«Давайте сбежим с урока!»
или
создание условий для развития одаренности за рамками урока
по технологии «Единый Тематический День»
авторы: Павлова С.Ю.
учитель иностранных языков
Волкова Т.И.
учитель истории и обществознания.
Вспомните, сколько раз вы сбегали с уроков, когда были школьником. А почему? А с каких уроков чаще всего? А сейчас, будучи учителем, вам не хочется иной раз сбежать со своего урока? Ответы учеников и учителей наверняка будут неоригинальны: «скучно», «непонятно», «я и так всё это знаю» или «а мне это не надо». По словам ученого Ганса Селье : «Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла». Но проблема в том, что урок ограничен во времени, ограничен планом урока, учебной программой. Процесс же по развитию одаренности не имеет границ, поэтому наша задача выйти за рамки урока и создать условия для постоянной мотивации к самосовершенствованию ученика.
Творческая мастерская «Одаренность за рамками урока» образовательного форума педагогов республики началась с призыва ведущих: «Давайте сбежим за рамки урока!»
В качестве мозгового штурма гостям было предложено продолжить высказывания известных людей об одаренности:
А.Эйнштейн: «Парадокс одаренности: чем больше дано, тем … (оригинал: сложнее это доказать) »
Карл Густав Юнг: «Если вы одарённый человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что … (оригинал: вы можете что-то отдать)».
А.П. Чехов: «Существует нечто более редкостное, более тонкое, более незаурядное, чем одаренность. Это… (оригинал: способность признавать одарённость других)».
В.А. Сухомлинский: «Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что… ( оригинал: он одарен от природы)» .
Варианты ответов были разнообразные и интересные, не всегда совпадающие с оригиналом, но совершенно не противоречащие им. Главное, что коллеги пришли к выводу, что одаренность требует инновационных форм развития, и в качестве «выхода» за рамки урока на творческой мастерской была презентована технология Единого Тематического Дня.
Социальная среда гимназии является сильнейшим фактором развития одаренности. Технология Единого Тематического Дня стала катализатором традиций и новаций в методической жизни гимназии: педагоги осваивают технологии проектной деятельности, расширяют систему оценивания, выходят за рамки предметного обучения и овладевают надпредметными умениями и навыками, повышают познавательную активность учащихся, формируют у них опыт самоорганизации.
Этот день становится «праздником» продуктивной деятельности и проводится он для всей гимназии. Содержательно такой День объединяет учителей различных предметов и учащихся. Занятия носят проблемный, тематический характер. Это могут быть и традиционные уроки, но их спектр и жанр разнообразны: лекции, деловые игры, квесты, занятия в лабораториях, пресс-конференции, посещение читального зала, видеосалона, музыкального клуба.
Подходы к организации Единого Тематического Дня позволяют считать эту технологию универсальной:
Тема Дня планируется и разрабатывается совместно учителями всех предметов, находятся точки соприкосновения тем, определяется предметная интеграция согласно учебному плану гимназии. В процессе подготовки рекомендуется учитывать "общественное мнение" при выборе темы и жанра, проводить социологические исследования, задумываться над актуальностью, современностью проекта, актуальностью темы.
Все уроки проводятся строго по расписанию, что не нарушает режим и учебный план гимназии.
Все занятия планируются и анонсируются учителями для своих классов заранее (рекламные проспекты, расписание с темами на дверях кабинетов, специальные домашние задания, индивидуальные проекты и т.д.). Темы уроков соответствуют единой теме дня.
Перемены – это тематические зоны обратной связи и обмена информации («свободный микрофон», «музыкальный салон», «интеллектуальный ринг», «вернисаж проектов», «спортзал» и т.д.). Разнообразные конкурсы, мастерские, презентации на переменах содержательно связанны с уроками.
Тематическое оформление школы обеспечивает обратную связь. Это результаты проектов, сделанных на уроках, фото коллажи и т.д. Оформление полифункционально: многие работы не только украшают школу и создают настроение, но также являются источниками информации, полезной для самообразования и участия в конкурсах Дня.
Итоги дня освещаются школьным радио, оформляются уголки проектов и фотоматериалов. Анкетирование, интервьюирование позволяет составить рейтинг уроков, проектов, конкурсов; изучить и принять во внимание пожелания учителей и учеников на следующий единый тематический день.
Главная цель тематического дня: сформировать у детей целостный взгляд на
окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.
Единый тематический день это непросто нестандартные уроки, объединенные одной темой. Это условие для получения важных результатов для учащихся:
с проблемами, которые придётся решать в жизни;
Формирование комплексного мировоззрения на проблему;
Понимание того, что любую жизненную ситуацию способен решать сам
человек;
Что даёт проблемно-тематический день учителю гимназии?
Возможность реализовать целостный, системный подход к организации образовательной деятельности в гимназии;
Интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных дел, которые могут ярко завершить учебную четверть;
На каждом этапе образовательной деятельности определять привлекательную перспективу, которая станет ярким мотивом к учебной деятельности;
Целенаправленно организовать внеурочную деятельность, органично соединив её с учебным процессом, создать условия для развития темы дня в исследовательских практиках учеников.
Один из самых положительных опытов был получен в гимназии в результате организации Единого Тематического Дня «Великая Победа». Этот день был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Накануне были оформлены фойе школы по тематическим блокам: «Война и дети», «Герои воины», «Воины- земляки», «Всё для фронта - всё для победы». Особая роль, безусловно, всегда в этой теме принадлежит предмету история, но в этот день она коснулась каждого предмета, каждого учителя, каждого ученика.
