действительные причастия
прошедшего времени
Цели: познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; повторить правописание действительных причастий настоящего времени; учить составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упражнение 94).
– Как вы озаглавили этот текст?
– Какого он стиля?
– Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя?
Работа со словарными словами: поразительно, силуэт – определить лексическое значение, запомнить написание (очертание):
а) разберите по составу слово поразительно, подберите синонимы к глаголу поразить (изумить, восхитить);
б) подберите к глаголу поразить глагол другого вида (поразить – совершенный вид, поражать – несовершенный вид), образуйте от глагола поражать действительное причастие настоящего времени.
в) образуйте от глагола поразить действительное причастие настоящего времени. (Образовать нельзя. )
– Почему?
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Объяснение нового материала.
1. На доске – запись в таблице:
– Выделите основы в глаголах и причастиях.
– Выделите формообразующие суффиксы у причастий.
– Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени.
2. Изучение материала учебника (на с. 45).
– Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом -вш-? А перед суффиксом -а-?
– Какую гласную надо писать перед суффиксом -вш-?
– Образуйте действительное причастие прошедшего времени от глагола замерзнуть. Что происходит с суффиксом -ну-?
(При образовании действительного причастия прошедшего времени суффикс
выпадает: замерз
ий).
V. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 95 (по цепочке).
– Чтение выделенного курсивом уточнения о написании гласных перед суффиксом причастий прошедшего времени.
– Какие из причастий можно использовать при описании лица человека?
2. Диктант с грамматическим заданием.
ПРОСЕКА
Узкая, несколько
Сгнившие пни, покрытые великолепным фарфорово-зеленым мхом. Посредине просеки – высокий стог сена, прикрытый от дождя и ветра
За стогом – огромный
тяжелой, яшмовой листвой. Казалось, он улыбается над бесплодными порывами ветра, над этими медвежьего цвета тучами с шоколадно-желтыми краями…
(По В. Иванову.)
– Укажите действительные причастия настоящего и прошедшего времени; выделите в них суффиксы, подчеркните их как члены предложения.
– Укажите определяемые существительные и зависимые от причастий слова.
– Объясните лексическое значение слова яшмовый.
(Яшма – разновидность кварца с узорчатыми прожилками.)
3. Выполнение упражнения 96.
– Распределите словосочетания в две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую.
– С двумя любыми словосочетаниями составить предложения с однородными членами.
– Сделать синтаксический разбор одного из предложений (самостоятельно).
4. Выполнение упражнения 97 (самостоятельно).
Беседа по вопросам.
– Что называется причастным оборотом?
– Когда обособляется причастный оборот?
Учащиеся, выполнившие упражнение раньше других, получают оценки.
VI. Подведение итогов урока.
– От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
– Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных в неопределенной форме глагола?
Домашнее задание: выучить § 17 (с. 45), упражнение 98