МАОУ Усть-Эгитуйская СОШ
Деятельность школьного спортивного клуба
Методическая разработка
Составитель: Цыденов Л.Д
Усть-Эгита
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
Планирование и организация работы школьного спортивного клуба ……..……………………………………………….5
Заключение ………………………………………………...……………... 15
Список литературы ……………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность пособия заключается в поиске новых форм работы для привлечения обучающихся и их родителей, администрации и педагогического коллектива образовательной организации к пропаганде школьного спорта и здорового образа жизни.
Физическая культура является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами, процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается совокупность специфических духовных и материальных ценностей занятий физическими упражнениями.
Физическая культура – обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания, цель которого – формирование физической культуры личности. Это подразумевает мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Для достижения этой цели в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, могут создаваться школьные спортивные клубы. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.
Цель работы ШСК-создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательной организации, организации досуга обучающихся по спортивным интересам, удовлетворение их потребности в физическом совершенствовании, а также оказание практической помощи участникам образовательного процесса в реабилитации, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи работы ШСК:
Создание ежегодного продуманного плана работы.
Организация для всех участников образовательного процесса систематических занятий физической культурой и спортом в спортивных секциях, группах оздоровительной направленности, любительских и других объединениях по интересам.
Создание группы поддержки школьного спортивного клуба
Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных праздников, дней здоровья, спартакиады и соревнований
Установление и поддержание связи с другими школьными спортивными клубами и спортивными организациями
Взаимодействие со средствами массовой информации
Представленная работа школьного спортивного клуба позволяет активно внедрять физическую культуру, ведение здорового образа жизни в последующую жизнь учащихся и членов их семей, а также работников образовательной организации.
Разработка адресована педагогическим работникам образовательных организаций.
Планирование и организация работы школьного спортивного клуба
Грамотно спланированная и организованная работа школьного спортивного клуба, позволит добиться наиболее высоких показателей в образовательной организации.
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ШСК:
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3.ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 ;
3.Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5.Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
6. Приказ Министерства образования науки России №1065 от 13.09.2013г. «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
8. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ №3.
9. Устав Школьного спортивного клуба.
Ежегодный план работы школьного спортивного клуба
Планирование — это процесс, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем.
Планирование является ориентиром и путеводителем, что позволяет гораздо облегчить и построить работу ШСК. Для формирования четкого понятия планируемой работы и дальнейшей реализации, в годовом плане (табл. 1) прописывается распределение мероприятий с поставленными задачами во времени. Это позволяет хорошо ориентироваться в дальнейшей годовой работе. Хорошо спланированная работа ШСК помогает высокому росту результатов в физической культуре и спорте.
Таблица 1
Годовой план работы ШСК
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1 | Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: | | |
2 | Спортивная работа в классах и секциях: | | |
3 | Внеурочная работа в школе: | | |
4 | Участие в районных соревнованиях: | | |
5 | Агитация и пропаганда здорового образа жизни: | | |
6 | Организация работы по месту жительства: | | |
7 | Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом: | | |
8 | Хозяйственные мероприятия: | | |
9 | Хозяйственные мероприятия: | | |
Примеры годового плана работы и сетки спортивных мероприятий (табл. 2) ШСК представлены в приложениях 1 и 2 соответственно.
Таблица 2
Годовой план-сетка спортивных мероприятий
№ | Наименование мероприятия | Классы | Сроки проведения | Место проведения | Ответственный |
Первая четверть |
1 | | | | | |
Адаптивная физическая культура
В настоящее время здоровье школьников является приоритетом современного образования. У обучающихся увеличилась тенденция роста заболеваний, как врожденных, так и приобретенных, поэтому существует необходимость в проведение занятий адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны. Они могут быть:
- систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика),
- эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома),
- массовыми (фестивали, праздники),
- соревновательными (от групповых до международных),
- игровыми (в летнем оздоровительном лагере).
Цель всех форм организации - расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.
Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является внеурочная форма. Для обучающихся имеющих специальную медицинскую группу «А» в образовательной организации программа по адаптивной физической культуре реализуется с сентября 2019 года. Школьники разделены на группы по возрасту и заболеванию. Занятия проводятся в четырех группах по расписанию, с обучающимися работают учителя физической культуры прошедшие курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре.
Организация для всех участников образовательного процесса систематических занятий физической культурой и спортом
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для успешной деятельности школьного спортивного клуба были созданы:
Данная секция считается одной из самых популярных, так как является одним из основных видов спартакиады среди школьных спортивных клубов. Волейбол – игровой вид спорта способствующих развитию двигательных координационных способностей, воспитывающий чувство ответственности, развивающий волевые качества обучающихся. Основой подготовки занимающихся в секции, является универсальность в овладении технико-тактических приемов. Программа реализуется в трех группах, занятия проходят три раза в неделю.