На литературе учащиеся изучали, читали и декламировали стихи и прозу о войне. На занятиях изобразительного искусства прошли с экскурсией по «Малой Третьяковке» и познакомились с произведениями живописи о Великой Отечественной воине. На уроках математики ребята штурмовали крепость «Уравнение». Страны – союзницы и отряды антифашистского сопротивления внесли вклад в победу на уроках иностранных языков. Историю и принципы действия оружия и военной техники, принесших нам победу в этой войне обсудили и исследовали на уроках физики. На уроках химии изучили достижения ученых в области этой науки в военные годы, их гуманность, опасность, средства защиты от грозного оружия. Полосу препятствий преодолевали на уроках физкультуры все как один, из последних сил, «до победного конца!». В короткие «передышки между боями» (уроками), на переменах, в « Уголке военкора» писали и читали военные письма, брали интервью о «бойцах» и «командирах». В «Землянке» пели военные песни, на «Привале» (в столовой) работала «походная кухня». «По сводкам Информбюро гимназии» все гимназисты знали, что и где происходило в этот день.
В итоге Единого тематического Дня учителя и учащиеся определили учебно-исследовательские темы, с которыми впоследствии успешно выступили на научно-практических конференциях: «Вклад моей семьи в Великую победу», «Женщина и Война», «Сила советского характера», «Советская массовая песня- средство формирования патриотизма в годы Великой Отечественной Войны». Другие учащиеся раскрыли свои творческие и интеллектуальные способности в разработке проектов «Города-герои» (мультимедийная презентация), «Военная техника СССР и Германии: сравнительный анализ» (Виртуальная выставка), «Советские писатели: подвиг мужества и пера» (литературная гостиная) и других проектах.
На примере представленного опыта участники творческой мастерской отметили, что отличительными признаками Единого Тематического Дня является наличие актуальной проблемы, важны целостность дня и его интегративный характер. Значительную часть дня составляют импровизации, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей. Принципами технологии Единого Тематического Дня являются:
- создание ситуации выбора и принятия решения самим ребенком;
- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;
-оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.
Далее в рамках мастерской педагогам было предложено разделиться на творческие группы и разработать задания для Единого Тематического Дня по теме «Дом».
Группе «Озарение» из набора рифм о доме нужно было составить четверостишия о доме. (дом-окном-голубом; дети-светит; радость-старость; счастье—ненастье; солнце- оконце; река-облака-навека; мать-воспитать-мечтать; храм – ветрам; семья-скамья; мечтать-вспоминать-стать; воспитать-передать – приласкать; боль-соль-покой; многоэтажный-бумажный; кирпичный-симпатичный; мой причал-всех начал; милей-ближе-светлей; провожают-дают; первый лепет-волнение и трепет )
Группа «Голос», изучив тексты песен о доме («Крыша дома твоего», «Мимо текла, текла река», «Родительский дом» и др.), должна была выявить ценности, воспеваемые в них и исполнить одну из песен.
Группе «На все руки», используя привычные предметы, например, пустую коробку из-под конфет, старые журналы, компьютерную мышку и т.д., предстояло найти варианты их применения в новой ситуации.
Участники группы «Волшебная кисть» рисовали картину «Ценности нашего дома».
Помимо составленных четверостиший, исполненных песен, оригинальных изобретений и картины с глубоким смыслом ценностей Дома, участники выявили темы-проблемы, которые были бы интересны детям, в рамках учебных предметов: Экология моего дома; Подросток и интерьер его комнаты; Мой дом - мой спортзал; Как живут мои сверстники в других странах; Один дома или безопасность ребенка; Путешествуем по миру в поисках универсального дома; Геометрия моего дома; Дом - музей и т.д.
Участники творческой мастерской также определили конкретные практические задачи способствующие раскрытию личного вклада ребенка, в его жизнь, семью, жизнь близких людей: Мои домашние обязанности; Мой личный вклад в создание уюта в доме; Атмосфера моего дома; Кто главный в доме; Бюджет семьи и т.д.
Были разработаны интересные формы проведения занятий: мастерские и архитекторские бюро, дизайнерские лаборатории, экологический дозор, экономический форум «»держателей карманных денег» и т.д. Педагоги предложили использовать игровые, соревновательные приемы: экологический квест; строительная головоломка; театральная постановка «Дом, который построил Джек» и т.д.
Выявляя социально - практическую значимость деятельности детей в рамках Единого Тематического Дня «Дом», участники отметили важность проблем, связанных с жизнью школы, микрорайона, города, страны: « Мой второй дом- кто я в нём?»; «Моя малая родина»; «За стенами дома». Возможно, эти темы станут проектными работами школьников.
В результате творческих презентаций групповых проектов, плодотворного обсуждения и обмена идеями по организации Единого Тематического Дня участники творческой мастерской согласились, что представленная технология является идеальным условием для развития одаренности за рамками урока. В качестве «домашнего задания» для апробации технологии в своих образовательных организациях педагоги решили провести Единые Тематические Дни по темам «Человек», «Планета», «Язык» и др.
Единый Тематический День, как комплексное мероприятие в гимназии, приобретает черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором учащиеся организуют своею деятельности, а педагог занимает позицию рядового участника, «первого среди равных».
Давайте «сбежим за рамки урока» и, посмотрев на урок со стороны, откроем для себя и наших одаренных учеников безграничные возможности для творчества и исследований!