СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефисное написание наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированнный урок по усвоению новых знаний и ИКТ технологиями

Просмотр содержимого документа
«урок. Дефис в наречиях»



МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»













Урок русского языка

















подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной

категории Мишарова В.Н.





Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».


Тип урока: комбинированный.


Цель урока: Формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.

Задачи урока

образовательные:

а) повторить морфологические признаки и орфограммы, связанные с правописанием наречий («Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «Н и НН в наречиях», «Не с наречиями»);

б) познакомить учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях;

в) способствовать формированию умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.

развивающие:

способствовать развитию сообразительности, самостоятельности, логического мышления, речевой, мыслительной активности; формировать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля.

воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка, желанию добиться успеха в работе, культуры общения.

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, тестами, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, коллективная

Оборудование урока:

Доска, мел.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебник «Русский язык. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд 1)

Учитель: Добрый день! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (слайд 2)


Очень хочется, чтобы на каждом уроке вы усваивали что-то новое и обязательно что-то прибавляли к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. Итак, мы начинаем.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. На уроке нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить все известные сведения по теме «Наречие», закрепить на практике уже изученные орфографические навыки и познакомиться с новыми (слайд 3). Темы урока пока нет, мы её узнаем чуть позже.

II.Актуализация опорных знаний. Беседа по повторению пройденного материала

Учитель: Ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (морфологию).

Учитель: Что изучает морфология? (Морфология - это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.)

Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие.)

Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого повторим изученный материал, а затем проверим себя по кластеру.

Ученики:

1.Наречие - самостоятельная часть речи.

2.Наречие обозначает признак действия и относятся к глаголу.

3. Наречие отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как ? зачем? и почему ? в какой мере и степени?

4.Наречие имеют 6 разрядов по значению: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

5.Наречие не изменяются

6. Наречия могут образовывать степени сравнения

7.В предложении наречие является обстоятельством.

Учитель: посмотрите кластер на экране, все ли признаки наречий вы назвали? (Слайд 4. Ученики проверяют себя.)

III. Проверка домашнего задания

Учитель: Незадолго до сегодняшнего урока вы получили задание: найти пословицы, поговорки и фразеологизмы, в состав которых входят наречия. И нужно было, кроме объяснения значения выражений, указать смысловые группы наречий. Давайте посмотрим, как часто встречаются наречия в найденных вами выражениях и что они обозначают.

Ученики: читают подобранный ими материал.

IV. Подведение учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Молодцы. Ребята, посмотрите ещё раз на экран, вы видите на нём все морфологические признаки наречий. Но кроме них, мы с вами узнали и много орфографических особенностей наречий. Давайте повторим их в виде игры «Четвертый лишний». Перед вами на экране даны наречия, объединенные по какому-либо орфографическому правилу, нужно записать в тетрадь слово, которое отличается написанием от остальных (слайд 5)

Ученики выписывают в тетрадь слова.

Учитель: Проверим, что же вы исключили из строк и почему (после проверки идёт выставление оценок активным ученикам) Как вы думаете, по какому признаку объединены слова в последней строке и какое слово здесь лишнее?

( не знают)

А пока класс работает по заданию, к доске идут 3 учеников для работы по карточкам (индивидуальная работа у доски).

Учитель: на какие правила были ваши слова? Расскажите (ответы учеников).

Учитель: Ребята, в последнем задании вам встретились слова, написание которых мы ещё не знаете. Что это за слова?

Ученик: наречия с дефисом.

Учитель: на доске записаны слова других частей речи, в написании которых употребляется дефис. Мы повторили правила о постановке в них дефиса.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Дефисное написание наречий», давайте определим цели урока. Цели: познакомиться с правилом «Дефисное написание наречий», сформировать умение находить данную орфограмму в речи, выработать навык правильного написания подобных слов (слайд 6)

Для этого проведем небольшую исследовательскую работу, когда и почему пишется дефис в наречиях. Внимание, на экран (слайд 7)

Какие же морфемы образуют данные слова, запишите: от чего и с помощью чего они образованы (приставки, суффиксы, приставки и суффиксы, сложение корней)

Определите способ образования данных наречий: (запись в тетрадях). Сделаем вывод о написании дефиса в наречиях (ответы учеников) (слайды 8)

Запомните также написание сложных наречий, образованных путем повтора, обратите внимание на 2 последних слова и на постановку в них дефиса. (Слайд 9)

Учитель: Вот мы и выяснили условия дефисного написания наречий. Сверим наши наблюдения, находки с учебником (чтение правила - параграф 42,стр. 117,119 и орфограммы №62).

Учитель: Что- то новое из учебника узнали?

