодня поеду на метро. - Да. Связанны по смыслу и его можно озаглавить - О жаворонке, о солнце, о лучах. Выпорхнул, поднялся - Текст-повествование |
Целеполагание. | - Верно, ребята. - Из скольких частей состоит текст? - Что такое текст-повествование, какие вопросы можно задать к нему? - Существует много разных видов текста, сегодня мы познакомимся еще с одним. И это «текст-описание» -Откройте учебники на 93 странице, прочитайте тему урока. -Что мы должны сегодня узнать? | - Текст это несколько предложений связанных между собой по смыслу. - Из 3-х, начало, основная часть, концовка. - Текст-повествование - когда о чем-то или о ком-то сообщают. Вопросы что случилось, что произошло? - Тема урока «Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?» - Узнать, что такое текст-описание и какова в нём роль имён прилагательных. |
4.Открытие новых знаний. | Работа по теме урока. - Ребята, давайте же узнаем, чем отличается текст – повествование от текста – описания. Как вы думаете, в чем их отличие? - Запомните, что в тексте – описании всегда кого-то или что-то описывают с помощью прилагательных. Например: Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. В тексте-описании автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то. - Скажите, а что нам помогает представить? - Откройте учебники на с. 94. Тётушка Сова составила для вас правило, прочитайте его и запомните. - Кто хочет прочитать правило громко, выразительно, выделяя интонацией слова, выделенные жирным шрифтом. - Сейчас хором проговорим это правило. | - Открывают учебник на странице 93. - Их отличие в том, что в тексте-повествовании рассказывают о ком-либо, а в тексте-описании описывают кого-то или что-то. - Имя прилагательное. - Текст (часть текста), в котором дается описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? Какие? |
6.Закрепление. | Работа по учебнику. Упражнение № 164 - Откройте страницу учебника 94, прочитайте упражнение № 164. В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки. Г. Х. Андерсен - Ребята, из какой сказки этот отрывок? 1. Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать? 2. Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор? - Выпишите из текста имена прилагательные. И подчеркните их волнистой линией. Работа в парах. А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном. Карточка 1. Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ. Наш кот. У нас жил ___________ кот. У него была _________ , ________, _____ шубка, ____ усы. На всех четырёх лапах ______ манжетки, глаза цвета ____ волны. Слова для справок: отличный, морской, бурые, чёрная, опасные, пушистая, блестящая, страшный, белые, длинные, белые. Карточка 2. Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке. Волк. Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой! Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный. - Прочитайте, что у вас получилось? У кого по-другому? (Спрашиваю 2-3 учеников) Выполним с вами упражнение с учебника, прочитайте упр. 165 Крокодил – опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы. _Докажите, что эти предложения являются текстом. -Это текст-описание или повествование? | - Из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». - Тема текста: маленький человечек, который сидел в чашечке цветка. Вопрос к тексту: какой? - Прилагательные: маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестяще. - Автор употребил эти прилагательные в тексте, для того, чтобы описать, как выглядит человечек. Выполняют требование учителя. Карточка 1. Наш кот. У нас жил отличный кот. У него была черная, блестящая, пушистая шубка, длинные усы. На всех четырех лапах белые манжетки, глаза цвета морской волны. Карточка 2 Волк. Волк хищный зверь. Он живёт в лесу. У волка острые зубы, серая, густая шерсть. Хвост у волка длинный. Ноги быстрые, сильные. Мы видели волка. У-У-У- страшный какой! Это текст, потому что все предложения связаны между собой одной темой – описание крокодила. Текст отвечает на вопрос какой? Поэтому это текст-описание. |