Баскетбол - спортивная командная игра, также, как и волейбол является очень популярной среди обучающихся. Систематические занятия в секции помогают развитию физических качеств (быстрота, ловкость и скоростно-силовая выносливость), а также способствуют воспитанию нравственных и морально-волевых качеств. Программа реализуется в двух группах, занятия проходят три раза в неделю.
Настольный теннис развивает такие физические качества как: ловкость, быстрота, реакция, скоростная выносливость, умение концертировать и переключать внимание. Программа реализуется в трех группах, занятия проходят три раза в неделю.
Поддержка спортивных команд, участвующих в соревнованиях
Создание благоприятной эмоциональной обстановки на
спортивных мероприятиях
Привлечение болельщиков и зрителей
Формирование чувства красочности и праздника на мероприятии
Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных праздников, дней здоровья и соревнований
Одной из главных задач работы Школьного спортивного клуба является укрепление здоровья и правильное физическое развитие обучающихся. Для решения этих задач используются различные формы: дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, туристические походы.
Для организации мероприятий ведется совместная работа учителей физической культуры, администрации школы, медицинских работников и родителей. Основная роль в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий принадлежит Совету школьного спортивного клуба.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может быть полноценной, если не будет сопровождаться системой проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Они стимулируют обучающихся к систематическим и регулярным занятиям физической культурой и спортом.
При проведение физкультурно-спортивных мероприятий основное внимание уделяется занятости обучающихся, активному участию во всех запланированных видах, что способствует привлечению большого количества участников образовательного процесса, главным показателем которых является- массовость.
В ходе деятельности ШСК были проведены :
Школьные соревнования (легкая атлетика, лыжные гонки, пионербол, баскетбол и волейбол)
Спортивные праздники с участием родителей («Мой папа - самый сильный», «Папа, мамам, я – спортивная семья»)
Соревнования по волейболу с участием родителей
Веселые старты для начальной школы
Связь с другими школьными спортивными клубами и спортивными организациями
Важным условием эффективной и результативной работы школьного спортивного клуба является не только учебно-тренировочный процесс, школьные физкультурно-спортивные мероприятия, но и товарищеские встречи со спортивными командами других школьных спортивных клубов и образовательных организаций. Такие встречи помогают совершенствованию полученных навыков в спортивных секциях и кружках, формируют чувство соперничества, мотивируют к более серьезной подготовке и являются бесценным опытом, что становится залогом успеха.
ШСК регулярно проводит товарищеские встречи по волейболу, баскетболу, настольному теннису и русской лапте, как на своей спортивной площадке, так и на спортивной площадке соперника.
Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач, решением которой занимается образовательная организация, но решающая роль принадлежит родителям.
В целях популяризации здорового образа жизни, важно взаимодействие со средствами массовой информации, так как СМИ занимают значимое место в развитии общества. Большое значение имеет вовлечение обучающихся и членов их семей в занятия физической культурой и спортом. Нормативные документы
Педагогический состав школьного спортивного клуба
Расписание спортивных секций
Новости
Информацию для коллег и учеников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Залог успешной работы школьного спортивного клуба заключается в создание благоприятных условий для развития физической культуры и спорта в образовательной организации. Для этого разработан ежегодный продуманный план работы ШСК, что значительно помогает облегчить и построить работу клуба.
Для реабилитации, сохранения и укрепления здоровья проходят занятия адаптивной физической культурой. Благодаря таким занятиям практически все обучающиеся охвачены, что значительно повышает рост двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями и приобщением к доступной спортивной деятельности.
Проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий помогает укреплению здоровья и правильному физическому развитию обучающихся. На базе клуба проводятся не только спортивные мероприятия для обучающихся, но и наблюдается рост заинтересованности родителей и членов семей.
Повысилось количество и качество проводимых школьных спортивных мероприятий, что благоприятно сказалось на результативности клуба, так как увеличилось число призовых мест в соревнованиях между ШСК.
Таким образом, повысился спортивный интерес обучающихся, полностью удовлетворены их потребности физического совершенствования и организована работа групп оздоровительной направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. - М.: Издательство «Спорт», 2016.
Железняк Ю.Д. Спортивные игры [Текст]: Учебник. - М.: Академия, 2004.
Коваленко В.И. В помощь учителю [Текст]: Учебно-методическое издание. - Саратов, 2007.
Физическая культура [Текст]: учебник / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М., 2014.
Черлидинг [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3
6. Щербак А.П. Модернизация технологий и содержания обучения предметной области «Физическая культура» в соответствии с ФГОС [Текст]: методические рекомендации. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018.
10