Ученик: Все условия дефисного написания наречий у нас записаны в таблице. Вернемся к строке, с которой мы начали объяснение темы. Какое же слово будет «лишним»? (слайд 10, побольше)

V. Усвоение темы.

1. Творческое задание.

Учитель: Чтобы закрепить это орфографическое правило на письме, составьте с помощью данных морфем (слайд11) новые слова и выделите изучаемую орфограмму, её образец вы видели на странице 119 в учебнике.

Учитель: А теперь проверим составленные слова (слайд 12)

2.Работа с учебником. Упражнения на закрепление под звездочкой

Учитель: Давайте ещё потренируемся. Найдем в учебнике на странице 117 упражнение под звездочкой, где даны к словам приставки в-, во- и суффиксы –ых, -их. Прочитаем задание. А теперь запишите наречия, составленные из данных частей. Ребята, что у вас получилось? (дети читают слова). Эти слова вы уже встречали, когда писали сочинения – рассуждения, Они называются вводными и используются в текстах, требующих перечислить какие-либо доказательства, размышления. Теперь вы знаете, как они записываются, а в предложении после них всегда ставится запятая.

VI. Физкультминутка.

Учитель: сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку. Слушайте стихи и выполняйте за мной (слайд 13)

Дружно все ребята встали.

Руки кверху мы подняли.

Сладко-сладко потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Раз – нагнулись, два – нагнулись.

Отдохнули. И опять

Знанья будем получать.

VII. Закрепление изучаемого материала.

1.Работа на внимание и нахождение наречий в тексте

Учитель: Ну что, немного отдонули? Давайте ёщё чуть-чуть потрудимся. Посмотрите на слова физкультминутки. Есть ли среди них наречия?(дружно, кверху, влево, вправо, опять). А слова на изучаемое правило?(сладко-сладко).Почему так пишется? (сложное наречие)

2.Задание на развитие речи (слайд 14).

Учитель: Ребята, перед вами фотографии зимнего Краснослободска, придумайте предложения или связный текст по ним, используя наречия с дефисом (по-зимнему, по-прежнему, по-морозному, по-сказочному, по-таинственному)

Ученики: пишут, а затем читают предложения.

3.Тестовая работа.

Учитель: В завершение сегодняшнего урока небольшая тестовая работа,запишите вариант теста и выберите правильные варианты ответов к заданиям (пишут ответы к тестам).А теперь посмотрите на экран и проверьте себя, поставив оценки. Я увижу все результаты, собрав тетради (слайд 15)

VII. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис?

  3. Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

Учитель:(слайд 16) Цели урока достигнуты? Вы помните, что для их достижения мы определили задачи, повторяя все известные сведения по теме «Наречие», закрепить на практике уже изученные орфографические навыки и познакомиться с новыми.

Учитель объявляет оценки за урок.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок подошел к концу. Перед вами карточки разных цветов. Попробуйте ими дать оценку полученным сегодня знаниям. Если вы остались на прежнем уровне, то поднимите белую карточку. Если узнали что-то новое желтую, а если хорошо усвоили материал, то красную.

Учитель: Итак, запишем в дневник домашнее задание (слайд 17, домашнее задание: § 42 упр. 250 , в тетрадь-справочник записать схему правила и слова - исключения), урок окончен, дежурных я прошу собрать мне тетради №1 и раздать тетради №2.







































ПРИЛОЖЕНИЕ

слайд1 слайд 2



слайд 3 слайд 4



слайд 5 слайд 6



слайд 7 слайд 8



слайд 9 слайд 10





слайд 11 слайд 12



слайд 13 слайд 14





слайд 15 слайд 16



слайд 17

Просмотр содержимого презентации
«Дефисное написание нареч.»

Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я. А. Коменский

Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский

Задачи : повторить все известные сведения по теме «Наречие», закрепить на практике орфографические навыки по теме «Наречие» и познакомиться с новыми

Задачи :

повторить все известные сведения по теме «Наречие»,

закрепить на практике орфографические навыки по теме «Наречие» и познакомиться с новыми

Признак действия Самостоятельная часть речи Вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему? В предложении является обстоятельством Наречие Разряды: Образ действия Мера и степень Место Время Причина Цель Образуют степени сравнения Не изменяются

Признак действия

Самостоятельная часть речи

Вопросы:

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему?

В предложении является обстоятельством

Наречие

Разряды:

Образ действия

Мера и степень

Место

Время

Причина

Цель

Образуют степени сравнения

Не изменяются

Найди «четвертое  лишнее» слово 1. (Не)лепо, (не)вдомек, (не)хорошо, (не)взначай. 2. Н…когда, н…когд á , н…гд é , н…к á к. 3. Беше…о, мудре…о,  безветре…о, ветре..о. 4. Хорош…, горяч…, ещ…, свеж… . 5. Влев…, затемн…, издавн…, направ… . 6. (По) русски, (по)нашему, (по)больше, (по)хорошему

Найди «четвертое

лишнее» слово

1. (Не)лепо, (не)вдомек, (не)хорошо, (не)взначай.

2. Н…когда, н…когд á , н…гд é , н…к á к.

3. Беше…о, мудре…о, безветре…о, ветре..о.

4. Хорош…, горяч…, ещ…, свеж… .

5. Влев…, затемн…, издавн…, направ… .

6. (По) русски, (по)нашему, (по)больше, (по)хорошему

Тема урока  Дефисное написание наречий   Цели:   познакомить с правилом «Дефисное написание наречий»,  сформировать умение находить данную орфограмму в речи,   выработать навык правильного написания подобных слов

Тема урока Дефисное написание наречий

Цели: познакомить с правилом «Дефисное написание наречий», сформировать умение находить данную орфограмму в речи, выработать навык правильного написания подобных слов

по – новому  по – дружески  По-старому  во – первых  в-третьих  в - пятых кое – где  как -либо  когда-то   еле – еле  давным – давно  точь-в-точь

по – новому

по – дружески

По-старому

во – первых

в-третьих

в - пятых

кое – где

как -либо

когда-то

еле – еле

давным – давно

точь-в-точь

ДЕФИС В  НАРЕЧИЯХ ПО + ПРИЛАГ _ + -ОМУ-  (-ЕМУ-) В- (ВО-) +  ЧИСЛИТ + -ЫХ  (-ИХ) КОЕ- + НАРЕЧИЕ + -ТО  -ЛИБО   -НИБУДЬ ЕЛЕ-ЕЛЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

ДЕФИС

В

НАРЕЧИЯХ

ПО + ПРИЛАГ _ + -ОМУ-

(-ЕМУ-)

В- (ВО-) + ЧИСЛИТ + -ЫХ

(-ИХ)

КОЕ- + НАРЕЧИЕ + -ТО

-ЛИБО

-НИБУДЬ

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

ЗАПОМНИ: ДАВНЫМ-ДАВНО ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ ВИДИМО-НЕВИДИМО МАЛО-ПОМАЛУ НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ТОЧЬ-В-ТОЧЬ БОК О БОК

ЗАПОМНИ:

ДАВНЫМ-ДАВНО

ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ

ВИДИМО-НЕВИДИМО

МАЛО-ПОМАЛУ

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

БОК О БОК

(По) русски,  (по)нашему,  (по)больше,  (по)хорошему

(По) русски, (по)нашему, (по)больше, (по)хорошему

По-   ему По- ому В-   -ых   -либо По-   -и   -давно   -еле Старый Осенний Давным Пятый Еле Куда русский

По- ему

По- ому

В- -ых

-либо

По-

-давно

-еле

Старый

Осенний

Давным

Пятый

Еле

Куда

русский

По-осеннему По-старому В-пятых Куда-либо По-русски Давным-давно Еле-еле

По-осеннему

По-старому

В-пятых

Куда-либо

По-русски

Давным-давно

Еле-еле

Дружно все ребята встали. Руки кверху мы подняли. Сладко-сладко потянулись. Влево, вправо повернулись. Раз-нагнулись, два-нагнулись. Отдохнули. И опять Знанья будем получать!

Дружно все ребята встали.

Руки кверху мы подняли.

Сладко-сладко потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Раз-нагнулись, два-нагнулись.

Отдохнули. И опять

Знанья будем получать!

по-зимнему  по-морозному  по-сказочному  по-таинственному  по-прежнему

по-зимнему по-морозному по-сказочному по-таинственному по-прежнему

Ключи к тесту  Оцените себя.  Где и почему вы сделали ошибку? 2 вариант В А, Г,Е Б 1 вариант

Ключи к тесту Оцените себя. Где и почему вы сделали ошибку?

2 вариант

  • В
  • А, Г,Е
  • Б

1 вариант

  • В
  • А,Г,Е
  • Б
Цели урока:   познакомить с правилом «Дефисное написание наречий», сформировать умение находить данную орфограмму в речи,  выработать навык правильного написания подобных слов

Цели урока:

познакомить с правилом «Дефисное написание наречий»,

сформировать умение находить данную орфограмму в речи,

выработать навык правильного написания подобных слов

§42, упр.250, записать в тетрадь-справочник схему правила и слова - исключения со стр.119

§42, упр.250, записать в тетрадь-справочник схему правила и слова - исключения со стр.119